Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:33, лекция
Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, "магическая" (арабо-византийская), "аполлоновская" (греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская) культуры и культура майи.
В своем втором значении "культура" — становление творческих возможностей, расцвет, линия подъема. "Культура" (и затем "цивилизация" как нисходящая линия развития) полностью совпадает у Шпенглера с понятиями "история" и "общество". Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть симптом и выражение отмирания целого как организма, затухания одушествлявшей его культуры, возврат в "небытие" культуры.
неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение
вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза
цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных
содержаний как невозможных... Как только цель достигнута, и вся полнота
внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно
коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются - она
становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном
лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”.[3]
Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. Так торчала, по
словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация имперской
эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой мировую арабскую
культуру востока.
“Каждая культура проходит
каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость”.[4]
“Чем более приближается
более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно
утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей
силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно,
смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью…
Наконец при наступлении старости начинающейся цивилизации, огонь души
угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом – в
классицизме, родственном всякой умирающей культуре – проявить себя в
творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает в романтике
о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость
бытия и стремится – как в римскую эпоху – из тысячелетнего света обратно в
потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…”[5]
В чём же различия между культурой и цивилизацией? Очень хорошо
различия между ними сформулировал Н. Бердяев. Он был солидарен с О.
Шпенглером, который “признал цивилизацию роком всякой культуры. Культура
не развивается бесконечно. Она несёт в себе семя смерти. В ней заключены
начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация же есть
смерть духа культуры… динамичное движение внутри культуры с её
кристаллизованными формами неотвратимо влечёт к выходу за пределы культуры.
На этих путях свершается переход культуры к цивилизации”. Чем объяснить
такую глубокую метаморфозу? “Культура, - отмечал Бердяев, - есть творческая
деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою
объективацию”. Цивилизация же “есть переход от культуры, от созерцания, от
творчества ценностей к самой жизни”. И, наконец: “Культура - религиозна по
своей основе, цивилизация – безрелигиозна... Культура происходит от культа,
она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий.
Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура
- национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична.
Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах.
Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на
количествах. Культура
- аристократична. Цивилизация - демократична”.
Цивилизация как гибель культуры
Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое
благоустройство жизни, вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь
сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир
культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную
сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко
интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не
сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной
культуры. “Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и
сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний
портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный
холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз
и последнее ухо, которым был доступен язык их форм. Преходяща любая мысль,
любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с
необходимостью ощущали миры своих “вечных истин” как истинные”.[6]
Если культура перестанет
она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой
цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно
поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он
ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он
предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: “Культура
и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.[7]
Шпенглер не отрицает
способный откинуть в сторону старый “культурный хлам” ради того, чтобы
уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его
двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н. Бердяев:
“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации с таким
сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой
культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в
культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в
корне противоречиво и раздвоено. В нём нет цивилизаторского самодовольства,
нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими
поколениями и эпохами. Шпенглер слишком хорошо всё понимает. Он не новый
человек цивилизации, он - человек старой европейской культуры.
Для Шпенглера в
крестьянстве, которое подвергается давлению со стороны цивилизации.
“Крестьянство, связанное корнями своими с самой почвой, живущее вне стен
больших городов, которые отныне – скептические, практические, искусственные
– одни являются представителями цивилизации, это крестьянство уже не идет в
счет. “Народом” теперь считается городское население, неорганическая масса,
нечто текучее. Крестьянин отнюдь не демократ - ведь это понятие так же есть
часть механического городского существования – следовательно, крестьянином
пренебрегают, осмеивают, презирают и ненавидят его. После исчезновения
старых сословий, дворянства и духовенства, он является единственным
органическим человеком, единственным сохранившимся пережитком культуры”.[8]
Заключение
Закат Европы ознаменовался
городов над провинцией, плебейской морали над трагической. “Жизнь была
чисто органической, необходимейшим и осуществленным выражением души: теперь
она становится неорганической, бездушной, подчиненной опеке рассудка. Это
признавали – и тут лежит наиболее типическая ошибка самочувствования всякой
цивилизации – как некоторое завершение. Однако этот дух человечества
мировых городов являет собой отнюдь не возвышение душевной стихии, а
некоторый остаток, который обнаруживается после того, как вся органическая
полнота остального умерла и распалась”.[9]
Культура не способна
В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по
мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной
культуры.
Далеко не все в
предостережение о том, сто массовая бездуховная враждебна культуре,
остается актуальным и по сей день.
Информация о работе Понятие "Культура" в концепции Шпенглера