Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1.Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2.Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России.
3.Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Организационные основы охраны национального культурного наследия.................................................................................................................5
1.1 Предпосылки организации охраны культуры.....................................................................................................5
1.2 Правовое регулирование охраны культурного наследия.....................................................................................................6
Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия...................................................................................................15
2.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия...................................................................................................15
2.2 Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры".................................................................................................17
2.3 Основные современные методы сохранения памятников...............................................................................................22
Глава 3. "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" (ГКБУК "КЦОП")……………………………………………………………..…………28
Заключение...............................................................................................38
Список используемой литературы............................................................40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

Вредной для памятников оказывается  и неквалифицированная реставрация.

Неизбежно приходится исходить из того непреложного факта, что ничто, ни один предмет не может существовать вечно. Поэтому часть культурных ценностей постепенно исчезает в  силу разных причин: в силу естественного  срока их существования: по причине  очень плохих материалов и способов изготовления: из-за неблагоприятных  условий хранения и пользования; разрушения в аварийных ситуациях; из-за непригодных или неправильно  примененных способов консервации.

В настоящее время остро  ощущается потребность определения  правового статуса реставратора и консерватора.

Особенно много памятников истории и культуры погибает из-за пренебрежения официальных представителей власти, не уделяющих должного внимания их охране и воспитанию у населения  уважения к культурному наследию, а также вследствие невежества и  непонимания их ценности и места  в нашей жизни.

Постепенно в обществе вызревает уважительное отношение  к культурному наследию, потребность  сохранения и реставрации, использования  в современных условиях памятников прошлого. Утверждается представление  о том, что памятник – объект, охраняемый законом. Д.С. Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры прежде всего» .

Памятником считается  всякий остаток прошлого, все, что  напоминает о прошлом, по научной  терминологии – всякий источник исторического  происхождения (памятники материальной и духовной культуры), в правовом аспекте – это те культурные ценности, которые признаны достойными государственной  охраны, т.е. хранения в государственных  хранилищах или учета государственными органами охраны памятников. Степень  понимания того, какое место занимает культура в нашем бытии, а культурное наследие в нашей современной  жизни, является показателем развития общественного сознания в целом.

Правовое регулирование  отношений в области сохранения, использования, популяризации и  государственной охраны объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях Конституции  Российской Федерации, Гражданского кодекса  Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Федеральный закон «Об  объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в  области сохранения, использования, популяризации и государственной  охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной  обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и  культурного наследия, беречь памятники  истории и культуры, а также  на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Принятие этого документа  стало большим событием в сфере  охраны культурного наследия. Закон  создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической  и социокультурной ситуации в  стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России, как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов  историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего  многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного  наследия.

В Российской Федерации гарантируется  сохранность объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Объекты культурного наследия определяются в законе как объекты  недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники  и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками  информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие  виды: памятники, ансамбли, достопримечательные  места.

Данная классификация  кажется на первый взгляд излишне  громоздкой и детальной, но такая  подробность позволяет более  точно определить круг объектов, включаемых в государственную охрану. Все  ранее принимаемые законодательные  документы предлагали более краткие, но не более четкие определения и  классификации, что вызывало определенные трудности при выявлении, паспортизации  и присвоении памятникам категорий.

Закон определяет государственную  охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.

В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением  законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение  или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного  наследия.

Важное место в законе отведено решению проблемы учета  культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки Государственного реестра  объектов культурного наследия, как  государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

В новом действующем законе подробно определяется механизм правового  регулирования права собственности  по отношению к объектам культурного  наследия.

В законе получили отражение  вопросы, посвященные воссозданию  памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного  объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации  в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и  при наличии достаточных научных  данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного  памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета  принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.

Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы  сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко  регламентированы отношения новых  владельцев памятников и государственных  учреждений охраны.

Осознание общественного  и государственного значения охраны культурного наследия оформилось не сразу.

В настоящее время возникает  необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию  памятников истории и культуры. В  связи с этим является целесообразным проведение анализа современного состояния  проблемы сохранения культурного наследия, разработки путей решения.

 

 

Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного  наследия

2.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия

В соответствии с Федеральным законом  от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной задачей  в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности  объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление  их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации  в соответствии с законодательством.

Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее  время является совершенствование  государственной политики на основе всестороннего учета состава  и состояния объектов культурного  наследия, современных социально-экономических  условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных  организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации  и множества других факторов.

Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как  одного из главных социально-экономических  ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и  реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной  охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов  и категорий.

Существующая система  государственной охраны объектов культурного  наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х – 70-х  годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние  важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом  на этом пути стало принятие в 2002 г. долгожданного закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории  и культуры) народов Российской Федерации". Новый закон вел целый ряд  важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и  использования объектов культурного  наследия. Однако его полноценное  практическое использование требовало  разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности  Положений о Едином государственном  реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор остаются в стадии разработки.

На протяжении 1990-х годов  в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января 1990 № 33 "О  реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории  и культуры" система государственной  охраны памятников состояла, в основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию памятников, созданных органами управления культурой  субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что впоследствии указанный  приказ Министерства культуры РСФСР  вступил в противоречие с законодательством  и был отменен, в 60 субъектах Российской Федерации полномочия государственных  органов охраны памятников продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах Российской Федерации структуры, выполняющие  эти функции отсутствуют вовсе и только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ.

Необходимо отметить, что  в ходе осуществленной в соответствии с принципами административной реформы  реорганизации структуры федеральных  органов исполнительной власти не был  создан предусмотренный Федеральным  законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ федеральный  орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной  охраны объектов культурного наследия, хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.

Между тем, создание такого органа не противоречит идее жесткого разграничения правоприменительных  функций органов исполнительной власти (в том числе, функций по непосредственному осуществлению  государственной охраны) и соответствующих  надзорных функций.

В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно  дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз  и обсуждений.

Таким образом, новый закон  отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в  новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны  вопросы сохранения исторических центров  городов (система охранных зон, размеры  допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко  регламентированы отношения новых  владельцев памятников и государственных  учреждений охраны. Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых – историков, архитекторов, реставраторов – ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существующего пакета законодательных актов по охране культурного наследия.

Информация о работе Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)