Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель работы: характеристика роли христианства в развитии русской культуры.
Задачи работы:
- рассмотреть христианство как мировую религию;
- охарактеризовать основные этапы крещения Руси;
- охарактеризовать культурно – историческое значение принятия христианства для русской культуры;
- описать феномен искусства иконописи как образец русской христианской культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Христианство 5
1.1. Христианство как мировая религия 5
1.2. Крещение Руси 6
2. Христианство и русская культура 12
2.1. Культурно-историческое значение принятия христианства 12
2.2. Искусство иконописи 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Религия (от лат.-
relegio - набожность, святыня) - это мироощущение
и мировоззрение и
Религиозное сознание
как элемент в структуре
В религиозной вере основной объект - это идея бога, на ней основано содержание религии. Для верующих идея бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы.
Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия.
Актуальность работы. Возникновение христианства – это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, обе религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения, который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям.
Последнее десятилетие в жизни России культурологи анализируют особенно активно, показывая, что многие события в жизни российского общества определяются не столько современными обстоятельствами, сколько сложившимися задолго до революции особенностями российской культуры, ее традициями, идеалами и ценностными предпочтениями, которые образуют специфику российского менталитета.
Анализируя все аргументы в пользу того или иного пути дальнейшего развития России, культурологи подчеркивают, что для русского менталитета утилитарные интересы и даже материальные выгоды никогда не стояли на первом месте в выборе жизненного пути. Русская идея, как ее понимали еще в XIX веке, в первую очередь, была связана со служением Богу, царю и Отечеству. Пренебрежение к опасности, аскетический образ жизни, стремление помочь другим, самоотверженность – вот те лучшие стороны российского народа, которые проявлялись в нем на протяжении веков и закреплялись в его социальной памяти.
Цель работы: характеристика роли христианства в развитии русской культуры.
Задачи работы:
- рассмотреть
христианство как мировую
- охарактеризовать основные этапы крещения Руси;
- охарактеризовать культурно – историческое значение принятия христианства для русской культуры;
- описать феномен
искусства иконописи как
1. Христианство
Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества.
Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многих других стран мира. Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре. По данным ЮНЕСКО, в мире свыше 1 млрд. 300 млн. ее приверженцев, проживающих на всех континентах и почти во всех странах.
Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:
- понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;
- идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;
- учение об избавлении
человека от грехов путем
- вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная -в Ад);
- идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.1
Родившись на периферии великой империи и пройдя через страшные гонения, спустя два столетия христианство из малочисленной секты превратилось в государственную религию. Произошло это при римском императоре Константине. Причин столь необычной стойкости и жизненности христианства было много, как внешних по отношению к нему, так и внутренних. Основной причиной внешнего характера был общий духовный кризис древнеримской цивилизации, разрушение ее традиционных религиозно-нравственных ценностей. К тому времени в Риме по отношению к многочисленным богам возобладал прагматический принцип - «даю, чтобы ты дал». Такое отношение к богам исключало какие-либо возвышенные переживания, без которых невозможна подлинная вера. Внутренними, содержащимися в самом христианстве причинами были притягательная сила его духовно-нравственных идей и сама личность Иисуса Христа.
В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - способствует появлению третьего главного направления христианства - протестантства.
Христианство
возникло в греко-римском
Широкое распространение имели мистериальные культы, посвященные тем или иным греческим божествам. Все они были связаны с поклонением некоему богу, который был умерщвлен своими врагами, а затем восстал из мертвых. Обряды эти сохранялись в тайне от посторонних, посвященные же верили, что, совершая эти обряды, они соучаствуют в смерти бога и через его воскресение обретают бессмертие.
Князь Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.
По преданию, первым проповедником православия в наших краях был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы “Х” (Андреевский крест). Уже в “Повести временных лет” рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.
В Киеве православие известно было уже давно также как и его основные догмы очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860-870 гг., но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение православия в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Уже упомянутая выше церковь святого Ильи в летописи названа “собороной”, то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение православия на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а “ приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато”; и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан.
Вдова Игоря, княгиня
Ольга в 955 году приняла православие,
совершив путешествие в Царьград.
Возможно, она предполагала сделать
православие государственной
До официально принятия православия Киевской Русью оставалось еще более пятидесяти лет.
Цепь событий,
непосредственно
После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.
Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев: “Путята крестил мечем, а Добрыня огнем”, т.е. не так все было легко и просто. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами и Анастасом-Корсуняниным, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем - Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В результате православие при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев.3
Осуществленная Петром I церковная реформа способствовала формированию культурных традиций, важнейших светских институтов и феноменов культуры и порождению специфического для русской культуры явления – «светской святости», выражавшейся в таких различных по своему характеру чертах, как особое отношение к монарху (культ Петра, Екатерины II и др.), изоляционизм, государственное, конфессиональное и национальное самодовольство, сакрализация классиков литературы. Именно в это время стала складываться способность «религиозной энергии русской души, как писал Н.Бердяев, «переключаться и направляться к целям, которые не являются уже религиозными».
В концепции мира, утверждаемой Петром, на место «красоты» ставится «польза». Принципиально новыми феноменами, немыслимыми для традиционной русской культуры, явились – в результате петровских реформ – библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера (первый музей, собрание вещественных раритетов) и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот. Апофеоз вещи и борьба с инерцией слова были связаны с упразднением многочисленных запретов в культуре, общественной жизни и в быту, характерных для средневековья, с обретением нового уровня духовной свободы.
Информация о работе Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры