Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:49, реферат
Так или иначе, жизнь христианина тесно связана с Церковью: от самого рождения и до самой смерти нашего тела. Душа бессмертна. Поэтому и все христианские обряды в большей или меньшей степени связаны с церковными обрядами. И, к великому сожалению, мало кто знает церковный лексикон, значение православных слов и обрядов, порядок их проведения.
С момента возникновения Церковь Христова стала Богоустановленным обществом, к которому присоединялись новые члены через благодатные Таинства крещения и миропомазания.
И ныне для православного верующего христианство есть не только божественное учение, но и реальное общение с Богом в молитве, благодатная жизнь во Христе, таинственное обновление во Святом Духе, которое совершается через Таинства и обряды.
Введение
Круги Богослужения. Требы
Литургия
Евхаристия
Покаяние (Исповедь)
Таинство Священства (хиротония или рукоположение)
Заключение
Список литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный медицинский университет»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Кафедра социально-политических наук.
Реферат на тему: «Православные таинства и обряды».
Выполнила:
Самара 2012.
Содержание.
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.
Так или иначе, жизнь христианина тесно связана с Церковью: от самого рождения и до самой смерти нашего тела. Душа бессмертна. Поэтому и все христианские обряды в большей или меньшей степени связаны с церковными обрядами. И, к великому сожалению, мало кто знает церковный лексикон, значение православных слов и обрядов, порядок их проведения.
С момента возникновения Церковь Христова стала Богоустановленным обществом, к которому присоединялись новые члены через благодатные Таинства крещения и миропомазания.
И ныне для православного верующего христианство есть не только божественное учение, но и реальное общение с Богом в молитве, благодатная жизнь во Христе, таинственное обновление во Святом Духе, которое совершается через Таинства и обряды.
Таинства суть священнодействия, через которые тайным, незримым образом на человека действует благодать, нисходят спасительные дары Святого Духа, особые в каждом таинстве; выражаясь словами блаженного Августина, «Таинство есть видимая форма невидимой благодати».
Различают внешнюю (обрядовую) и внутреннюю (духовную) стороны таинства. Обряд является как бы видимым обрамлением невидимого действа.
«Таинство опаляло бы личность, если бы не имело около себя своего обряда... Обряд необхо-дим как путь восхождения к святыне... Обряд есть лествица Иаковля, по которой восходит и нисходит человеческое разумение от дольнего к горнему и от горнего к дольнему...» - писал священник Павел Флоренский.
1.Круги Богослужения. Требы
В церковном богослужении четко прослеживаются три круга: суточный, недельный и годовой.
В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие (великое и малое), полунощница, утреня, часы и литургия. Из этих богослужений самое основное и важное в нашей жизни — литургия, во время которой совершается Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, которых мы причащаемся.
2.Литургия
Церковное богослужение обнимает и одухотворяет все проявления душевной жизни верующих, в высшей степени свойственные православным христианам. Главным богослужением Православной Церкви, средоточием ее суточного круга
богослужений является Божественная Литургия, совершаемая в утренние (ранняя литургия) и дневные (поздняя литургия) часы.
Первая часть Литургии называется проскомидия, что означает в переводе с греческого языка, «принесение» — в память о том, что древние христиане приносили в храм хлеб и вино для Святой Евхаристии. От этого и сам церковный хлеб, употребляемый на проскомидии, называется просфора, то есть приношение.
Православные просфоры приготовляют на дрожжах, в воспоминание о том, что (в
соответствии с греческим текстом Евангелия) Христос совершил Тайную Вечерю на квасном хлебе (в латинском переводе Евангелия нет разницы в названии пресного и квасного хлеба).
Чинопоследование проскомидии совершается следующим образом. Священник берет с жертвенника просфору, делает на ней знак креста и, читая молитвы и пророчества Ветхозаветного пророка Исайи (о пришествии Мессии), вынимает среднюю часть, которая называется Агнцем. Затем вливает вино и воду в чашу, что символизирует истекшие кровь и воду из ребра Спасителя на кресте. Из других просфор поочередно вынимаются частицы в честь Пресвятой Девы Марии, девяти ликов святых, за живых членов Церкви и за усопших. Проскомидия является приуготовительной частью к Литургии, в воспоминание жизни Христа до его вступления на проповедь и общественное служение; она совершается незримо для молящихся, в алтаре, что является особенностью православного богослужения. Для молящихся в храме в это время читаются так называемые часы — собрание псалмов и молитв.
Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, в воспоминание о том, что в древней Церкви, еще неразделенной, во время совершения этой части Литургии могли находиться некрещеные лица (так называемые «оглашенные»), готовящиеся к принятию Крещения, а также недостойные и кающиеся христиане, отлученные от причастия.
Литургия оглашенных начинается с открытия завесы Царских врат, после чего диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение сопровождается чтением 50-го псалма. Затем священник произносит начальный возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков!»1 Диакон читает Великую (или мирную) ектению, а священник в это время читает тайные молитвы, прося Бога о даровании милостей молящимся в храме (в древности эти молитвы читались вслух).
Во время Великой ектений верующие молятся о ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ; о мире всего мира, о непоколебимом стоянии Церквей и о соединении всех; о храме, в котором совершается Литургия; о Главах православных Церквей, о епископах, священниках и о всем церковном и монашеском чине; о соединении, братолюбии и мире церковном; о Богохранимой стране и городе, о начальствах духовных и гражданских, об изобилии плодов земных и временах мирных; о плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных и о спасении их; об избавлении молящихся от всякой скорби, гнева и нужды.
После Великой ектений диакон сходит с амнона. Начинается пение так называемых антифонов — песнопений, выбранных из псалмов, которые исполняются попеременно двумя хорами. Во время пения третьего антифона совершается Малый вход, символизирующий выход Христа на проповедь. Отверзаются Царские врата, священник и диакон совершают троекратное поклонение перед престолом. Взяв Евангелие, священник подает его диакону, и оба выходят из северных врат алтаря на солею за свещеносцем, который шествует с зажженной свечой. Стоя впереди священника перед Царскими вратами, диакон поднимает Евангелие, изображая им крест, и произносит: «Премудрость! Прости» («стойте прямо», «воспряньте», «выпрямитесь», внимая Божественной Премудрости).
После Малого входа хор поет тропари — краткие песнопения, посвященные празднику или святому, в честь которого построен храм. Во время чтения Деяний Апостолов диакон вновь совершает каждение всего храма. Чтение Евангелия совершается особенно торжественно. После Евангелия произносится сугубая ектения, называемая так потому, что припев «Господи, помилуй» повторяется трижды (сугубый — значит особый, повторный, усиленный).
Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектений обычно произносится заупокойная ектения. Держа орарь, диакон воззывает: «Господи, помилуй», а священник молится в алтаре, чтобы Христос, поправший смерть и даровавший жизнь, упокоил души усопших в ином мире, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.
Литургия оглашенных заканчивается чтением особой ектений об оглашенных, то есть о тех, кто готовится принять Крещение. Молящиеся в храме, сознавая свое недостоинство называться христианами, ибо «один Христос без греха», ставят себя мысленно в ряд оглашенных и со смирением на каждое призывание диакона, преклоняя главы, восклицают: «Тебе, Господи!»
Литургия верных начинается словами «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» (то есть те, которые верны, еще и еще все вместе, соборно, помолимся Богу). Это самая главная часть Литургии, на которой Честные Дары, приготовленные на проскомидии, силою и наитием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.
Священнодействия Литургии верных символизируют собой страдания Христа, Его смерть и погребение, Воскресение из мертвых и Вознесение на Небо, пребывание в Царстве Бога Отца и Второе славное пришествие на землю. Волнующим моментом Литургии верных является пение хором Херувимской песни: «Мы, Херувимов таинственно изображающие и Животворящей Троице трисвятую песнь поющие, всякое ныне житейское отложим попечение» (то есть оставим всякие мирские, земные заботы). Посредине Херувимская песнь прерывается, и священнослужители совершают Великий вход, изображающий торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в Вербное воскресение, когда Он добровольно шел на ожидавшие Его Крестные страдания. Священник и диакон берут святые сосуды с жертвенника и переносят их на престол, проходя через северные двери алтаря. Перед ними несут прислужники свечу и кадило. Остановившись в Царских вратах, священник и диакон возносят молитву о патриархах, епископах, духовных и гражданских властях, стране и городе, всем народе и всех православных христианах. Затем священник ставит святые сосуды на престол на развернутом антиминсе и покрывает их «воздухом» (покровом). Царские врата закрываются, завеса на них задергивается, в воспоминание камня, которым был закрыт гроб Господень. После этого диакон читает первую просительную ектению: «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся», которая заканчивается благословением священника: «Мир всем». Только в мире, любви и единомыслии можно совершать великое Таинство Святой Евхаристии. Поэтому, приступая к нему, молящиеся все вместе читают исповедание православной веры — Символ Веры, в котором кратко изложены основные истины христианской веры.
Литургия носит различные
В настоящее время в
В древних греческих государствах-городах каждый гражданин должен был лично выполнять свои обязанности по отношению к государству. На военную службу он приходил со своим мечом, шитом и другим оружием. Если он был богат, то должен был являться на коне. Но некоторые обязанности он не мог выполнять только лично, а обязательно должен был делать их со всеми другими гражданами города-государства. В особенности это относилось к постройке кораблей в морских государствах. Такие общественные работы всех граждан назывались «литургиями». И это слово, как самое подходящее наименование, приняла Церковь для своего главного богослужения — литургии. Порядок подготовки к нему каждый апостол составлял самостоятельно. Поэтому с самого древнего времени в разных церквах существовали разные чины литургии, связанные с тем или другим из апостолов.
На крайнем Востоке христианского мира, в Восточной Сирии и Средней Азии, до сих пор существует Литургия Апостола Фаддея. На ближнем Востоке, т.е. в Иерусалиме и Византии, принята была Литургия Апостола Иакова (первого епископа Иерусалима, брата Господня). В Александрии, Египте и Абиссинии совершалась Литургия Апостола Марка, в Риме и на всем западе — Литургия Апостола Петра. Впоследствии Литургия Апостола Иакова была обработана великими учителями церкви Св. Василием Великим и через короткое время Св. Иоанном Златоустом. На западе Литургию Апостола Петра обработал Св. Григорий Двоеслов для Рима и Св. Амвросий для Милана (поэтому до сих пор в Милане совершается отличная от всего остального западного мира амвросианская литургия). Так появились различные «чины» по существу единой литургии.
Таким образом, можно считать, что литургия была первой службой, которую начали совершать древние христиане по воскресении Христовом, собираясь вместе в первый день недели для преломления хлеба и совершения таинства Евхаристии. Такими древними службами и были вечерня и утреня.
3.Евхаристия
Таинство причащения есть главное таинство Церкви. Без этого таинства нет и Церкви. Господь Иисус Христос так возлюбил людей, что принес Тело и Кровь Свою в жертву за нас и этим победил всякий грех, всякую немощь и даже смерть. Этой любовью существует Церковь и эту любовь принимаем мы в себя, когда причащаемся Святых Тайн. Господь, принеся Себя в жертву на кресте, не умер навсегда, а воскрес, и причащаясь, мы соединяемся с Воскресшим Господом, который есть сама Жизнь и Любовь. Это величайшее Таинство Церкви установил Сам Христос накануне Своих крестных страданий 3 и завещал всем апостолам, а через них — всем их преемникам-епископам и пастырям Церкви: «Сие Творите в Мое воспоминание» 4.