Понятие «Культурный герой» и место культурного героя в истории человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Цель реферата: рассмотреть культурных героев в современной России и выяснить причины формирования такого видения образов культурных героев россиянами.
Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:
Рассмотреть образ культурного героя в прошлом и его изменения с развитием культуры;
Рассмотреть потребность современного российского общества в культурных героях;
Рассмотреть современную массовую культуру и влияние, которое она оказывает на формирование образа культурных героев в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Глава1.Понятие «Культурный герой» и место культурного героя в истории человечества…………………………………………….........4
Глава2.Современная массовая культура.…...………………………...7
Глава3.Нужны ли новые культурные герои современной России...10
Глава4.Культурные герои в современной России на примере массовой культуры………...…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………..2

Глава1.Понятие «Культурный герой» и место культурного героя в истории человечества…………………………………………….........4

Глава2.Современная  массовая культура.…...………………………...7

Глава3.Нужны ли новые культурные герои современной России...10

Глава4.Культурные герои в современной России на примере массовой культуры………...…………………………………………12

Заключение……………………………………………………………16

Список используемой литературы…………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Культурные  герои существовали во все времена. Они олицетворяли в себе все самые лучшие человеческие качества, являлись объектами для подражания и пользовались уважением всего человечества. И я считаю, что выбранная мною тема актуальна, т.к. в современных условиях – с развитием средств массовой информации и господством массовой культуры – людям достаточно сложно найти для себя культурных героев в обществе, т.к. эти герои навязываются нам массовой культурой и имеют мало общих черт с культурными героями прошлого.

     Цель  реферата: рассмотреть культурных героев в современной России и выяснить причины формирования такого видения образов культурных героев россиянами.

     Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:

  • Рассмотреть образ культурного героя в прошлом и его изменения с развитием культуры;
  • Рассмотреть потребность современного российского общества в культурных героях;
  • Рассмотреть современную массовую культуру  и влияние, которое она оказывает  на формирование образа культурных героев в России.

     При  написании данного реферата использовалась различная учебная литература, статьи из периодических печатных изданий и ресурсы сети интернет. Данная тема представляет большой интерес для изучения, но о проведении специальных исследований  не известно, т.к. в средствах массовой информации она в основном освещена в статьях журналистов, например А. Захарова и  М. Кутузова.

 

 

     Ключевые понятия:

     Культурный  герой (англ. culture hero) – образец культурного подражания или заимствования, имеющий реальную либо вымышленную природу. Таковым может стать реальный человек, который благодаря своим моральным или профессиональным качествам превращен в культ, почитаемого человека, культурного лидера.1

     Массовая культура – это «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе, она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т.п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т.н. мэйнстрима).2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие «Культурный герой» и  место культурного героя в  истории человечества

    Человек всегда искал себе образец для подражания, а если такого не оказывалось, то просто выдумывал его. Так появилась идея: человек, воплощающий идеал. Эта идея получила название: "   герой   ".

     «Культурный герой — не живой герой. Культурные герои возникают стихийно благодаря сочетанию многих причин, самая важная из них — желание людей быть причастными к традиции»3.

     На протяжении истории смысл, вкладываемый в слово "герой" изменялся, появились отдельные термины "литературный герой", "лирический герой", имеющие отдаленное отношение к первоначальному значению слова. Литераторы   в   своем творчестве также вольно обращались со словом "герой". Яркий пример тому - роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", где автор сознательно называет своего персонажа "герой" (хотя тот и не соответствует представлениям времени о героизме), чтобы показать степень упадка общества, показывая его "героя".

     Но изначально, Культурный герой — это мифологический персонаж, который добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры: приносит людям культурные растения, учит добывать огонь, обучает ремеслам, искусствам. Культурный герой предписывает также и правила поведения людей, ритуалы, праздники, социальную организацию в целом. Культурный герой считается иногда и устроителем мира, например, он вылавливает землю из первоначального океана, устанавливает небесные светила, регулирует смену дня и ночи, времен года, чередование приливов и отливов. Культурный герой наряду с участием в упорядочении мира, выступает также как борец с хаотическими природными стихиями, которые в виде разнообразных чудовищ или демонов стремятся уничтожить установленный порядок. Культурный герой был свой у каждого народа и почитался наравне с богами. В древних мифах культурный герой добывает готовые блага культуры, а порой и элементы природы путём простой находки или похищения у первоначального хранителя (у старухи-прародительницы, у небесных богов, у духов-хозяев). Мифы о культурном герое представляют собой своеобразную летопись первых успехов людей в трудовой и общественной практике и приписанных культурным героям как единственным обладателям в глазах членов родовой общины необходимой свободой самодеятельности.

     Двойником культурного героя является трикстер – его брат-бизнец, наделенный чертами плута-озорника. Он неумело подражает культурному герою, создавая «дурные» вещи (смерть, хищного зверя). Трикстер, отделяясь от культурного героя, наделяется демонически-комическими свойствами. Проделки трикстера большей частью служат удовлетворению его прожорливости или похоти. Обычно преобладает какое-нибудь одно качество: например, у индейцев северо-западного побережья Америки ворон – прожорливый трикстер, а норка – похотливый. Стремясь удовлетворить ненасытное желание, трикстер прибегает к обману, нарушает самые строгие табу, нормы права и общинной морали. Трикстер — это воплощение универсального комизма и противопоставление культурному герою.

     Образ «культурного героя» – необходимый смысловой центр любой культуры, поэтому процесс формирования культур всегда сопровождался выдвижением персонажей-символов – «культурных героев». В исторически более поздних и более сложных, чем самые ранние мифопоэтические, культурах наблюдается умножение числа персонажей, суммарно выполняющих функцию «героя культуры». Классический пример – двенадцать олимпийских богов древних греков. Формирование средневеково-христианской культуры было связано с выдвижением новых культурных героев – христианских святых (самый яркий пример – Иисус Христос). Эпоха Возрождения возносила образы, заимствованные в античной истории – Цицерон, Брут, Овидий. Формирование национальных культур в Новое время сопровождалось выдвижением национальных «культурных героев» – так называемых «выдающихся исторических личностей», чей образ мог символизировать единство и величие нации. Например, адмирал Нельсон – культурный герой для англичан, а для русских – это Петр I. Все эти культурные герои уже являются реальными личностями, и культурной ролью реальных героев является то, что они призваны « вдохновлять простых людей на совершение нравственных поступков, заражать их творческой энергией и созиданием»4.

     Исторические перемены в культуре всегда сопровождаются переосмыслением ее «культурных героев». В годы сталинского социализма высокий ранг официального «культурного героя» получил образ русского царя Ивана IV Грозного. В противовес ему общественное сознание в Советском Союзе поддерживало высокий статус русского поэта А. С. Пушкина как образа-символа национального гения, как первой в русской истории великой частной личности, как основоположника свободной русской культуры. В послесталинскую эпоху, период так называемой «критики «культа личности» Сталина», изменилась и оценка Ивана Грозного с положительной (как строителя русской государственности) на отрицательную (деспот, безумец на троне). Параллельно снижался и образ Пушкина. Его популярность стала приобретать скандальный характер, связывалась с анекдотами из частной жизни поэта.

     Культурные  герои нашего времени – это известные телеведущие, музыканты, спортсмены, герои кинофильмов и другие публичные личности, часто не выделяющиеся нравственными достоинствами. Шоу – бизнесом намеренно создаются культурные герои «низкого качества» для массовой культуры.

Глава 2. Современная массовая культура

     «Народ структурирован, осознает себя в своих жизненных устоях, в своем мышлении и традициях. Народ – это нечто субстанциальное и квалитативное... Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, однородна и квантитативна, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы – она пуста. Масса является объектом пропаганды и внушения, не ведает ответственности и живет на самом низком уровне сознания»5

     Согласно широко распространенному мнению, массовая культура, в основных своих чертах сформировавшаяся к рубежу XIX-ХХ вв., является безусловно негативным феноменом, а потому ее упрекают в деспотизме и тоталитаризме, манипулировании индивидами и деперсонализации, агрессивности, навязывании инфантильных моделей поведения, низком художественном уровне массового искусства и т.д.

     Понятие массовой культуры достаточно расплывчато: даже в Америке, которую считают ее родиной, нет единых критериев оценки этого явления. Однако на уровне стереотипа массовая культура воспринимается как нечто противостоящее культурам национальным, классическим и традиционным. Как принято считать, массовая культура порождена обществом потребления, условия для возникновения которого сформировались менее ста лет тому назад. С этой точки зрения романы викторианской эпохи или новеллы Возрождения таковой культурой не являются, поскольку были ориентированы на некую элиту, сложившуюся к моменту их возникновения. Функция их состояла в формировании неких ценностей, способных стать нормой поведения, а впоследствии — традицией, которая и является основой сохранения той или иной культурной формы. В этой связи массовая культура рассчитана не на элиту, а на толпу, нетребовательную к своим ценностям и запросам, она разрушает идеалы аристократической добропорядочности, сводит к примитиву высокий стиль предшествовавших эпох. Наиболее привычная форма воплощения массовой культуры — реклама, сериалы, коммерческое кино, карманная литература, где действуют одинаковые персонажи, воссоздаются примитивные коллизии и проповедуются низменные инстинкты сегодняшнего дня. Эта культура не думает о вечном.

     Так — или примерно так — рассуждают о массовой культуре очень многие наши соотечественники. Об американизации нашего кинематографа, о примитивизме книжной макулатуры, издаваемой сотнями тысяч экземпляров, об утере высоких идеалов национальной русской культуры говорят и пишут очень много. Вместе с тем, скрепя сердце, они вынуждены признать, что именно в эту сферу приходят самые значительные инвестиции, — как следствие, в массовой культуре работают самые дорогостоящие специалисты, причем их ценность возрастает ежегодно. Это косвенно подтверждает, что массовая культура способна не только поглощать средства, но и приносить прибыль.

     «Вложение капитала в массовую культуру — это плата за тот образ будущего, который эта культура способна создать, утвердить как ценность и закрепить в общественном сознании. Вот только массовая культура современной России либо принимает уже отработанные — и порядком истасканные — американские образцы, или пытается создать собственные по их меркам и шаблонам — та же компьютерная Масяня без комплексов»6. Но здесь есть одно «но». Роль Америки как фабрики грез начинает постепенно снижаться. Американский образ жизни далеко не везде воспринимается как единственно правильный, а в некоторых обществах он даже не воспринимается как приемлемый — как, например, в мусульманских странах. Получается, массовую культуру ждет кризис, близкий к тому, который произошел в середине шестидесятых, воплотившись в движение хиппи. Первые признаки такого кризиса в том, что массовая культура начинает постепенно элитаризовываться, отступая от общепринятого стереотипа собственного восприятия и пытаясь таким образом этого кризиса избежать. Наиболее наглядный тому пример — фэнтэзи. Это уже далеко не культура толпы, но и назвать ее национальной или традиционной нельзя. То есть это некая переходящая стадия к новой культуре или первая стадия восприятия будущего в форме фантазийного образа. Например, «идея формирования новых этносов и культур, высказанная во «Властелине колец», более чем прозрачный намек на реальные процессы, происходящие в обществе, причем процессы эти стараются не замечать, т.к. они выходят за рамки общепринятого понимания исторических процессов»7. То же самое относится к созданию новых норм этики взаимоотношений, новых ценностей информационной эпохи. И фэнтэзи — лишь один из множества примеров такого видения будущего. И получается, что конкуренция образов будущего и есть главный процесс, осуществляемый в массовой культуре.

     Шоу-бизнес  – это главный инструмент массовой культуры. Помимо множества непонятных вещей, происходящих внутри этой очень капитализированной системы, существуют конкретные виды деятельности, направленные на подчинение общественного восприятия конкретной задаче — например, позиционированию себя в пределах какой-либо мега-культуры: рока, рэпа, классики, попа, модерна и тому подобное. Шоу-бизнес — это не только концерты звезд, это и художественные выставки, и музейные туры, и рекламные фестивали. Образы, формируемые шоу-бизнесом в общественном сознании, в известной мере связаны с предшествующим восприятием тех, кто их олицетворяет: Например, популярный художник, подписывающий громкое политическое заявление, привлекает к нему — заявлению — внимание собственным именем, как торговой маркой. Шоу-бизнес имеет сильнейшие средства воздействия на общественное сознание, сильнейшие возможности управления им — подтверждением чему служат любые выборные кампании по всей России.

Информация о работе Понятие «Культурный герой» и место культурного героя в истории человечества