Психологические концепции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 00:28, контрольная работа

Краткое описание

В начале XX века в изучении феномена культуры сформировалось новое направление – психологическая концепция культуры, которая на многие годы стала одной из определяющих в культурологи и социологии. Теоретическое же оформление психологической теории культуры начинается со второй половины XIX века, собственно тогда психология выделяется в самостоятельную науку. Развитие психологии в то время реализует себя в двух направлениях:

Содержание

I. Введение.
II. Концепция психоанализа З. Фрейда.
III. Культурологические взгляды К. Юнга.
3.1. Коллективное бессознательное и его архетипы
3.2. Культура и проблема целостности человеческой души
IV. Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

основа.docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Культура и проблема целостности человеческой души

 

Как и Фрейд, Юнг считает, что современный человек, гордящийся своим сознанием и волей, отнюдь не является господином своей душевной жизни. Напротив, он сам подвластен таящимся в нем бессознательным силам, своего рода «демонам души». «Девиз: «Где есть воля, там есть и путь»—суеверие современного человека. Он слеп к тому, что, несмотря на рациональность, он одержим «силами», находящимися вне его контроля. Его демоны и боги не исчезли, они всего лишь обрели новые имена». Фундаментальное различие между Фрейдом и Юнгом состоит в понимании сущности этих «демонических» сил и их отношения с культурой.

По Фрейду, жизнь культурного человека составляет неразрешимое противоречие, ибо человеческая душа разрывается между своей изначальной природой и внедренными культурными запретами. Юнг исходит из других представлений о соотношении человека и культуры. Для него основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культурой. Конечно, нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу культуре.

Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Ведь бессознательное — это «податель всего», подлинный источник жизненных сил, без которых нет ощущения красочности жизни, полноты жизни. Именно архетипы дарят человеку вдохновение и являются источником творческой энергии. Вместе с тем, символическое выражение бессознательного необходимо для того, чтобы оградить человека от опасностей непосредственной встречи с «демонами души» (например, от переживания всемогущества и притягательного ужаса смерти («священное») или от беспомощности перед темной стороной собственного Я, т. е. перед собственной «тенью»). «У человечества никогда не было недостатка в могучих образах, которые были магической защитной стеной против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души. Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах...». Использование культурных символов позволяет контролировать «психических демонов», противопоставив темной силе одного светлое могущество другого. Особая роль здесь принадлежит религии. Например, верующий, обуреваемый греховным желанием («искушаемый бесами»), может помолиться и призвать на помощь Бога. По Юнгу, и «Бог» и «бесы» есть психические силы (архетипы) самого человека, символически выраженные в соответствующих культурных образах. Но от своего собственного имени человеку было бы очень трудно (а может быть и вовсе невозможно) справиться с ситуацией.

Таким образом, культура, по Юнгу, призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализацией жизни. Жизнь рационализируется, но человек не становится более рациональным по своему психическому устройству. Рушится прежний символический мир, и вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает «ужасающая символическая нищета», в которой жизнь человека обесцвечивается и обессмысливается. Крушение символов означает также утрату символического управление могучими «демонами души», остающимися теперь без присмотра. «Современный человек не понимает, насколько его «рационализм» (расстроивший его способность отвечать божественным символам и идеям) отдал его на милость психической «преисподней». «Демоны» вырываются из-под контроля слабеющей культуры, и XX век становится веком неслыханных психических эпидемий, распространяющихся под маскирующей их подлинную природу идеологической окраской. «...Любого рода внешние исторические условия — лишь повод для действительно грозных опасностей, а именно социально-политических безумий, которые... в главном были порождены бессознательным». И словно продолжение этой мысли: «Я даже думаю, что психические опасности куда страшней эпидемий и землетрясений. Средневековые эпидемии бубонной чумы или черной оспы не унесли столько жизней, сколько их унесли, например, различия во взглядах на устройство мира в 1914 г. или борьба за политические идеалы в России».

Стремясь спастись от царствующей ныне ужасающей символической нищеты, человек обращает свой взор к восточным религиям, однако они соответствуют иной культуре и не способны в полной мере выразить архетипы, таящиеся в психике западного человека. Поэтому европейская культура должны измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души, что, однако, вовсе не означает погружение в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. «Задача... человека, — делает вывод Юнг, — состоит в том, чтобы проникнуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, ни в коем случае не оставаясь в нем, не отождествляя себя с ним. И то и другое неверно-Единственный смысл человеческого существования в том, чтобы зажечь свет во тьме примитивного бытия. Наверное, можно предположить, что мы во власти бессознательного в той же степени, в какой само оно — во власти нашего сознания».

Юнг произвел подлинный переворот в культурологии. Он раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного: история культуры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. И в то же время многое осталось за пределами юнговской концепции. Юнг и не претендовал на создание «единственно верного учения» о человеке, но без его идей просто невозможно представить себе современную культурологию.

 

Заключение

 

Психологическая  концепция культуры, которая на многие годы стала одной из определяющих в культурологи и социологии, получила свое теоретическое оформление со второй половины XIX века, когда сама  психология начинает выделяться в самостоятельную науку.

Основоположником данной концепции считается один из самых известных мыслителей конца 19-начала 20 века – Зигмунд Фрейд, главное положение культурологической концепции которого строилось на идее о том, что все элементы, части духовной  культуры,  такие как искусство, религия, наука – есть не что иное, как сублимация или вытеснение подавленных бессознательных инстинктов (Эрос и Танатос) в социокультурных формах.

В отличие от Фрейда,  исследовавшего  главным образом бессознательное личности, К. Юнг  и Э. Фромм больше интересовались   процессами, которые происходят в коллективном — родовом и общественном — бессознательном. Они акцентировали   культурную ценность коллективного бессознательного, состоящего  не только из вытесненных архаических и инфантильных инстинктов, влечений, но и из всего родового богатства культуры.

Дальнейшее развитие данные идеи получили в работах В. Вундта, считавшего, что народное сознание является творческим синтезом (интеграцией) индивидуальных сознаний, результатом чего выступает новая реальность, которая обнаруживается  в продуктах сверхличностной или сверхиндивидуальной деятельности в мифах, языке, морали.

Данный подход к исследованию и объяснению феномена культуры существует и развивается и сейчас, в наше время. За свою более чем столетнюю историю психологическая  концепция пережила и период расцвета, и период относительного упадка, но до сих пор она остается весьма распространенной  и употребляемой для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры, а потому существует необходимость ее теоретического осмысления и изучения.

 

Список используемой литературы

 

1. Бобахо, В. А.  Культурология / В. А. Бобахо- М.:Высшая школа,  2000.- 400 с.

2. Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Высшая школа, 1997.- 301 с.

3. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. Г. В. Драча.- Ростов - на – Дону: Феникс, 1997.- 477 с.

 

Задание 2.

Дать развернутые определения культурологических понятий.

 

2.1. Культурные универсалии —  это  такие нормы, ценности, правила,  традиции и  свойства,  которые присущи  всем  культурам независимо  от  географического  положения,  исторического  времени  и  социального  устройства  общества. Иными словами, культурные универсалии – это понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах, наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни, присущие всем народам независимо от их этнических, социальных, экономических и других особенностей.

Разными исследователями выделяются различные культурные универсалии. Так Джордж  Мердок  в 1959  году  выделил 70 общих для всех культур элементов – культурных универсалий: возрастная  градация,  нательные  украшения,  спорт,  соблюдение  чистоты, календарь,  приготовление пищи, общинная организация, космология, кооперация труда, танцы, ухаживание, толкование  снов,  гадание,  декоративное  искусство,  образование, разделение труда, этикет, этика, эсхатология, этноботаника, семья,  вера  в  чудесные  исцеления и другие.

Возникновение культурных  универсалий связано с тем, что   все  люди физически  устроены  одинаково,   имеют  одни  и  те  же  биологические  потребности  и сталкиваются с общими проблемами, поставленные перед человеческим родом окружающей средой. Универсалии  происходят  от того,  что  в  мире  существует  очень  устойчивый  порядок, образованный  обществом.

Всего  девять фундаментальных  черт, присущих  всем  культурам, выделил Кларк Уислер: речь (язык), искусство, материальные  черты, религиозная практика, мифология  и  научное  знание, семья и  социальная система, правительство, собственность, война. Он назвал  их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

 

2.2. Цивилизация (от  латинского  civilis  —  гражданский).

Французский  философ XVII  в.  Гольбах  писал  о  происходящей  в  ходе  истории «цивилизации  народов»  имея  в  виду,  что  цивилизация  есть  процесс  совершенствования  их образа жизни. Мыслители  эпохи Просвещения полагали, что общество становится все более цивилизованным по мере того, как в нем воцаряется разум, наука, просвещение, социальная справедливость.  Однако  в XIX  веке  под  цивилизацией  стали  понимать  не  только исторический  процесс, но и уже достигнутое  состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и  другие  историки  и  философы  рассматривали  цивилизацию  как  ступень  социального прогресса,  следующую за дикостью и варварством. А  так  как  на  этой  ступени  возникают различные  формы  общества,  то  в  историко-философской  литературе  получила  признание мысль о существовании разных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах.

 

Список используемой литературы

 

  1. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003.

 

 

 

 

Задание 3.

Сравнить два художественных стиля модернизм и экспрессионизм.

 

 

Модернизм

Экспрессионизм

Время место и причины возникновения.

Время появления данного стиля принято считать конец XIX — начала XX в., характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. Модернизм сформировался в условиях приближения социально-исторического кризиса, апогеем которого стала Первая мировая война.

Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения, и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. Так в Германии. на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».

 

Характерные признаки.

Модернизм (авангардизм)  связан  с  отходом  культуры  от  реализма,  с  провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали

зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве.  Это эксперимент  с художественным материалом, создающий новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в искусстве, пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве.

Единственной реальностью экспрессионизм провозгласил  субъективный  мир человека,  выражение которого стало главной целью искусства. Экспрессионизм  стремился передать напряженность  человеческих эмоций, иррациональность образов. Суть его заключается в обостренном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, трагического и экзистенциально-драматического спектров его души: тревоги, страха, тоски, безысходности, разобщенности, нервозности, болезненной страстности, повышенной эмоциональности, ностальгии и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко истеричность, громкие крики протеста против окружающего мира и призывы о помощи содержат многие произведения экспрессионизма.

 

 

 

Области применения.

Модернизм встречается в изобразительном искусстве.

Модернистские течения в искусстве: импрессионизм, модерн, кубизм, экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадаизм и другие.

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману.

В архитектуре

Экспрессионизм встречается в живописи, в литературе, в театре и танце, в кинематографе, в архитектуре, в музыке.

 

Примеры произведений искусства и их авторы.

Архитектура:

Оскар Нимейер (Дворец Национального конгресса в Бразилиа, Музей современного искусства в Нитерое)

Ле Корбюзье (Дома Жауль в Нёйи-сюр-Сен, Париж); Художественный  музей в Токио,

Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих и др) Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто,

В литературе: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

В живописи:

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара»;

Матисс  панно «Танец» и «Музыка», «Красные рыбки» и др;

Сальвадор Дали «Постоянство памяти».

В живописи:

Эдвард Мунк «Крик»,

Эгон Шиле «Молодая мать», «осеннее солнце и деревья»;

О.Кокошка, М. Бекманн, А. фон Явленский, Г. Гросс,

В литературе:

Поэты Георг Гейм, Георг Тракль, Э. Штадлер; Франц Кафка «Америка», «Процесс», «Замок».

В музыке:

Арнольд Шёнберг

Кинематограф:

Фриц Ланг   «Метрополис», «Город ищет убийцу», «Завещание доктора Мабузе»

Архитектура:

Э. Мендельсон «Башня Эйнштейна» в Потсдаме;

Театр и танец:

Мэри Вигман и Пэри Бауш;

Мейерхольд.


 

 

Список используемой литературы

 

  1. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.
  1. Руднев, В. П.  Словарь культуры XX века:  Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. - М.: Аграф, 1999.- 381 с.

  1. Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990.

 

Задание 4.

Дать развернутое определение мировоззренческого понятия.

 

Эклектизм, эклектицизм (от греч. εκλεκτικός — способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Термин «эклектизм» ввёл Потамон из Александрии (2 в.), назвавший свою школу эклектической. Эклектизм коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания. Пустоту и бесплодность эклектических построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Эклектизм резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В. И. Ленин указывал на подмену оснований, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений как характерные особенности эклектизма: «...подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития».

 

Список используемой литературы

 

  1. Руднев, В. П.  Словарь культуры XX века:  Ключевые понятия и тексты /

В. П. Руднев. - М.: Аграф, 1999.- 381 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5.

Дать описание синотизму: время, место и причины возникновения, особенности символа веры и вероисповедания, регионы распространения, роль религии в формировании культуры региона.

 

Синтоизм – («путь богов») — традиционная политеистическая религия Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения в синтоизме являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Корни синтоизма уходят в глубокую древность, в первобытные анимистические верования. Анимистические верования были характерны для всех древних народов, однако, только в Японии они сохранились, трансформировавшись в национальную религию. Становление синтоизма в качестве  национальной и государственной религии Японии относится к периоду VII—VIII веков н. э., - времени объединения страны под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения произошла канонизация  системы мифологии.

Информация о работе Психологические концепции культуры