Постмодернизм в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:09, реферат

Краткое описание

Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО  «УралГАХА»)

 

ИНСТИТУТ УРБАНИСТИКИ


 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

Тема  «Постмодернизм в искусстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 080801                               

«Прикладная информатика (в области социальных коммуникаций)»        

 

 

Исполнитель ____________________

Группа _________________________

 

Преподаватель: _________________

______________________________

 

 

Екатеринбург

2010

 

Введение

Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века - на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.[5]

Объявленным «началом»  постмодернизма считают статью Лесли  Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и анти­конструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

В настоящее время  существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:

Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм  как итог политики и идеологии  неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

В трактовке Умберто  Эко постмодернизм в широком  понимании - это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]).

Постмодернизм - общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса - «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).

Постмодернизм - самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).

По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как  целостного художественного явления  не существует. Можно говорить о  нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

Постмодернизм - эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания  лишь немногим[8], постмодернизм, облекая  всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным  потребителем, низводя элиту в  массы (гламур). Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:Сравнительная таблица по Ихабу Хасану; перевод приводится (выборочно) по: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. - М.: Академический проект, 2004. - С. 394-395. (англ.) русск.

 

1. Возникновение и становление постмодернизма

 

Постмодернизм - совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании развитых государств Запада. Постмодернизм (либо «постмодерн») практически  значит то, что после «модерна», либо современности.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является, до этого всего, культурой постиндустриального, информационного общества. Совместно с тем он выходит за рамки культуры и в той либо другой мере проявляется во всех сферах публичной жизни, включая экономику и политику. В силу этого общество оказывается не лишь постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Более ярко постмодернизм показал себя в искусстве.

Этимология термина  «постмодерн» восходит к 1917 году. В  первый раз его употребил германский философ Рудольф Паннвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Постмодерн рассматривался как метод выхода европейской культуры из глубочайшего кризиса, куда её завел модернизм, пораженный язвами нигилизма и декаденса. Это был всего только парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».

Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, употребляет  испанский критик Ф.Де Онис в собственной  работе «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» (1934). У него постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) меж первым этапом модернизма (1896-1905) и вторым, более мощным этапом - этапом «ультрамодернизма» (1914-1932).

Третий раз это слово  встречается в однотомном изложении (1947) американским философом Д. Сомервиллом многотомного труда британского историка А. Тойнби «Исследование истории». Тут «постмодерн» значит текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г, но все три упомянутых варианта не имеют прямого дела к современному смыслу термина «постмодернизм». Германский философ В. Вельш, признанный авторитет в истолковании постмодерна, называет их «преждевременными». По его мнению, американский литературовед М. Хау стал тем, кто в 1959 г. Первым начал употреблять термин «постмодерн» в его современном значении, развернув в американской литературной критике дискуссию о постмодерне, которая длится и сейчас.

К настоящему времени  постмодернизм прошел все главные  этапы собственного становления. В  конце 50-х гг. В итальянской архитектуре и американской литературной критике возникли первые его признаки. Потом они появились в искусстве остальных европейских государств, США и стране восходящего солнца, а к концу 60-х гг. Распространились на другие области культуры. В 70-е гг. Происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особенного парадокса, и он стает как своеобразная сенсация. В 80-е гг. Постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если ранее нужно было обязательно быть модернистом и авангардистом, то сейчас стало тяжело не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. Ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

Английский историк  А. Тойнби взял за точку отсчета эры  постмодерна 1875 г., Связав её с открытием  второго начала термодинамики. Для  неких эта эра началась сходу  после второй мировой войны. Большая  часть авторов относит начало постмодерна к середине 70-х гг., Хотя по поводу более чёткой даты его рождения представления расползаются. В 80-е годы постмодернизм получает статус понятия, благодаря, до этого всего, работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особенное духовное состояние  и умонастроение, которое может  появиться и реально появлялось в самые разные эры на их завершающей  стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает трансисторическим явлением, он проходит через все либо многие исторические эры, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и необыкновенную эру. В частности, такового представления держится итальянский писатель-постмодернист У. Эко. К такому же мнению склоняется Лиотар, полагая что первым постмодернистом можно считать Аристотеля. Канадские политологи А. Кроукер и Д. Кук таким называют Августина Блаженного, остальные же, напротив, определяют постмодернизм конкретно как необыкновенную эру, которая началась совместно с возникновением постиндустриальной цивилизации. Такового представления держится X. Кюнг и В. Вельш и др. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два подхода вполне можно примирить. Вправду, постмодернизм до этого всего является состоянием духа. Но это состояние продолжается уже достаточно долго, что дозволяет говорить об эре, хотя эта эра станет, видимо, переходной.

 

 

 

2. Главные черты и особенности культуры постмодернизма

 

2.1 Постмодернизм в архитектуре

 

Как вполне определенное направление постмодернизм в архитектуре складывается к середине 70-х гг. Ч. Дженкс в книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) называет точную дату смести авангарда в архитектуре: 15 июня 1972 г. В этот день в Сент-Луисе, штат Миссури, был взорван квартал Прютт-Айгоу, хотя он, может быть, был самым подлинным воплощением идей современного градостроительства. Квартал был построен в чётком согласовании с тремя базовыми ценностями Ле Корбюзье: солнце, зелень и пространство. Он состоял из обустроенных высотных домов, имел подвесные дороги для пешеходов, являл собой эталон стерильной чистоты и рациональности, получил заслугу Американского института архитекторов. Но с течением времени квартал равномерно приходил в полное запустение, все больше становился местом скопления антисоциальных частей, с источником социальных конфликтов и преступности, что, в конце концов, привело к печальной развязке, остальные авторы называют другие даты возникновения постмодернизма в архитектуре. Так, французский конструктор и исследователь Ж. Бельмон связывает кончину авангарда и появление постмодернистского течения с начавшимся в 1973 г. Энергетическим и потом экономическим кризисом.

Рассматривая особенности  постмодернизма в архитектуре, Дженкс выделяет семь главных его черт.

Первая из них связана  с отношением к истории и прошлому, а также к настоящему и будущему.

Авангард, как понятно, выступил с  решительным отрицанием предшествующей истории и всего прошедшего. Постмодернизм  занимает совсем другие позиции по отношению к прошлому и будущему. Он полностью реабилитирует историю и прошедшее, частенько выражает чувство острой ностальгии по прошлому, по новой открывая историю и культуру прошедшего, постмодернизм откликнулся на естественные и понятные желания множества людей вновь обрести свои собственные корешки и воссоединиться со собственной прошлой историей, чего модернизм и авангард настойчиво хотели их лишить.

Вторая черта архитектуры постмодернизма продолжает и конкретизирует первую. Дженкс её квалифицирует как «откровенный ретроспективизм». Её можно также найти как традиционализм. В этом смысле поставангард может быть определен как стиль ретро.

Постмодернизм не лишь реабилитирует  традицию и старые стили, но и обширно  их употребляет в собственной  практике, включая то, что традиционно относится к академизму.

Третья изюминка постмодернизма касается отношений архитектуры с окружающей средой. Она также связана с  традицией, но в более широком  смысле - социально-культурном, государственном, природно-климатическом и т.д. Речь до этого всего идет об отношении к природе. Постмодернизм и тут идет в противоположном направлении. Он отказывается от принципа автономии и настаивает на учете многих условий, придает огромную значимость чувству конкретного места. Архитектурное сооружение обязано органически вписываться в окружающий ландшафт. Для этих целей некие участники постмодернистского движения прибегают даже к ис использованию цветов цвета земли, на которой строится дом.

Информация о работе Постмодернизм в искусстве