Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:14, реферат
В XX веке качественно изменились представления о времени и пространстве, изменились не только в рамках научной картины мира, но прежде всего в рамках картины человеческого бытия в целом. История этого века утвердила свою всемирность в тенденциях глобальных проблем: образование экономических систем мирового масштаба; образование глобальной информационной сети, позволяющей приобщить к делам отдельных стран весь мир; возникновение экологических проблем, решение которых возможно только усилиями всего человечества; войны XX века становятся мировыми, они охватывают десятки народов и государств, при этом масштабы уничтожения человека достигают небывалых размахов.
Введение.
В XX веке качественно изменились представления о времени и пространстве, изменились не только в рамках научной картины мира, но прежде всего в рамках картины человеческого бытия в целом. История этого века утвердила свою всемирность в тенденциях глобальных проблем: образование экономических систем мирового масштаба; образование глобальной информационной сети, позволяющей приобщить к делам отдельных стран весь мир; возникновение экологических проблем, решение которых возможно только усилиями всего человечества; войны XX века становятся мировыми, они охватывают десятки народов и государств, при этом масштабы уничтожения человека достигают небывалых размахов. XX век - это преодоления пространственных ограничений макромира. Усилиями разума человек проникает в тайны микромира и галактические широты космоса. Человек осознает себя частью Вселенной. Его космичность осязается в полетах на другие планеты,в спутниковых системах мировой связи. XX век - это век научно-технической революции. Качественно изменилось значение и место техники в человеческом мире. На смену техническим устройствам, которые в XIX веке заменяли и усиливали физические способности человека, пришла новая техника, ее приборы и агрегаты теперь стали заменять и во многом усиливать интеллектуальные способности человека. Компьютер изменил и производственную и бытовую культуру нашего мира. В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры. В современном обществе особое значение приобрела «массовая» культура. Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры».
Понятие и причины возникновения массовой культуры.
Массовая культура - понятие,
характеризующее особенности производства
культурных ценностей в современном индустриальном
обществе, рассчитанных на массовое потребление,
т.е. подчиненного ему (по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией) как своей цели1. Синонимы:
популярная или поп-культура, индустрия
развлечений, потребительская, коммерческая
культура и т.п. В отличие от элитарной
культуры, ориентированной на избранную,
интеллектуальную публику, массовая культура
ориентирует распространяемые ею духовные
и материальные ценности на массового
потребителя с "усредненным" уровнем
развития. Обычно выделяются следующие
толкования "массы": 1) недифференцированное
множество; 2) толпа, поведение которой
подчиняется своеобразному "массовому"
психозу, основывается не на разуме, а
на страстях; 3) публика, т.е. группа людей,
объединенная чисто внешним и случайным
признаком; 4) синоним невежественности,
некомпетентности; 5) механизированное
общество, продукт машинной техники и
массового производства, в котором человек
утрачивает свою неповторимую индивидуальность
и становится массой, простым исполнителем
своей профессии; 6) "сверхорганизованное",
бюрократизированное общество, где господствует
тенденция к единообразию и отчуждению,
все решения принимаются наверху, а остальная
часть общества приобретает черты "стадности". «
независимо от места их проживания.
Естественно, это означает снижение уровня
соответствующих культурных ценностей:
так называемые «мыльные оперы» являются
характернейшим образцом продукции такого
рода. Не менее естественно и то, что «массовая
культура» ориентируется в первую очередь
на коммерческие цели, предполагает ее
пассивное потребление, а потому способна
выступать средством манипулирования
сознанием потребителя. «Массовая культура»
может стать и становится инструментом
внедрения в массовое сознание желательных
для определенных социальных групп стереотипов
поведения, может стимулировать у «массы»
новые, неведомые ей ранее потребности,
формировать вполне определенные стандарты
эстетического вкуса. К концу XX века массовая
культура стала не только важнейшим фактором
развития современного социума, но и пространством
рефлексии и теоретизирования в самых
различных областях социогуманитарного
знания. В категории «массовая культура»
синтезируются два понятия: а) «культура»
как особый характер продукта, б) «массовость»
как степень распространения продукта.
Взгляды мыслителей на феномен массовой культуры.
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Вспомним наиболее влиятельные из этих теорий. Теория массовой культуры как культуры «массового общества». Центральное место в исследованиях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, и др.). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку. Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Наибольшую известность получило сочинение Ортега-и-Гассета "Восстание масс" (1929-1930). Оно по праву считается реквиемом западной культуре. Ключевым понятие анализируемого произведения, на мой взгляд, является понятие "человек-масса". «Это усредненный тип человека», - по мнению автора, - «который поступает и думает как "все" и не переживает из-за этого. Он сам и есть порождение современной цивилизации, он воспринимает блага цивилизации как само собой разумеющееся, естественно данное состояние. Он слишком ленив, чтобы утруждать себя критическим мышлением, да и не всегда способен к нему. Соответственно, он не стремится доказывать свою правоту и не желает признавать чужую. Он прав по определению, как часть массы.» 1 "Масса", как полагает Ортега-и-Гассет, есть "совокупность лиц, не выделенных ничем". По его мысли, плебейство и гнет массы даже в традиционно элитарных кругах - характерный признак современности: "заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду". Новоявленные политические режимы оказываются результатом "политического диктата масс". В то же время, согласно убеждению Ортега-и-Гассета, чем общество "аристократичней, тем в большей степени оно общество, как и наоборот".2 "В поисках хлеба, - пишет автор, - во время голодных бунтов толпы народа обычно громят пекарни. Это может служить прообразом поведения нынешних масс в отношении всей цивилизации, которая их питает. Предоставленная своим инстинктам масса, в стремлении улучшить свою жизнь, обычно сама разрушает источники этой жизни".3
______________________________
2. Там же 3. Там же
Идеи испанского мыслителя
во многом созвучны теориям массового
общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт. Теории Франкфуртской
школы. Здесь основополагающим становится
понятие культурной индустрии, гарантирующей
устойчивость капитализма. Общий вывод,
к которому пришли представители Школы,
заключается в том, что массовая культура
формирует конформизм, удерживает реакции
потребителя в инфантильном, статичном
состоянии, позволяет манипулировать
его сознанием. Таким образом, оценка феномена
массовой культуры в рамках этих исследований
так же негативна. Среди наиболее видных
представителей Франкфуртской школы следует
отметить Т. Адорно, М. Хоркхеймера, В. Беньямина
и Г. Маркузе Теория феминизма.
Исследователи данного направления делают
акцент на патриархальной идеологии как
основе массовой культуры, в которой эксплуатируется
образ женщины в целях достижения коммерческого
успеха ее продукции. В их трактовке феномен
массовой культуры тоже однозначно отрицателен
(Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер). Теоретики
и историки культуры придерживаются далеко
не тождественных точек зрения по поводу
времени возникновения массовой культуры
как самостоятельного социального феномена.
Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований
для того, чтобы говорить о тысячелетней
истории массовой культуры не существует.
Напротив, американский социолог Д. Уайт
считает, что к первым элементам массовой
культуры можно отнести, например, бои
римских гладиаторов, которые привлекали
многочисленных зрителей. Согласно А.
Адорно, прототипами современной массовой
культуры следует считать формы культуры,
которые появились во время становления
капитализма в Англии, т.е. на рубеже XVII-XVIII
веков. Он убежден, что романы, написанные
в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались
для рынка и имели явную коммерческую
направленность. Следовательно, они тяготели
скорее к «массовой» чем к «элитарной»
культуре. Однако, российские оппоненты
(Е.П. Смольская и др.) указывают, что эти
произведения не содержали известных
шаблонов, которые характерны для произведений
массовой культуры. К одной из ранних форм
массовой культуры исследователи относят
детективный жанр, который появился еще
в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал
огромную популярность. В конце XIX века
еженедельные СМИ начали публикацию произведений,
которые спустя время получили название
«сердечная пресса» или «индустрия грез».
В самом конце XIX века в Соединенных Штатах
Америки появляется такая форма массовой
культуры как комиксы. Сначала этот жанр
был предназначен исключительно для детей,
но затем стал неотъемлемой частью и взрослой
жизни. Активное, а точнее, стремительное
развитие массовой культуры начинается
с середины XX века. С этого момента она
становится тотальной и экспансивной. «
Последствия распространения массовой культуры.
Как самостоятельное явление
массовая культура оценивается противоречиво. В
целом существующие точки зрения можно
разделить на две группы. Представители
первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают
негативную оценку этого феномена. По
их мнению, массовая культура формирует
у ее потребителей пассивное восприятие
действительности. Такая позиция аргументируется
тем, что в произведениях массовой культуры
предлагаются готовые ответы на то, что
происходит в социокультурном пространстве
вокруг индивида. Кроме того, некоторые
теоретики массовой культуры полагают,
что под её влиянием изменяется система
ценностей: стремление к занимательности
и развлекательности становится доминирующим.
К негативным моментам, связанным с влиянием
массовой культуры на общественное сознание,
относят также и то, что массовая культура
основывается не на образе ориентированном
на реальность, а на системе имиджей, воздействующих
на бессознательную сферу человеческой
психики. Многие исследователи отмечают,
что современная массовая культура в России
отличается совершенно неуёмным стремлением
заполнить собой всё культурное пространство
каждого человека, вытеснив из него любые
индивидуальные предпочтения. Более того,
иногда складывается впечатление, что
в России всю массовую культуру «подмял»
под себя один клан, который делает на
ней свой гешефт. Это косвенно подтверждается
тем, что на телеэкранах ежедневно каждый
может наблюдать одни и те же лица, которые
веселятся, кривляются, что-то празднуют,
поют песенки и рассказывают «смешные»
шутки. И это всё на фоне глубокого системного
кризиса, который происходит в России
во всех аспектах жизни её граждан. Налицо
использование массовой культуры в качестве
механизма манипуляции общественным мнением,
когда через этот феномен идёт оболванивание
народных масс, прививание полного равнодушия
к происходящему в стране, отвлечение
от насущных проблем, насаждение ложных
ценностей и идеалов. Более того, начиная
с определённого момента деятели массовой
культуры вдруг возомнили себя экспертами
в прочих областях человеческой деятельности,
поэтому их экспертное мнение становится
очень востребованным для воздействия
на неокрепшее сознание молодёжи, представители
которой часто выбирают себе кумиров из
среды вот таких нечистых на руку деятелей.
Другой аспект массовой культуры заключается
в скрытом геноциде определённых групп
граждан. Так, к примеру, в последнее время
стало модным высмеивать всё исконно русское
— русские традиции, русские устои, русский
способ жизни, вообще всё. Юмористы под
видом шуток-прибауток внедряют в сознание
своей аудитории мысли об ущербности этой
самой аудитории в силу её происхождения.
Надо отметить, что большинство таких
юмористов, которые берутся в смехотворной
форме рассуждать о русском народе, никакого
отношения к этому народу не имеют. Однако
транслируются такие «шабаши» на общефедеральном
уровне чуть ли не ежедневно в государстве,
где большая часть населения считают себя
Русскими. Между тем, исследователи, придерживающиеся
оптимистической точки зрения на роль
массовой культуры в жизни общества, указывают
что:
- она притягивает к себе массы, не умеющие
продуктивно использовать свое свободное
время;
Информация о работе Понятие и причины возникновения массовой культуры