Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:51, реферат
Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.
Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всём умели найти гармонию.
В настоящее время, в эпоху коренных изменений в культуре России, наиболее значимым является изучение стабильно развивающейся культуры тех народов, с которыми можно было бы сравнить современную российскую культуру и придержаться каких-либо определённых аспектов культурного развития.
Введение
Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.
Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всём умели найти гармонию.
В настоящее время,
в эпоху коренных изменений
в культуре России, наиболее значимым
является изучение стабильно
развивающейся культуры тех
Таким образом, Япония
– страна с многовековым
Следовательно, целью
данной работы является
Предметом для изучения послужит, соответственно, народ Японии и его культура.
Особенности японской культуры.
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром, наконец, открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.
Литература
Японская литературная традиция считается одной из самых древних. Ранние письменные произведения относятся к VIII в. Возникновение их связано с заимствованием китайской иероглифической письменности. Японская литература долгое время находилась под влиянием литературы китайской. Первыми письменными памятниками японской литературы являются собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев. VIII в. считается расцветом придворной литературы (прозы и поэзии). В это время складываются такие литературные жанры, как сказание и «дневник». В период Камакура и Муромати, когда ведущую роль в японском обществе играли военное сословие и самураи, большую известность и популярность приобретают военные хроники. Сюжеты военных хроник послужили основой для многих пьес в стиле но, кабуки и дзерури.
классическим жанром японской поэзии считаются стихи, называемые «короткий стих», состоящие из 5 строк (31 слог – распределение по строкам 5-7-5-7-7). Это «высокая» поэзия на японском языке, пользовавшаяся особым покровительством императорского двора. При дворе устраивались специальные поэтические состязания, лучшие стихи объединялись в императорские сборники.
В XVII в. большую популярность получили легенды, притчи и рассказы, возникшие в устной форме. Тогда же оформляется и авторская проза. Главным жанром долгое время были гэсаку – жанровые развлекательные рассказы, основным содержанием которых были забавные истории из окружающей жизни. Литература в жанре гэсаку делилась на несколько направлений:
1) «остроумные рассказы»,
главной темой которых в
2) «юмористические книги»;
3) «книги людских страстей»
– сентиментальные, но очень
реалистические истории о
Стиль гэсаку не пережил падения сегуната Токугава, в новой японской литературе конца XIX – начала XX вв. наметился резкий перелом, вызванный влиянием и популярностью западной литературы.
Религия
Эстетические принципы японского
искусства сформировались под влиянием
трех важнейших религиозно-
1) синтоизма;
2) конфуцианства;
3) буддизма.
Почитание природы как
божественного начала оформилось в
древнюю национальную религию японцев
– синто. Изначально у каждого
клана были свои собственные божества-
В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и в горах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми камнями; храм окружали священные ворота, а дорогу к нему украшали многочисленные каменные фонари.
Конфуцианство, как и буддизм,
пришло в Японию из Китая. Под конфуцианством
обычно понимается традиционная древнекитайская
религиозно-философская
Важную роль в развитии
традиционного японского
Дзэн-буддизм и связанные
с ним искусства – это особая
тема. Дзэн-буддизм начал
1) театр но;
2) искусство оформления цветов (икебана);
3) чайная церемония, архитектура.
Традиционная японская эстетика, сочетающая синтоистские, конфуцианские и буддийские идеалы, разработала особые принципы, понимание которых является ключом к японскому искусству. Важнейшими из этих принципов считаются:
1) фурюу (возвышенный вкус, образованность и развитость ума, особенно этот принцип относился к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и оформлению цветов);
2) моно-но аварэ;
3) ваби;
4) саби;
5) югэн.
Традиция японского
1) бугаку;
2) но;
3) кегэн;
4) бунраку;
5) кабуки.
Все эти пять традиций существуют и сегодня. Несмотря на значительные различия, они объединены общими эстетическими принципами, лежащими в основе японского традиционного искусства.
Театр
Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров; маски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств. В драмах главный акцент делался на психологические образы. Постижение актерского мастерства театра но начиналось с раннего детства и совершенствовалось в течение всей жизни. Театр но и от зрителей требовал подготовки и образованности.
Репертуар но весьма разнообразен; в настоящее время известно около 240 пьес различного содержания. Примечательно, что в классическом театре но все роли, включая женские, исполняются только мужчинами.
Традиция театра кабуки связана с городской культурой. Кабуки был любимым зрелищем горожан всех слоев и уровней достатка и отвечал вкусам этой публики. Возникновение театра кабуки относится к самому началу XVII в. Как внешний вид, так и манеры поведения труппы шокировали публику, поэтому исполняемые ими танцы прозвали кабуку, что означает «отклоняться», «шокировать». Первоначально театр кабуки был преимущественно женским, однако правительство, недовольное фривольным поведением актрис, в 1629 г. запретило участие женщин в театре. Женщин в кабуки стали заменять юноши, однако с 1652 г. сегунат запретил по тем же причинам и мужской кабуки. С тех пор участвовать в театральных постановках кабуки было разрешено только взрослым мужчинам, а спектакли стали подвергаться строгой цензуре.
Параллельно с традицией кабуки развивалась и традиция японского кукольного театра дзерури. Каждой куклой, размер которой составляет примерно от 1/2 до 2/3 человеческого роста, управляют сразу 3 человека; у кукол подвижны глаза, веки, брови, рот, руки и ноги. Кукловоды одеты в черные одежды, у двоих ассистентов даже лица закрыты черными колпаками. Декламатор не только читает текст, но и «озвучивает» сразу всех кукол.
Живопись
Религиозные течения Японии
повлияли на развитие японского искусства.
Легендарная история Японии, подвиги
богов и героев стали сюжетной
основой для многих произведений
японского изобразительного искусства.
Выражением конфуцианских эстетических
принципов в живописи служил идеализированный
природный пейзаж, вызывающий в зрителе
стремление к совершенству и безупречности.
Идеи дзэн также вдохновляли искусство,
в том числе и монохромную
живопись тушью на бумаге. Широкое
распространение получила буддийская
живопись, в центре внимания которой
находились канонические образы буддийского
пантеона. К объектам буддийского
искусства относятся
Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные произведения могли иметь форму висячих свитков, свитков горизонтального формата, разворачивающихся по мере рассмотрения, могли быть в виде отдельных альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. Основу же всех стилей живописи составляют два главных направления:
1) континентальное (пришедшее из Китая);
2) японское.
Примерно до X в. в японской живописи доминировало китайское направление.
В средние века было популярно направление намбан – буквально «южный варвар» – так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в стиле намбан, подражали западной живописи.
С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга – буквально «просвещенная живопись» («японский импрессионизм»). Этот жанр повлиял на художника Кацусику Хокусай.
Укие-э – это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства. Он появился в 1-й половине XVII в, а во 2-й половине XIX в. пришел в упадок. Обычно под укие-э понимают популярные и широко распространенные жанровые произведения – живопись и, в особенности, гравюру. Термин укие-э означает «мир скорби» – так именуется мир сансары. В XVII в. эти представления были несколько переосмыслены. Мир преходящих наслаждений также стал именоваться укие-э, только записывался он уже другим иероглифом с тем же звучанием, буквально означавшим «проплывающий мимо».
В центре внимания художников укие-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий:
1) прекрасные дамы;
2) знаменитые гейши и куртизанки;
3) актеры театра кабуки;
4) эротические сцены;
5) праздники и фейерверки;
6) цветы и птицы.
Конец XVIII—начало XIX вв. считаются золотым веком укие-э. В эти годы творили такие мастера, как Китагава Утамаро (1753–1806), и др. В первое тридцатилетие XIX в. одной из любимых тем укие-э становится пейзаж. Непревзойденным мастером японской пейзажной гравюры считается Кацусику Хокусай.
Следует также отметить, что в Японии укие-э долгое время считался «низким» жанром, поэтому огромное количество работ было утеряно. Примечательно, что самим японцам взглянуть на укие-э как на полноправные художественные произведения помогли иностранцы. Эстетика укие-э оказала огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников, как Э. Дега, К. Моне, и особенно на В. Ван-Гога.
Архитектура, скульптура.
В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека (хранилище рукописей), зал для медитаций, помещение-жилище монахов и трапезная.