Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: характеристика роли христианства в развитии русской культуры.
Задачи работы:
- рассмотреть христианство как мировую религию;
- охарактеризовать основные этапы крещения Руси;
- охарактеризовать культурно – историческое значение принятия христианства для русской культуры;
- описать феномен искусства иконописи как образец русской христианской культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Христианство 5
1.1. Христианство как мировая религия 5
1.2. Крещение Руси 6
2. Христианство и русская культура 12
2.1. Культурно-историческое значение принятия христианства 12
2.2. Искусство иконописи 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курс принятие христианства и его значение для истории руской культуры.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Со строительством монастырей шла большая просветительская работа, огромная работа с книгами. Церкви стали сокровищницами фондов старинных книг, которые постоянно переписывались и распространялись.

Раскол, вызванный реформами  патриарха Никона, жестокое насилие  в борьбе за обрядовое единообразие остается трагической страницей в истории Русской церкви.

Необходимость совместить две линии развития была высказана  впервые известным религиозным  писателем, книжником, энциклопедистом  и публицистом XVI столетия Максимом Греком и его единомышленниками.

Первый российский император  Петр Первый, следуя идеям западноевропейского рационализма, в 1721 году упразднил Патриаршество и заменил его Духовной коллегией, вскоре преобразованной в Святейший синод. Это способствовало в дальнейшем расслоению внутренне цельной русской культуры.

На объединение связей русской словесности с древней церковно-славянской традицией повлияли работы М.В.Ломоносова, А.Т.Болотова, Н.М.Карамзина, П.Флоренского, а также традиции древнерусской иконописи, графиков В.А.Фаворского и В.Я.Билибина, идущих от древнерусских книжных миниатюр.

В середине XVI века вслед  за политическим собиранием Руси началось и культурное собирание. Именно тогда  были созданы обобщающие летописные своды, которые положили начало объединению  русской культуры в Москве.

Каждое столетие добавляло  что-то свое дивное в ряд белокаменных шедевров в начале княжества Московского, а потом – государства Российского.

В те давние времена церкви были не только домами для молитвы, но и воплощение красоты, могущества, славы государства. Строили их в  честь победы русского оружия над иноземными захватчиками.

Многие великие правители, замаливая грехи, стремились поставить  свой собор или достроить уже  существующий.

Наиболее яркими явлениями  искусства того времени были храмы, покоряющие до сих пор своей красотой и величием. Святая София в Киеве, в Новгороде, в Полоцке – всех и не перечислишь. Но что мы знаем об их создателях?.. Помним лишь князей, правивших в то время – Владимира, Ярослава Мудрого…

Сравнивая суровую готику католических соборов со светлой  праздничной архитектурой православных русских храмов, видно стремление в красоте яркой, даже веселой, но в то же время и величественной.

Шедевры храмового зодчества, выдержав ураганы столетий, стали  ныне не просто памятниками архитектуры, искусства и старины, но и гордостью отечества.

Многие церкви и храмы  переживают сегодня свое второе рождение. И вновь золотятся под солнцем  поседевшие за многие века купола, утверждая  великую истину – подлинная красота  неподвластна времени.

Искусство Древней Руси впитало в себя культурные традиции славянской древности, своеобразно перевоплотило влияние Византии, изысканно облагородив его.

Наряду с церковным  зодчеством и иконописью, выдающимися  памятниками русского искусства  являлись рукописи, декоративно-прикладные изделия, художественное шитье, резьба по дереву, изделия из металла.

Духовно-религиозная  тема волновала умы многих светских художников. Знаменитые полотна М.А.Врубеля, В.Д.Поленова, В.М.Васнецова, А.И.Иванова, В.И.Сурикова, М.В.Нестерова получили широкую мировую известность.

В 1900-х годах вместе с ошеломляющими открытиями шедевром древне-русской иконописи было образовано Общество охраны памятников старины.

Особым художественным явлением предстало иконописное  творчество мастеров Палеха, Мстеры, Холуя. Во многих произведениях живописи, будь то сказка или быль, заложены символы истории древней Руси.

Известнейшие мастера-живописцы  и скульпторы России принимали участие  в отделке и убранстве храмов. В росписи Храма Христа Спасителя  работали П.К.Клодт, А.В.Логановский, Ф.П.Толской, Н.А.Рамазанов, В.В.Верещагин, К.Е.Маковский, В.И.Суриков и многие другие.

Патриаршество в Русской  православной церкви было установлено  в 1589 году. Поместные соборы – событие  весьма редкое, они созываются для  решения вопросов, имеющих основополагающее значение. На Всероссийском Поместном соборе 28 октября 1917 года было принято историческое решение о восстановлении патриаршества, а 5 ноября патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский Тихон, который возглавил церковь совместно со священным синодом и высшим церковным советом.

Император Николай II играл  огромную роль в церковной жизни  России, гораздо большую, чем его  предшественники. С 30 апреля по 16 июля 1918 года привезенная из Тобольска  царская семья проживала в  Екатеринбурге в заключении в Ипатьевском доме, где в ночь на 17 июля произошла трагическая гибель всей царской семьи. Ныне на этом месте возведен величественный Храм-на-Крови во Имя всех Святых, в Земле Российской Просиявших.

 

2.2. Искусство иконописи

 

Искусство иконописи  пришло на Русь вместе с христианством. Постепенно русская иконопись приобретала черты национального своеобразия. Ее расцвет пришелся на XIV - XV вв., когда сложилась национальная школа иконописания, а также местные художественные центры со своими характерными признаками - Новгород, Псков, Москва.

Особый художественный язык иконы, сложившийся еще в  Византии, соответствовал священному характеру изображения. «Икона - не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением», - писал православный философ и искусствовед Е.Н.Трубецкой. «Сквозь „истонченную телесность" иконописных изображений, - отмечал он, - с несравненной силой просвечивает выражение духовной жизни»6.

Основные типы икон пришли на Русь из Византии. Оттуда же были перенесены образцы, или «прориси», - специальные руководства, как писать те или иные сюжеты, содержавшие, помимо описаний, контурные рисунки. Художники нередко отходили от образцов, использовали их лишь как ориентиры.

Единство изобразительного языка не сковывало творческой инициативы настоящих художников, но делало иконы узнаваемыми, понятными современникам. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных». Русский человек никогда бы ни с чем не спутал, скажем, изображение святого Николы - мудрого старца в епископском облачении, с книгой, с благословляющим жестом руки. Его писали высоколобым, с небольшой вьющейся бородкой. Но при этом художник мог придать его лику любое выражение — от суровой отрешенности до всепрощающей доброты.

Средневековому  человеку, в отличие от большинства  современных людей, был понятен символический язык иконы. Отметим некоторые его особенности, характерные для XIII - XV вв.7

Иерархичность религиозного сознания порождала разномасштабность  изображений на иконе: важнейшие  персонажи или сцены изображались крупнее, чем остальные, вне зависимости  от реальных размеров.

На иконах допускалось  весьма условное изображение предметов, показывались лишь их части: горы, лес, здания и интерьеры могли быть переданы лишь отдельными деталями, намеками.

Желая придать  иконе форму повествования, художник совмещал в одной композиции разновременные события; при этом один и тот же персонаж изображался несколько раз.

Нельзя сказать, что средневековые художники  не имели хотя бы интуитивного представления  об объемности изображения и перспективе. Но иконы, как правило, были плоскостными, что подчеркивало неземную суть персонажей. Специалисты говорят об использовании иконописцами обратной перспективы. Это был сознательный прием, с помощью которого художник показывал предметы как бы распластанными на поверхности. Он изображал то, что ему представлялось важным в персонажах или предметах, не считаясь с законами прямой перспективы.

Иконописцы  пользовались, в основном, чистыми  цветами, накладывая их яркими локальными пятнами с четко очерченными  контурами. Сильный, мажорный цветовой строй является отличительной чертой русских икон.

Олифа, которой  иконописец щедро покрывал готовое изображение, со временем темнела. Уже через век-полтора икона становилась «темновид-ной», сквозь коричневую пленку олифы едва проглядывали контуры изображений. Художник другого времени в свойственной ему манере «поновлял» старую икону. Иногда древние и чтимые иконы «поновлялись» несколько раз. В XIX в. у русских коллекционеров и искусствоведов появился интерес к иконам. К этому времени древнейшие изображения были почти полностью скрыты. Настоящее изучение этих произведений искусства началось только в XX в., после того как реставраторы научились очищать их от позднейших наслоений. Замечательные знатоки русской иконописи (И.Э.Грабарь, М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев и др.) заново открыли для современников и потомков ее художественные достоинства.

Почему же именно в конце XIV — XV в. произошел расцвет  русской иконописи? Почему она явилась  выражением художественной культуры того времени? Особая роль иконы в русском  искусстве наметилась еще в XIII в. Иконописание является искусством более дешевым и демократичным, чем монументальная архитектура и фресковая живопись, создание дорогостоящих книг и ювелирных изделий. После татарского нашествия строились, в основном, небольшие деревянные церкви, главным украшением которых были иконы. Церкви часто горели, поэтому икон требовалось много. Во многих городах сложились постоянные иконописные мастерские.

Упрощение иконописания, его огрубление в конце XIII - начале XIV в. привело к «фольклоризации» иконы, к проникновению в нее  образов и идеалов народной культуры. Как заметил В.Н.Лазарев, живопись стала более примитивной, но более полнокровной. Когда же народные традиции соединились с высокой профессиональной выучкой и вновь обогатились культурным опытом Византии, а это произошло в конце XIV – XV в., наступил невиданный расцвет русского иконописного искусства.

От монументальных и статичных произведений домонгольского периода иконы стали отличаться более сложными сюжетами, требующими передачи движения и душевных переживаний. «Вместо изображения изолированных и неподвижных человеческих фигур с прямо устремленным на зрителя взором... живопись XIV в. изображает человека в сложных композициях, в сильном движении»8.

В новгородских иконах наиболее ярко проявились фольклорные  мотивы, наивность и непосредственность народного религиозного чувства. Эти мастера не любили сложности и замысловатости. Их образы всегда ясны и конкретны.

Одним из самых  почитаемых новгородских святых был  Георгий, совмещавший в себе героические  черты воина-защитника и покровителя  землепашцев и пастухов. Икона «Георгий с житием» написана в первой половине XIV в. На ней помимо главного изображения святого, расположенного в центре, по бокам, в «клеймах», размещены сцены его жития. В «среднике» изображен один из подвигов Георгия - спасение царевны Елисавы от змия, пожравшего всех детей в некоем городе. (Сюжет спасения от змия приобрел на Руси, в условиях борьбы с татарским игом, патриотическое звучание.) В клеймах показаны страшные мучения, которым подвергали Георгия гонители христианства: его избивают, пытают на колесе, варят в котле и т.д.

Житийная икона  с таким сюжетом, казалось бы, предполагает изображение многочисленных действий, сильных эмоций. Но их на изображении  начала XIV в. еще нет! Помещенная в  центр фигура Георгия на коне как бы «парит» на глухом красном фоне. Она совершенно не связана с другими изображениями. Застыла царевна Елисава вместе с драконом, которого она ведет за собой. Статичны и бесстрастны мучители Георгия, изображенные в клеймах. Сам он с невозмутимым спокойствием переносит чудовищные пытки, что, наверное, должно означать его стойкость. В иконе нет повествования, нет сюжета как такового, а даны лишь символы. Фигуры людей кажутся несколько «топорными». Художник использует яркие и контрастные цвета: красный и белый. Как далеко изображение от утонченных духовных иконных образов домонгольского времени! Но их фольклорная простота и наивность по-своему выразительны.

Движение, острые душевные переживания появятся в  новгородской живописи во второй половине XIV в. Эти черты в полной мере присущи фрескам Феофана Грека в церкви Спаса-Преображения и фрескам церкви Успения на Волотовом поле. Проникают они и в иконопись.

Фольклорные мотивы звучат в известной новгородской иконе «Чудо Георгия о змие» XV в. Но как Георгий отличается здесь от того, что был написан веком раньше! На грациозном белом коне скачет он среди сказочных «горок». Свободно развивается плащ героя. Легко поражает он извивающегося внизу змия. «Вихрем несется белый конь, послушный воле всадника. Георгий вонзает копье в пасть змия, как бы выполняя предначертанное в книге судеб. Он дается носителем добра, светлого начала.

В его ослепительном  блистании есть нечто грозовое, нечто  такое, что уподобляет его сверкающей молнии. И невольно кажется, что нет  такой силы в мире, которая смогла бы остановить бег этого победоносного воителя».9

В XIV в. начала формироваться  московская школа иконописи. Москва была резиденцией митрополита «всея Руси» и имела тесные культурные контакты с Византией. Здесь работали и приглашенные греческие мастера, и художники «русские родом, но греческие ученики», и доморощенные иконописцы.

Специалисты отмечают греческое влияние в иконе XIV в. «Спас Ярое Око». Грозный облик  Христа невольно рождает ассоциации с тревожной атмосферой на Руси в  то время. Должно быть, русским людям в их многочисленных испытаниях, которые воспринимались как наказание за грехи, таким суровым и карающим представлялся Бог.

В конце XIV в. крупнейшим иконописцем Руси был Феофан Грек. Его искусство принадлежит Византии и Руси. В Византии он родился и сформировался как художник, расписал множество церквей (его византийские работы не сохранились). На Руси, куда Феофан прибыл в 70-х гт. XIV в., его талант расцвел и снискал признание. Восторженный отзыв о Феофане и его работах оставил хорошо его знавший церковный писатель Епифаний Премудрый.10 Как гениальный художник Феофан Грек сумел отразить в своих произведениях духовные запросы русского общества. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине улице. Эти фрески отличаются неповторимой авторской манерой. Они написаны легко, свободно, широкими мазками и в полной мере отражают страстную и темпераментную натуру художника.

Величайший  художник русского средневековья Андрей Рублев (около 1370 - 1430) прославился уже  при жизни. Его работы дважды упоминал летописец. Некоторые сведения о жизни живописца сохранились в церковных преданиях. Уже в XVI в. его искусство было признано образцовым. Но к тому времени иконы Рублева потемнели, а затем и вовсе были закрыты позднейшими подновлениями. Лишь в начале нашего века была расчищена от позднейших наслоений знаменитая «Троица» - единственное достоверное произведение Рублева. Другие работы, о которых сообщает летопись, - в Благовещенском соборе в Москве и Успенском соборе во Владимире - художник выполнял вместе «со товарищи». Некоторые произведения приписываются Рублеву по стилевому сходству с «Троицей».

Информация о работе Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры