Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:08, контрольная работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово «конфликт»- латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение».
Введение.
1. Причины конфликта
2. Разрешение конфликта
2. 1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
2. 2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
Заключение.
Примечания:
Использованная литература:
Практическое задание:
Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.
Следующий фактор конструктивного
разрешения конфликтов - открытость и
эффективность общения
Вместе с тем, каким бы острым не было столкновение, оно должно решительно исключать проявления хамства.
Поскольку открытость общения - это
не только бурное излияние чувств, но и
организация конструктивного
Если люди готовы к диалогу, если
они открыты друг для друга, естественно,
создается атмосфера взаимного
доверия и сотрудничества. Фактически
любая конфликтная ситуация проблемная
и говоря о ее разрешении, мы имеем ввиду
разрешение проблемной ситуации. И поскольку
в межличностных конфликтах участвуют,
по меньшей мере двое, речь должна идти
о групповом решении проблемы, а оно неизбежно
требует сотрудничества участников взаимодействия.
Для того чтобы определить существо конфликта,
участники конфликта должны согласовать
свои представления о сложившейся ситуации
и выработать определенную стратегию
поведения. Предполагается, что их действия
нося пошаговый характер, разворачиваются
в следующем направлении:
Шаг первый - определение основной проблемы.
На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющееся здесь сходства различия.
Шаг второй - определение вторичных причин конфликта.
Обычно они служат поводом для
возникновения конфликта, часто
затеняя истинную причину и затрудняя
анализ. Поэтому вслед за уяснением
основной проблемы целесообразно проанализировать
собственное поведение на предмет
выявления конфликтных его
Шаг третий - поиск возможных путей разрешения
конфликта.
Он может быть выражен, в частности,
следующими вопросами которые следует
задать себе участникам конфликта:
а) Что я мог бы сделать чтобы разрешить
конфликт?
б) Что мог бы для этого сделать мой партнер?
в) Каковы наши общие цели, во имя которых необходим найти выход из конфликта?
Шаг четвёртый - совместное решение о выходе из конфликта.
На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающее обоюдное удовлетворение соперников.
Шаг пятый - реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта.
Здесь конфликтующим сторонам очень
важно, придерживаясь намеченной стратегии
действий, не вызвать необдуманным
словом, поспешным поведением каких-либо
сомнений друг у друга относительно
искренности выраженных ранее намерений
разрешить конфликт.
Шаг шестой - оценка эффективности усилий,
предпринятых для
разрешения конфликта.
На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов.
Следует добавить, что пошаговое
движение соперников в сторону разрешения
конфликта невозможно вне одновременного
действия таких элементов (факторов)
данного процесса, как адекватность
восприятия людьми происходящего, открытость
их отношений и наличие атмосферы
взаимного доверия и
2. 2. Анализ поведения конфликтующих сторон
и посредника.
Как уже здесь говорилось, усилия
по разрешению конфликта могут прилагать
не только непосредственно втянутые
в него лица, но и своего рода люди
со стороны посредники. А им иногда
удается сделать гораздо
Проанализировав ряд исследований этого вопроса, американские психологи Д. Черткофф и Д. Эссер пришли к следующему любопытному заключению. Оказывается, для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно, скорее всего, в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки «сохранить лицо». Из экспериментальных данных, приводимых этими авторами, мы узнаем о существовании зависимости между делаемыми человеком уступками другим людям и его представлении о себе как о «сильной личности».
Эффект такой зависимости
Выбор посредника и определение круга его полномочий - сложная задача, М. Инглер предлагает следующие рекомендации, определенным образом регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника:
1. Конфликтующие стороны должны рассматривать избранного ими посредника как олицетворяющего собой справедливый выбор.
2. Посредник должен являться
нейтральным лицом, не
3. Конфликтующим сторонам
4. Посредник может быть более
всего полезен, если он
5. Основная задача посредника - сбор информации и выяснение проблемы, но непринятие решения.
6. Если в силу своего служебного
положения посредник
7. Посредник должен стремиться
поддерживать каждую сторону
в выражении его
8. Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу.
В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутри коллективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны.
Разумнее всего ему находиться как бы «над схваткой». Однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы.
Для этого весьма подходящей является
роль посредника. Кроме того успешная
реализация посреднической функции
повысит его психологический
авторитет, что немаловажно в
повседневной управленческой деятельности.
Заключение.
Благодаря существующим установкам на конфликт, как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять. Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит служащих
перед необходимостью постоянно
общаться друг с другом и знать
друг о друге чуть больше. Члены
коллектива начинают лучше понимать
своих коллег, становятся более чувствительными
к проблемам других людей. Люди наконец
оценивают необходимость
Жить и работать вместе - непросто,
и этому нужно специально учиться.
Конфликт, порождая споры, проверяет
и весь коллектив, и каждого служащего
в отдельности, и может существенно
помочь и в процессе разбора проблемы,
и выработке решения. Сам по себе
конфликт не усиливает и не ослабляет
организацию. И служащие и менеджеры
должны управлять им, делая максимально
полезным. Если же они избегают обсуждения
своих трудностей и опасений, они
не могут понять ни реального состояния,
ни путей развития, ни извлечь уроков
для себя и для других. Если же
умело управлять конфликтом, он укрепляет
и коллектив, и организацию в целом.
Использованная литература
1. Зигер В. , Ланг Л. “Руководить
без конфликтов” М, 1990
2. Гончаров В. “Руководство для высшего управленческого персонала”
3. «Конфликт со занком «плюс»
«журнал “Бизнес» №3, 4, 1994
4. «Разрешение конфликта» журнал «Кентавр»
№4, 1994
5. Скотт Дж. «Сила ума. Способы разрешения конфликтов.» Спб, 1993 6. Фэйр М. “Выиграть может каждый” М, 1992
6. Интернет ресурсы
Практическое задание
Задание: Решите ситуативный конфликт, используя
как можно больше приемов:
Студенческий билет и пропуск забыли дома, а охрана на
входе вас не пускает.
Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.