Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:10, реферат
Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность – будь то в искусстве, в политике, технике и т.д.
Введение………………………………………………………………………3
1. Антропоцентризм и материализм как мировоззренческая платформа в искусстве Леонардо да Винчи…………………………………………….......6
2. Место живописи среди прочих видов искусства и областей наук в трактовке Леонардо да Винчи………………………………………...............9
Заключение…………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………….….13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Кафедра
Эстетики
Реферат на тему:
Понимание живописи
и ее мировоззренческая роль
в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи
Екатеринбург
2013
Оглавление
Введение………………………………………………………
1. Антропоцентризм и материализм как мировоззренческая платформа в искусстве Леонардо да Винчи…………………………………………….......6
2. Место живописи среди прочих видов искусства
и областей наук в трактовке Леонардо
да Винчи………………………………………..........
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность – будь то в искусстве, в политике, технике и т.д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.
Антропоцентризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рационализм (акцент на знании, а не на вере в познании им самого себя и окружающего мира), светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к творческой активности, наконец, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию - все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от средневековых традиций. Сложившись как целостное мировоззрение - несмотря на наличие разных идейных направлений, - гуманизм во второй половине XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.
Гуманистический идеал человека героизируется. Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центре своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце ХV - начале XVI века. Именно эта область науки стала в ХVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира бил признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.
Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером и художником Леонардо да Винчи (1452-1519). "Леонардо был самым последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на эксперименте метода, целью которого было научное познание природы". Выступив решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования, Леонардо считал лишенной ценности мысль, не входящую за пределы чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. "И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности".
Исследование творчества Леонардо Да Винчи в многообразии культурологических концепций на протяжении всей истории изучения объясняется масштабом самого гения Итальянского Возрождения. Его многообразные дарования продолжают реализовываться до сегодняшнего дня в различных отраслях человеческой деятельности, если не сказать во всех.
Творчество Леонардо было признано современниками, оно продолжает изумлять людей последующих эпох, заставляет искать некий «тайный ключ» ко всему наследию великого художника.
Многогранность дарований Леонардо стало символом эпохи Ренессанса . Гений Леонардо предстал как стандарт новоевропейской гениальности как таковой.
В Милане Леонардо начинает писать "Трактат о живописи", работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.
Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике.
Живописец, скульптор, архитектор - он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения. Он значительно опередил свое время.
1. Антропоцентризм и материализм как мировоззренческая платформа в искусстве Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
борется за восстановление роли и
значения чувственного познания. Он утверждает,
что созданные человеком
В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллектуальному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.
Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.
Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.
Ренессанс основан на превознесении
отдельной человеческой личности. Эта
личность требовала субъективно-
Исследователи творчества Леонардо считают, что он видит мир не в рамках трансцендентного принципа, его мировоззрение - это наивный и здоровый материализм. Но у него существует только действительность и эту действительность надо схватить, ибо она прекрасна1. Полнота мира явлений доставляет ему радость, эта радость настраивает его душу на восхищение демиургом, мощь которого видна уму сквозь каждое явление. это полный переворот по сравнению со средневековьем. Вместо того чтобы видеть в индивидуальной жизни только мрачное, здесь – радость бытия. Одновременно возвышается и освящается все существо художника. Он проникает в величие, всемогущество и великолепие бога, сотворившего все эти удивительные вещи.
Бесцельная природа по Леонардо творит один и тот же образ, а время так же бесцельно разрушает творимое. Определенный катастрофизм мышления, несомненно, отразился в представлениях художника о разрушительной и безумной природе времени. Ей живописец противопоставляет «долговечность» картины, и это, конечно, не долговечность материала, а длительно сохраняемое «созвучие разных пластов времени», постигаемое осмысленным постижением природы движений предмета и сочетаний его частей. Поэтому картина стоит для Леонардо выше философии, что только в ней этот «человек глаза» видел возможность подчинить хотя бы на время воле и мысли художника безумную действительность2.
Некоторые исследователи отмечают, что на религиозных воззрениях гения сказался артистический индивидуализм и субъективизм, доходящий до отчаяния и нигилизма. Его материализм, постоянное экспериментаторство и изобретательство, его вера в человеческий разум доходили иной раз до полного атеизма. Поэтому когда он и говорил о божестве, то только условно-поэтически, метафорически 3.
2. Место живописи среди прочих видов искусства и областей наук в трактовке Леонардо да Винчи
Первое место среди искусств Леонардо отводил живописи, понимая ее как универсальный язык (подобно математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
Леонардо говорит: тот, кто презирает живопись, не любит ни философии, ни природы. Если ты будешь презирать живопись, единственную подражательницу всем видимым творениям, то, наверное, ты будешь презирать тонкое изобретение, которое с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, животных, травы и цветы – все то, что окружено тенью и светом. И поистине живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой: но чтобы выразиться правильнее, мы скажем: внучка природы, так как все видимые вещи были порождены природой и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы родственницей бога.
Леонардо утверждал что живопись играет ведущую роль в искусстве. В частности, своих записках он отмечал, что живописец является властелином всякого рода людей и всех вещей. Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные, или поистине жалкие, то и над ними он властелин и бог. И если он пожелает породить местности и пустыни, места тенистые, то он их изображает, а также жаркие места во время холодов. Если он пожелает долин, если он пожелает, чтобы перед ним открылись с высоких горных вершин широкие поля, если он пожелает за ними видеть горизонт моря, то он властелин над этим. И действительно, все, что существует во вселенной как сущность, как явление, или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках, а они настолько превосходны, что в одно и то же время создают такую же пропорциональную гармонию в одном единственном взгляде, какую образуют предметы4.
В своих рассуждениях о том, какая наука полезнее и в чем ее полезность, он утверждает: та наука полезнее, плод которой наиболее поддается сообщению. Живопись способна сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности; путь через ухо к общему чувству (senso commune).
Он сравнивает живопись и поэзию, и говорит, что поэзия находится в душе или воображении поэта придумывающего то же, что и живописец: при помощи этих выдумок он хочет уподобиться живописцу, но в действительности он остается далеко позади. И что существует такое же отношение между наукой живописи и поэзией, какое существует между телом и отбрасываемой им тенью.
Сравнение делается также между живописью и скульптурой, которая как он считает требует меньшей силы ума чем живопись, и как в ней отсутствуют многие природные части. В живописи, считает он больше разумных рассуждений, больше мастерства, она более удивительна, чем скульптура, так как необходимость принуждает разум живописца превращаться в собственный разум природы и становиться толмачом меду природой и искусством, разъясняя с ее помощью причины своего изображения, подчиненные ее законам.
В отношении музыки он говорит, что она младшая сестра живописи, так как оная является объектом слуха, второго чувства после глаза. Живопись превосходит музыку и господствует над нею.
Живопись, по мнению Леонардо, выше астрологии и геометрии не только потому, что она – мать перспективы, но и потому, что ей доступна вся качественная полнота видимого мира, тогда как математические науки имеют дело только с количествами.