Развитие народного образования в Чувашии 1861-1917 г.г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:18, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена этнической истории и традиционной культуре одного из крупных народов России. Зародившись в глубокой древности, чувашский народ, пройдя через горнило невероятных по драматизму испытаний, достойно выстрадал свою оптимистическую историю. Очень сложным был его путь к осознанию своей самобытности, самостоятельности и самоценности собственной культуры. Несмотря на исторически сильную территориальную распыленность, слабость материальных и интеллектуальных ресурсов, сразу же после революции 1917 г. в народе нашлись силы, сумевшие целеустремленно и энергично сделать все возможное для получения чувашским народом своей национальной автономии, пусть и усеченной, но государственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.99 Кб (Скачать файл)

Чувашский государственный  университет им.И.Н.Ульянова

 

 

 

 

 

 

                      Реферат     

На  тему: Развитие народного образования  в Чувашии 1861-1917 г.г.

 

 

 

 

 

                         

 

 

                                                                     Выполнил студент группы ЗС-11-08

                                                                     Бонарь Дмитрий Иванович

                                                                     Проверил доцент Егоров Д.В.

 

 

 

                            

                                              Чебоксары 2013

Солержание :

Введение 

 

Развитие  народного образования в Чувашии 1861-1917 г.г.

 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наше  время — эпоха пробуждения  исторического сознания общества. Люди желают знать правду о прошлом  своих народов, стремятся найти  в истории ответы на злободневные вопросы бытия. Знание особенностей происхождения народов имеет  фундаментальное значение не только для прояснения всех сторон их истории, языка, культуры, но также и для  лучшего понимания процессов, происходящих в современном обществе.

Данная  работа посвящена этнической истории  и традиционной культуре одного из крупных народов России. Зародившись  в глубокой древности, чувашский  народ, пройдя через горнило невероятных  по драматизму испытаний, достойно выстрадал  свою оптимистическую историю. Очень  сложным был его путь к осознанию  своей самобытности, самостоятельности  и самоценности собственной культуры. Несмотря на исторически сильную территориальную распыленность, слабость материальных и интеллектуальных ресурсов, сразу же после революции 1917 г. в народе нашлись силы, сумевшие целеустремленно и энергично сделать все возможное для получения чувашским народом своей национальной автономии, пусть и усеченной, но государственности.

Современные чуваши, насчитывая в общей сложности 1 млн. 842326 человек, по данным последней  переписи 1989 г., занимали в Союзе  ССР 1б-е, а в Российской Федерации  — 4 (после русских, украинцев и  татар) места. В Чувашской Республике проживает 906,9 тыс. чувашей, т. е. 49,2% всей их численности. Большие группы чувашей расселены в Татарстане (134,2 тыс.), Башкортостане (118,5 тыс.), Самарской (118 тыс.), Ульяновской (116,5 тыс.), Тюменской (31,2 тыс.), Кемеровской (24,4 тыс.), Оренбургской (21,5 тыс.) областях, Красноярском крае (27 тыс.), в г. Москве и Московской области (31,6 тыс.) и других регионах. 50,3% всех чувашей страны живут в городах.

Современная Чувашия — это уже не глухая провинция, которой она слыла  еще в совсем недавнем прошлом. Чувашский  народ сегодня знают во всем мире.

 

 

     Развитие народного образования в Чувашии 1861-1917 г.г.

 

   Система образования в крае начала формироваться в последний период феодальной эпохи. В 18 в. более 500 чувашских детей окончили новокрещенские школы в Свияжске и Казани. Первые народные училища на территории современной Чувашской Республики были открыты в конце 18 в. — в Алатыре (1787 г.), Чебоксарах (1789 г.), Ядрине (1791 г.). С начала 19 в. открываются приходские, удельные и казенные начальные училища, преподавание в которых велось на русском языке. В 1860 г. в 14 городских и 42 сельских училищах обучалось 2203 детей. Среди 775 учащихся городских училищ насчитывалась 91 девочка.

  С 1864 г. начинается реформа народного образования, право на которое было провозглашено для всех граждан без различия сословий, вероисповедания и пола. С конца 1860-х гг. значительная часть сельских училищ находилась на содержании земств. В 1869 г. в чувашских, русских и мордовских селениях их насчитывалось 71 с числом учащихся 2259, в т.ч. 2083 чувашских детей. Девочки среди учащихся составляли около 13%. В татарских селениях открывались мектебе и медресе. К 1875 г. их было 13, число учеников - 400. В 1872 г. открыта Порецкая учительская семинария, ежегодный выпуск которой составлял 14 - 16 чел. Значительным препятствием для получения образования детьми нерусских национальности оставался порядок, при котором преподавание велось на русском языке. Кроме того, практически не было учителей, хорошо владевших родными для нерусских школьников языками. Огромное значение в решении этой проблемы имела деятельность Н.И.Ильминского и И.Я.Яковлева. По инициативе первого в 1870 г. в начальной школе было разрешено преподавание на родном языке. И.Я.Яковлев, создатель новой чувашской письменности (1871 г.) и Симбирской чувашской школы (1868 г.), работая инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875—1903 гг.), содействовал открытию сотен школ разного ведомства в разных губерниях. Вся территория современной Чувашской Республики входила в состав данного округа.

  К 1890 г. в городах было 31 учебное заведение, в т. ч. женская прогимназия (Алатырь), 2 трехклассные училища (Алатырь, Чебоксары), 2 уездных училища (Цивильск, Ядрин). В них обучался 2271 учащихся, из них 773 девочки. В сельской местности насчитывалось 596 школ, в которых обучалось около 24 тыс. учащихся. Учителей для чувашских школ готовили Симбирская чувашская учительская школа и Казанская инородческая учительская семинария, для русских школ - Порецкая учительская семинария. Всего этого, однако, было недостаточно для значительного поднятия грамотности населения. Перепись 1897 г. зафиксировала уровень грамотности 11,7% среди сельских жителей и 43,7% — горожан. Среди чувашей Казанской и Симбирской губерний грамотных насчитывалось 7,2% и лишь 0,5% из числа последних имели образование выше начального. В 1911 г. на территории современной Чувашской Республики насчитывалось 743 учебных заведения, в т. ч. 1 учительская семинария (Порецкое), 2 реальных училища (Алатырь, Ядрин), 3 женских гимназии (Алатырь, Чебоксары, Ядрин), женская прогимназия (Цивильск), 5 городских четырехклассных училищ (Алатырь, Мариинский Посад, Цивильск, Чебоксары, Ядрин), частное женское училище 2-го разряда (Алатырь), 3 специальных учебных заведения (низшая лесная школа и школа инструкторов по обработке дерева в Мариинском Посаде и кузнечно-слесарная мастерская в Чебоксарах), 2 мужских духовных училища (Алатырь, Чебоксары), женское епархиальное училище (Алатырь), 699 начальных училищ, 3 медресе и 22 мектебе. В них обучались более 38 тыс. детей, из которых три четверти составляли мальчики. Образование не являлось всеобщим, обязательным и доступным.

  После 1917 г. учебные заведения были национализированы, школа отделена от церкви. Создавалась система единой трудовой школы с разделением на 2 ступени. Началась работа по ликвидации неграмотности населения. Все граждане от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. В марте 1924 г. учреждается Чувашское отделение общества “Долой неграмотность” (ОДН). В 1920/21-1928/29 учебных гг. было обучено 289 тыс. неграмотных взрослых. По данным переписи неграмотного и малограмотного населения (ноябрь 1929 г.), численность неграмотных в возрасте от 12 до 50 лет составляла 159944 человек, а малограмотных - 101708 человек. К 1940 г. грамоте обучилось около 300 тыс. человек. По переписи 1939 г. грамотность населения Чувашской АССР составила 91%, в т.ч. у мужчин 96,7%, женщин 86%.

  Другая важная проблема, решаемая государством, - введение всеобщего начального обучения. В мае 1920 г. в Чувашской автономной области насчитывалось 893 школы первой и второй ступеней, в которых обучалось 75 тыс. детей. Из-за голода и разрухи 1921-23 гг. сеть школ и численность учащихся сократились. В 1923/24 учебном году действовали 612 школ 1-й ступени и 75 школ повышенного типа (6-, 8- и 10-летки для чувашских детей и 7- и 9-летки — для русских): лишний год обучения вводился для лучшего усвоения русского языка. С 1924/25 учебного года вводятся школы для крестьянской молодежи (ШКМ). К 1930/31 учебному году охват обучением детей школьного возраста достиг 95,5%. В 1932 г. действовали 1054 начальных и 243 неполных средних и средних школ, в которых обучалось 129 тыс. учащихся. К 1934-35 гг. чувашские школы были полностью обеспечены учебниками на родном языке. Большое внимание уделялось подготовке учительских кадров. К 1921 г. на территории Чувашии действовали 5 педагогических техникумов, продолжал выпускать специалистов преобразованный в 1920 г. из Симбирских чувашских педагогических курсов Чувашский институт народного образования (с 1921 г. - Чувашский практический институт народного образования, с 1923 г. -Чувашский педтехникум). В 1930 г. открыт Чувашский государственный педагогический институт, в 1934-52 гг. работал Чебоксарский учительский институт, в 1939-41 гг. действовал учительский институт в Алатыре. В 1934 г. в Чебоксарах открылся Институт повышения квалификации учителей, преобразованный в 1938 г. в Институт усовершенствования учителей. Педагогические техникумы в 1938 г. реорганизованы в училища. Специалистов других профессий готовили сельскохозяйственный, лесной, транспортный, кооперативный и др. техникумы.                 В 1941 г. их было 32 с числом учащихся 6,8 тыс. человек. В 1931 г. открыт Чувашский сельскохозяйственный институт. В 1940/41 учебном году в 1044 начальных, семилетних и средних школах обучалось 184,3 тыс. человек, работали 7,8 тыс. учителей. Высшее образование имели 9,4%, среднее специальное и среднее - 74,5% преподавателей.

  В годы Великой Отечественной войны острой проблемой стала нехватка учителей, перегруженность школ, необеспеченность учебниками и учебными пособиями. Для трудившихся подростков в 1943 г. создаются школы рабочей молодежи, в 1944 г. - вечерние школы сельской молодежи. В 1945 г. в 1036 школах обучалось 166 тыс. школьников. С 1949/50 учебном году вводится всеобщее обязательное 7-летнее образование. В 1949-55 гг. действовал Канашский учительский институт. В 1956 г. организована первая школа-интернат. По переписи 1959 г., среди населения республики в возрасте от 9 до 49 лет уровень грамотности составил 99,2%. На 1000 человек населения в трудоспособном возрасте приходилось 474 человек с высшим, средним и неполным средним образованием (в СССР — 460). На начало 1960/61 учебного года в 1067 общеобразовательных школах (291 начальная, 397 восьмилетняя, 168 средних, 204 школы рабочей и сельской молодежи, заочная школа взрослых и 6 школ для детей с дефектами умственного и физического развития) обучалось 199,9 тыс. человек. В начале 1962 г. училища трудовых резервов преобразованы в городские и сельские ПТУ. С 1959 г. по 1965 г. их количество возросло с 8 до 17. В 20 средних специальных учебных заведениях численность учащихся составляла 7766 человек, а в 2 вузах - 3925 чел. В 1961 г. для подготовки инженерно-технических кадров был открыт Волжский филиал Московского энергетического института. В 1965/66 учебном году в 3 вузах Чувашии обучалось около 10,4 тыс. студентов. В 1967 г. на базе Волжского филиала МЭИ и историко-филологического факультета Чувашского государственного педагогического института был организован Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова.

  Современная система образования направлена на реализацию права граждан на образование, формирование нового поколения высокообразованного и культурной молодежи, подготовку специалистов, отвечающих задачам динамичного развития Чувашской Республики. На 1 января 2001 г. в республике действовали следующие учреждения системы образования: дошкольные образовательные учреждения - 449, общеобразовательные учреждения - 707, в т.ч. дневные - 694, вечерние (сменные) - 13, учреждения дополнительнительные образования - 48, учреждения начального профессионального образования - 32, учреждения среднего профессионального образования - 31, учреждения высшего профессионального образования - 15. Каждому гражданину гарантировано общедоступное и бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, а также на конкурсной основе — бесплатное среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.

  Для поддержки и развития системы образования приняты Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики, целевые государственные программы “Дети Чувашии”, “Сельская школа Чувашии”, “Образование и здоровье детей”, “Улучшение организации питания детей в Чувашской Республике” и др.

  В области дошкольного образования во 2-й половине 90-х гг. большое внимание уделяется осуществлению интеллектуального, художественно-эстетического и физического развития ребенка. В 64 дошкольных учреждениях ведется обучение по программе первого класса общеобразовательные школы, в 54 - обучение английскому языку. В школьном образовании продолжается процесс активного перехода на развивающее и вариативное образование, внедрение разноуровневых программ, дифференциация общеобразовательных учреждений. В соответствии с курсом на придание образованию все большей ориентации на запросы и интересы обучающихся сформировалась система учебных заведений нового вида. Число лицеев, гимназий, школ с углублением изучением различных предметов достигло 88 (2000), 4 из них являются республиканскими: Ядринская национальная гимназия, Республиканский лицей-интернат, Чувашский национальный лицей им. Г.С.Лебедева, школа-гимназия Чувашского госуниверситета им. И.Н.Ульянова. Поддержка и защита национальных образовательных интересов народов, проживающих в республике, проводятся за счет расширения роли родных языков. На 1 января 2001г. в республике функционировало 464 чувашских, 3 мордовских, 20 татарских и 210 русских дневных общеобразовательных учреждений, в них обучалось 213,1 тыс. учащихся. В содержание образования введен национально-региональный компонент. Чувашский язык стал обязательным для изучения в образовательных учреждениях, более 24 тыс. учеников чувашских национальных школ до 5 класса обучаются на родном языке, 107 тыс. изучают чувашский язык как предмет. Около 5,5 тыс. детей чувашской и 160 детей татарской национальности обучаются русскому языку в детских садах, 16,5 тыс. детей русской национальности — чувашскому языку. В 48 учреждениях дополнительного образования разнообразными формами образовательной деятельности охвачено 46,4 тыс. детей. Имеются такие формы деятельности, как туристско-краеведческая, экологическая, спортивная, школьное музееведение, внедряется система воспитания патриотизма и гражданственности на основе программы туристско-краеведческого движения уч-ся “Отечество”. В среднем и старшем звеньях системы общего среднего образования 98% учителей имеют высшее образование, около 67% педагогов — квалификационные категории. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева готовит педагогов по 31 основной и дополнительнной специальностям, Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова - по 6. Среднее профессиональное педагогическое образование представлено Чебоксарским и Канашским педагогическими колледжами, Алатырским и Шумерлинским педагогическими училищами. В общеобразовательных учреждениях работают 16,7 тыс. учителей, среди которых 89% - с высшим образованием.

Информация о работе Развитие народного образования в Чувашии 1861-1917 г.г.