Праздник как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:27, реферат

Краткое описание

Праздник – день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День игр и развлечений. Праздники – это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций – эстетическую, нравственную, развлекательную. Праздник играл роль расслабляющего катализатора, который сменяет серые будни и позволяет почувствовать свободу и раскрепощение.

Содержание

Введение
Этимология понятия «культура». Основные концепции развития праздничной культуры
Зарождение, этапы становления и разнообразия праздничных форм
Связь праздников с социально-экономическими и политическими условиями конкретных стран, с духовными потребностями общества
Место массового праздника в духовной жизни современного общества
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - праздник, как феномен культуры.docx

— 53.99 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение
  2. Этимология понятия «культура». Основные концепции развития праздничной культуры
  3. Зарождение, этапы становления и разнообразия праздничных форм
  4. Связь праздников с социально-экономическими и политическими условиями конкретных стран, с духовными потребностями общества
  5. Место массового праздника в духовной жизни современного общества
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Праздник – день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День игр и развлечений. Праздники – это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций – эстетическую, нравственную, развлекательную. Праздник играл роль расслабляющего катализатора, который сменяет серые будни и позволяет почувствовать свободу и раскрепощение.  Сложно определить период, когда в жизни народа не существовало праздников. Скорее всего, истоки праздника начинаются с ритуальных плясок вокруг костра. Ведь со времен существования язычества, человек никогда не упускал возможности поплясать, попеть или устроить игры. К праздникам относили и поклонение Богам, и жертвоприношение, и ритуальные танцы. Праздники способны объединять людей в группы и наоборот – разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности.

   Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности. Если раньше праздники носили только характер традиции, то позже они стали официальными, а еще позднее – регламентированными. Праздник воспринимается людьми как нечто необычное, отдельное от реальной жизни. Категорий праздников существует множество: религиозные, государственные, национальные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Праздник – своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористической и сатирической формах. Праздник – старейшая и перспективная форма бытия культуры.

 

ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

   Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать. Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э.), который назывался «De agri cultura». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры. Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т.д.   В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

   В XVIII веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale – природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать «культурой». В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».  А спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.   В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый – господство над природой с помощью знания и ремесел, второй – духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант и Гегель, почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином «Buildung» (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

   Слово «культура» вошло в русский язык довольно поздно – в середине тридцатых годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная  И.Ренофанцем в 1837 году  «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Этот словарь выделял два значения слова «культура»: земледелие и образованность. Чуть позже «культура» появляется и в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова, изданном в 1845 году. Однако за год до выхода в свет словаря Ренофанца, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию «культура», но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847 г.г.) «Основные начертания общей и частной физиологии...». Именно он и ввел в научный обиход термин «культура», тем самым содействовал становлению собственно культурно-философских идей в России.

   Широкого распространения слово «культура» не имело. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения – образованность, просвещение, разум, воспитанность. И в словаре языка Пушкина слова «культура»  нет: его полностью заменяет слово «просвещение», к которому он относился весьма неоднозначно. Русские религиозные философы XX века Н.А. Бердяев (1874 – 1948) и П.А. Флоренский (1882 – 1943) дали свое толкование этимологии слова «культура», считая его производным не от «colere-cultura», указывающего на изначальную связь понятия с земледелием, но от «культа», то есть, соотнося понятие «культура» непосредственно с религией, духовной сферой.  По словам Флоренского, «большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры».  Сходные идеи развивал и Бердяев: «Древнейшая из Культур – Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».  Любопытно также толкование, какое позднее дал слову «культура» Н.К. Рерих (1874 – 1947). Художник не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез» даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур». «Культ – размышлял художник – всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». Слово приобретало как бы двойное прочтение: в контексте европейской традиции «Культ света» (просветительский смысл) и в сопряжении с восточным мистицизмом. Иной смысл приобретает слово «культура» с появлением на свет книги немецкого философа и историка культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». В данной работе автор противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». Цивилизация, по мнению Шпенглера, является гибелью культуры определенного народа. Эта идея о враждебности данных двух понятий давно бродила в умах европейских и российских философов, а будучи оформленной Шпенглером в книге стала настоящей сенсацией. А это значит, что «культура» в ХХ веке становится тем объектом, который можно изучать, исследовать и выводить общие закономерности.

   Праздник присущ всем человеческим общностям – от первобытных, до современных. Вместе с тем в развитии феномена праздника можно проследить определенную стадиальность. Есть основания говорить о той или иной степени развития праздничной культуры на различных этапах общественной эволюции. Так, «о появлении вполне определенных, приуроченных к точным датам праздников мы можем говорить только начиная с возникновения высоких культур», однако они «содержат в себе все элементы развлечений и увеселений, которые возникли стихийно еще в недрах первобытного общества…» Можно выделить две исторические макростадии в развитии праздника как особого культурного явления в зависимости от того, какой тип исторического времени воспроизводил и моделировал праздник. Циклическая модель исторического времени – основа праздника на первой, самой длительной стадии его эволюции. Эта ситуация полностью соответствовала господству циклической формы социального движения в подавляющем большинстве традиционных обществ. Праздничную культуру на этом этапе целиком определяет биокосмическая цикличность. Все праздники, начиная от первобытности и вплоть до возникновения религии ветхозаветных пророков Палестины, структурировались по одной и той же схеме, характерной для мифологического типа сознания и отношения к миру. Содержание и суть праздника состояли в приобщении к сакральному времени мифа, времени первотворения, «первопредметов и перводействий», когда богами или культурными героями творились вселенная и все ее составляющие. Это время – за пределами «обычного» времени человеческой жизни, фактически вне реального времени человеческой истории. Совершенно новый тип праздничного сознания начал формироваться в древней Палестине и окончательно сложился с появлением на исторической арене христианства. Идея циклического времени была превзойдена, появилось представление о том, что время имело начало, и будет иметь конец, то есть, иными словами, возникла модель линейного времени. В христианстве эта модель оказалась теснейшим образом связана с идеей Боговоплощения. Исходя из того, что Бог воплотился, «принял исторически обусловленное человеческое существование… христианство по сравнению с другими религиями внесло новое содержание в понятие и само познание литургического времени, утверждая историчность личности Христа». Для верующего христианская «литургия разворачивается в некоем историческом времени, освященном воплощением Сына Божьего. Возникновение на базе христианского типа сознания в процессе секуляризации в ХVIII–ХIХ вв. феномена светского праздника, не связанного непосредственно с церковным календарем и институтом церкви. Революционный праздник как особая разновидность светского праздника. Формирование представлений об историческом времени с собственной, отличной от природы динамикой и ритмом, приведя к возникновению нового измерения праздничной культуры, отнюдь не привело к исчезновению того типа праздника, который был связан с биокосмической цикличностью: этот тип (прежде всего праздники, имеющие отношение к смене времен года) продолжал существовать и в дальнейшем – вплоть до наших дней. Современная стадия развития праздника повсюду в мире характеризуется противоречивым сосуществованием его разновидностей, основанных соответственно на циклической и линейной моделях времени. Содержание первой детерминировано природно-космическими ритмами, определяющими жизнь тех человеческих сообществ, в которых значительную роль играет наследие архаики. Линейное же историческое время – это время христианских и современных светских праздников.

ЗАРОЖДЕНИЕ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗНООБРАЗИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ ФОРМ

   Изучение праздничных  традиций показало, что праздник  как явление сложное обладает  определенным составом, или комплексом, выявление которого раскрывает  характер и степень бытования  праздника. Под составом праздника, или праздничным комплексом, подразумеваются  различные представленные в нем  компоненты, несущие определенную  смысловую нагрузку и функционирующие  на уровне бытования. Рассмотрение  праздничного комплекса, в конечном  счете, выявляет степень его традиционности. Выделение компонентов праздника  отнюдь не означает механического  его расчленения. Все его части  тесно связаны между собой  и являются взаимопроникаемыми. Состав того или иного праздника, его праздничный комплекс может  быть более или менее полным, что связано прежде всего с  особенностями его формирования. В целом же совокупность компонентов, составляющих праздничный комплекс, характеризует праздник как культурно-бытовое  явление.

   В разных праздниках, бытующих в наши дни, мы считаем возможным выделять три основных компонента: торжественно-официальный и массово-развлекательный, относящиеся к общественной жизни, и домашне-бытовой, присущий домашней сфере. В современных общественных праздниках, торжественный компонент прямо выражает идейные основы праздника и служит их укреплению. Ареной его всегда являются общественные места (дворцы культуры, клубы, театры, парки, стадионы и пр.). Формы проявления – специфические и вполне устоявшиеся. Для советских праздников, например, характерны собрания, митинги, демонстрации. По своему происхождению они связаны с международным рабочим движением и означают определенный уровень формирования революционных празднеств. Формы массово-развлекательного компонента очень разнообразны и имеют различное происхождение. Эта праздничная часть, пожалуй, наиболее подвижна, так как подвержена постоянному как стихийному, так и целенаправленному поиску форм, что вызвано стремлением сделать праздничный досуг наиболее интересным и соответствующим духу времени. Подобно торжественной части, и здесь действие происходит в общественных местах. Домашне-бытовая часть праздника, в отличие от первых двух, протекает в сфере семейного быта, и ее ареной являются соответственно дом, семья. Формы этой составной части праздника по сравнению с другими складывались в течение длительного времени. Они устойчивы и в наибольшей мере обладают этнической спецификой, которая проявляется в таких элементах материальной и духовной культуры, как праздничная пища, застолье, гостевание и др. Несмотря на определенную консервативность домашне-бытового компонента, он также подвержен изменениям.

Информация о работе Праздник как феномен культуры