Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа
Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1.Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2.Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России.
3.Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.
Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Организационные основы охраны национального культурного наследия.................................................................................................................5
1.1 Предпосылки организации охраны культуры.....................................................................................................5
1.2 Правовое регулирование охраны культурного наследия.....................................................................................................6
Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия...................................................................................................15
2.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия...................................................................................................15
2.2 Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры".................................................................................................17
2.3 Основные современные методы сохранения памятников...............................................................................................22
Глава 3. "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" (ГКБУК "КЦОП")……………………………………………………………..…………28
Заключение...............................................................................................38
Список используемой литературы............................................................40
Вредной для памятников оказывается
и неквалифицированная
Неизбежно приходится исходить из того непреложного факта, что ничто, ни один предмет не может существовать вечно. Поэтому часть культурных ценностей постепенно исчезает в силу разных причин: в силу естественного срока их существования: по причине очень плохих материалов и способов изготовления: из-за неблагоприятных условий хранения и пользования; разрушения в аварийных ситуациях; из-за непригодных или неправильно примененных способов консервации.
В настоящее время остро
ощущается потребность
Особенно много памятников
истории и культуры погибает из-за
пренебрежения официальных
Постепенно в обществе вызревает уважительное отношение к культурному наследию, потребность сохранения и реставрации, использования в современных условиях памятников прошлого. Утверждается представление о том, что памятник – объект, охраняемый законом. Д.С. Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры прежде всего» .
Памятником считается всякий остаток прошлого, все, что напоминает о прошлом, по научной терминологии – всякий источник исторического происхождения (памятники материальной и духовной культуры), в правовом аспекте – это те культурные ценности, которые признаны достойными государственной охраны, т.е. хранения в государственных хранилищах или учета государственными органами охраны памятников. Степень понимания того, какое место занимает культура в нашем бытии, а культурное наследие в нашей современной жизни, является показателем развития общественного сознания в целом.
Правовое регулирование
отношений в области
Федеральный закон «Об
объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской
Федерации» регулирует отношения в
области сохранения, использования,
популяризации и
Принятие этого документа
стало большим событием в сфере
охраны культурного наследия. Закон
создан с учетом новейшего европейского
опыта и реальной экономической
и социокультурной ситуации в
стране. В нем подчеркивается ценность
объектов культурного наследия России,
как символа национально-
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Объекты культурного наследия
определяются в законе как объекты
недвижимого имущества со связанными
с ними произведениями живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного
Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Данная классификация
кажется на первый взгляд излишне
громоздкой и детальной, но такая
подробность позволяет более
точно определить круг объектов, включаемых
в государственную охрану. Все
ранее принимаемые
Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.
В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Важное место в законе
отведено решению проблемы учета
культурного наследия. Закон определяет
задачу подготовки Государственного реестра
объектов культурного наследия, как
государственной информационной системы,
включающей в себя банк данных об объектах
культурного наследия России, единство
и сопоставимость которых обеспечиваются
за счет общих принципов формирования,
методов и формы ведения
В новом действующем законе
подробно определяется механизм правового
регулирования права
В законе получили отражение
вопросы, посвященные воссозданию
памятников. В статье закона подчеркнуто,
что воссоздание утраченного
объекта культурного наследия осуществляется
посредством его реставрации
в исключительных случаях, при особой
исторической, архитектурной, научной,
художественной, градостроительной, эстетической
или иной значимости объекта и
при наличии достаточных
Закон отразил наиболее актуальные
проблемы сохранения культурного наследия
в новых экономических и
Осознание общественного и государственного значения охраны культурного наследия оформилось не сразу.
В настоящее время возникает
необходимость реорганизации
Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.
Главным необходимым условием
обеспечения сохранности
Государственная политика по
обеспечению сохранности
Существующая система
государственной охраны объектов культурного
наследия была сформирована на основе
принципов, определенных в 60-х – 70-х
годах прошлого века, и обеспечивала
сравнительно приемлемое состояние
важнейших памятников в условиях
социалистической плановой экономики.
Колоссальные экономические и социальные
изменения в России, произошедшие
за последние 20 лет, потребовали коренной
модернизации этой системы. Важным шагом
на этом пути стало принятие в 2002 г.
долгожданного закона "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации".
Новый закон вел целый ряд
важных новых понятий и норм, предопределяющих
регламентацию охраны, сохранения и
использования объектов культурного
наследия. Однако его полноценное
практическое использование требовало
разработки и утверждения нескольких
подзаконных актов, в частности
Положений о Едином государственном
реестре объектов культурного наследия,
о государственной историко-
На протяжении 1990-х годов
в соответствии с приказом Министерства
культуры РСФСР от 26 января 1990 № 33 "О
реорганизации структуры
Необходимо отметить, что
в ходе осуществленной в соответствии
с принципами административной реформы
реорганизации структуры
Между тем, создание такого
органа не противоречит идее жесткого
разграничения
В сфере культурного наследия,
как особо общественно
Таким образом, новый закон
отразил наиболее актуальные проблемы
сохранения культурного наследия в
новых экономических и