Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 07:01, реферат
Краткое описание
Цель работы: рассмотреть культуру Древнего Египта на основе нового исследования. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: Охарактеризовать культуру Древнего Египта в мировой культуре. Рассмотреть новые достижения в определении взаимосвязи культуры и религии Древнего Египта, выявление основных путей влияние религии на формирование и развитие египетского искусства, социальных и политических отношений, образование и воспитание. Рассмотреть мифологическую модель мироустройства древних египтян на примере представлений об организации загробных миров. Охарактеризовать основные составляющие технологии резьбы по дереву, выявленные в результате комплексного анализа уникальных древнеегипетских деревянных предметов, хранящихся в музеях мира
Содержание
Введение3 Место культуры Древнего Египта в мировой культуре5 Новое исследование Древнего Египта7 Особенности мироощущения древних египтян8 2.1.Религия и мифология8 2.2.Заупокойный культ13 Черты правовой системы Древнего Египта16 3.1.Суд и процесс18 Архитектура и её особенности в Древнем Египте17 Развитие науки в Древнем Египте20 5.1.Астрономия и математика20 5.2.Медицина23 Столярное ремесло в Древнем Египте28 Заключение29 Список литературы30
Хапи — бог Нила. Его символы
— лотос и папирус. Его праздник соединялся
с началом разлива Нила.
Апис — бог плодородия в виде
быка — черного, но с белым круглым пятном
на лбу и с особыми волосами на хвосте.
Кроме того, он был душой бога Птаха и бога
Ра.
Хнум — бог плодородия в виде
человека с головой барана. Он известен
как один из прародителей рода людского,
вылепив последних на гончарном круге.
Он же позаботился и о духовном двойнике
человека.
Рененутет — богиня плодородия
и собранного урожая. Представала в образе
змеи или женщины с головой змеи. Праздник,
посвященный богине Рененутет, проводился
в день окончания жатвы. А немного позже,
она становится еще и богиней судьбы.
Онурис — бог охоты и войны.
Маат — богиня истины и справедливости,
жена Тота. Изображалась в виде женщины
со страусовым пером на голове.
Тот — бог мудрости, счета и
письма, муж Маат. Его священные животные
— павиан и ибис. Изображался в виде человека
с головой ибиса и палеткой писца в руках.
Как божество астральное, отожествляется
с луной, и в этом божественном статусе
вел счет дням, месяцам и годам египетского
календаря.
Сиа — богиня мудрости и познания
— женщина, сопровождавшая бога Тота с
правой стороны.
Птах — помимо того, что он был
демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем
ремесел и искусств.
Обилие богов, переплетение
их функций заставило жрецов упорядочить
пантеон и установить определенные
отношения между богами. Одной из наиболее
разработанных систем взаимоотношений
богов и их роли в сотворении мира была
система, созданная гелиопольскими жрецами.
Согласно этим представлениям, сначала
существовал бог Нун – первобытный водный
хаос. Из него появился бог Атум (позднее
Ра), который понимался в образе некоего
холма, выступающего из водного хаоса,
своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра
создает из себя первую пару богов – Шу
(воздух) и его жену Тефнут (влажность).
От них рождаются боги земли Геб и богиня
неба Нут, которые в свою очередь порождают
Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие
божества объединяются в семью важнейших
и изначальных богов – божественную девятку,
так называемую Эннеаду, от которой и происходят
все другие египетские боги и люди.
По версии мемфисской школы
жрецов, прародителем и изначальным
божеством был бог Птах, создавший
мир богов и людей своим
божественным словом.
Несмотря на все усилия упорядочить
и привести в стройную систему многочисленных
богов, до конца этого сделать не удалось:
единства в понимании происхождения мира,
в согласовании функций разных богов,
их природы не было до конца существования
Древнего Египта.
Символическим олицетворением
божественной природы фараона был сфинкс,
изображавшийся в виде спокойно лежавшего
могучего льва с головой человека, которому
придавали портретное сходство с фараоном.
Обожествление фараона, с одной стороны,
отражало огромную власть монарха как
неограниченного главы египетского государства,
с другой стороны, освещало и укрепляло
эту власть в интересах господствующего
класса.
Заупокойный культ
Заупокойный культ египтян
опирается на следующие представления:
со смертью человека умирает только его
тело, тогда как продолжают жить другие
ипостаси его существа — имя (Рен), душа
(Ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник
человека (Ка); именно судьба Ка, связана
с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он
может погибнуть от голода и жажды, если
при погребении покойник не будет снабжен
всем необходимым; Ка может быть съеден
загробными чудовищами, если его не защитят
магические формулы.
В разработанной до мельчайших
подробностей системе представлений египтян
о потустороннем мире одно из главных
мест занимают “поля блаженных” (поля
Иалу), на которых умерший должен был совершить
все земледельческие процессы от возделывания
земли до сбора урожая.
Повелителем загробного мира
был Осирис — один из самых почитаемых
в Египте богов.
Поначалу Осириса считали богом
природы: с ним связывали жизнь растений
— умер Осирис — умерла природа; расцветет
все весной — значит, Осирис ожил. Именно
поэтому он и превратился в бога мертвых,
который вершил свой суд.
Дорогостоящим и сложным был
ритуал захоронения знатных лиц и вельмож,
строивших себе внушительные гробницы.
Особой пышностью отличался заупокойный
культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды
фараонов IV династии или грандиозные скальные
дворцы фараонов XIX – XX династий, наполненные
несметными сокровищами и ценнейшими
произведениями искусства, - красноречивые
свидетельства мощи деспотической власти
и огромного значения заупокойного культа
в системе египетской религии. Вместе
с тем огромные средства, направляемые
на строительство гробниц, заупокойных
храмов, создание рельефных изображений
и настенных росписей, многочисленных
статуй, предметов погребального культа,
их идеологического значение в жизни египтян
способствовали развитию зодчества, архитектуры,
скульптуры, направляли его развитие по
вполне определенным путям художественного
творчества.
По
представлениям древних египтян,
посмертное блаженство можно
получить не за добрые дела
и праведную жизнь на земле,
а благодаря соблюдению некоторых
обрядов заупокойного культа (постройка
гробниц, приготовление мумии, проведение
специальных церемоний).
К основным письменным источникам
относятся следующие произведения:
“Тексты пирамид” — древнейшие
тексты заупокойных царских ритуалов,
вырезанные на стенах погребальных камер
в пирамидах фараонов 5-й и 6-й династий
Древнего царства (26 – 23 вв. до н. э.).
“Тексты саркофагов” — ритуальные
тексты, которые должны были обеспечить
фараону (а со времени 11-й династии, и частным
лицам) продолжение жизни в царстве мертвых.
Они были заимствованы из “Текстов пирамид”
и размещались на стенках саркофагов,
начиная с периода Среднего царства.
“Книга мертвых” — составлялась
с периода Нового царства. Свитки папируса
содержали необходимые магические формулы,
заклинания и около двухсот изречений,
которые должны были помочь умершему вступить
в загробное царство.
Черты правовой системы
Древние египтяне, как и другие
народы, выводили свое законодательство
из божественных установлений, и поэтому
нормы древнеегипетского права были в
то же время нормами религиозного происхождения
и назначения. Легитимации власти и управления
содействовали характерные для мифологии
представления о божественном первоисточнике
всех правил человеческого общения, включая
правовое общение. Олицетворением справедливости
в каком-либо конфликте, связанном с нарушением
прав и моральных заповедей, выступали
также отдельные божества.
Представление о должном и справедливом
со временем стали связывать не только
с наличием противоположностей между
небесными и земными порядками; не только
с деятельностью конкретных богов (Осирис
и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике,
Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим
путем (образом поведения, нравами, бытом).
В египетской древности сведения о путях
обретения справедливости, о надлежащем
общественном устройстве и об образе жизни
содержались главным образом в мифах,
и основанных на мифах текстах, преданиях
и художественно-изобразительном творчестве.
Правовые идеи и ценности, таким образом,
отражались и воплощались, как в законах,
судебных решениях и принципах деятельности
властных учреждений, так и в многочисленных
формах устного и письменного творчества:
настенных надписях, поучениях искусству
жизни, в стандартных школьных поучениях,
жизнеописаниях и преданиях о "сердце
и словах" (о мыслях и приказах) богов
и фараонов.
Для статусных отношений весьма
характерным было равноправие мужчины
и женщины в частных и публичных сферах
жизни, подчиняющихся требованиям закона.
Женщина могла владеть и отчуждать собственность,
быть стороной в договоре, вести дело в
суде, изготовлять завещание. При содействии
отца или мужа она могла выступать свидетелем.
Брак был моногамным, но делались
исключения для царей и вельмож. Фараоны
и чиновники нередко женились на своих
сестрах (по современным подсчетам, до
5% браков, вместо 1 – 2% в большинстве остальных
случаев в среде других сословий). По преданию
фараон Рамсес II (XIII в. до н. э.) прожил около
90 лет, из которых 67 правил страной. От
своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей;
12 сыновей-наследников умерли еще при
его жизни.
О разводе и его последствиях
не существует свидетельств, вплоть до
Позднего царства. Наследование осуществлялось
по закону: собственность обычно переходила
старшему сыну. Были времена, когда дети
получали равные наследственные доли.
У древних египтян была также возможность
обойти предписания закона путем составления
особого завещания, официально регистрируемого
в пользу тех, или иных своих детей, в том
числе, и дочерей.
На детей, как наследников, возлагались
расходы по захоронению своих родителей,
даже если об этом ничего не говорилось
в завещании. Дети традиционно обязывались
также ухаживать за могилами родителей.
Собственность и договорные отношения.
Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами,
ведущее положение занимали хозяйства
вельмож. Они состояли из центральной
усадьбы и владений (дворов и поселений).
У каждого вельможи был "домоправитель",
который отвечал за управление хозяйством.
Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей,
мерщик и счетчик зерна. Домоправители
осуществляли верховный надзор за хозяйством
и подвергали наказанию битьем палками
всех провинившихся. Особенно велика в
этих заботах была роль писцов — они были
нужны при учете полевых работ, при перегоне
стад, в производственных мастерских.
Отчетность была регулярной и включала
записи в пространных ведомостях и хозяйственных
книгах за весь календарный год.
Договоры и условия купли-продажи
излагались письменно, с необыкновенной
точностью и подробностями, и скреплялись
затем подписями многих свидетелей. Проценты
под занятые суммы не должны были превышать
сумму долга. Вначале собственность передавалась
на основе устной договоренности и в присутствии
официальных лиц (местных или столичных),
а затем оформлялась при помощи писца
особой записью (и все это делалось за
плату). Впоследствии передача собственности
стала сопровождаться особым ритуалом:
помимо составления договора и подтверждения
его принесением клятвы, необходимо было
совершить обряд ввода покупателя во владение.
Некоторые новации были предложены
фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV
династии (720 – 715 гг. до н. э.), который вошел
в историю, как крупный социальный реформатор.
Он ввел запрет на обращение подданных
в рабов за долги, запретил взимание двукратной
суммы за предоставление займа. Наконец,
он установил правило, согласно которому
в случае заключения договора без записи,
доказательством могла служить клятва.
Некоторые из этих реформ послужили, по
всей видимости, образцом для подражания
афинскому законодателю Солону (594 г. до
н. э.). Сходны с ними также реформы китайского
императора У-ди (II в. н. э.), но это сходство
носит уже случайный характер.
Суд и процесс
Главной целью судебного разбирательства
и выносимых решений было пресечение возможности
повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам
отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной
тайны лишали языка, подделывателю документов
или мер и весов отрубали одну руку.
Судебные инстанции претерпели
известную эволюцию. В номах функции судей
выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками
осуществляли фараон и везир. Судебные
функции выполняли также храмовые служители.
Судебный процесс носил обвинительный
характер с устными выступлениями сторон
и с письменными или устными свидетельствами.
В решении указывались его законные мотивы.
Судебная иерархия установилась только
в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались
чиновниками на местах, крупные слушались
с участием фараона, либо великого везира.
Идеалом судебного решения считалась
"строгая справедливость", даже если
речь шла о заговоре против фараона (реальный
эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до
н. э.). В одной из инструкций начала 2-го
тысячелетия до н. э. фараон наставлял
везира, чтобы тот судил все случаи в соответствии
с законом, и это значило, что нужно уважать
справедливость. Законность, как атрибут
правления, упоминается в документах,
а также в более поздних описаниях греческого
историка Геродота. При этом земная законность,
согласно преданию, полностью согласуется
с законами, установленными богами. Решению
дел обычно предшествовало письменное
производство: жалоба и ответ на нее, возражение
на это, ответ и новое опровержение.
Законодательные установления
иногда оформлялись в отдельные собрания
и именовались "дневниками". Это были
сборники указов и прецедентов для использования
в судебной палате.
На технику изготовления законов
в древнеегипетском государстве проливает
свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в.
до н. э.). В нем повествуется о том, как,
"ища благое дело для Египта, исследуя
дела", фараон "самолично говорит
в виде указа", а писец с прибором и свитком
записывает "согласно всему тому, что
сказал его величество". В этом же указе
перечислены критерии подбора на должность
судей: "немногоречивые, благонравные,
умеющие судить, слушающие речь царя и
законы судебной палаты". Цель судейского
участия в делах управления государством
выглядит очень древней по происхождению
и назначению — умиротворение конфликтующих
и непослушных.
Все наказания отличались жестокостью
— с телесными мучениями (битье) и членовредительными
действиями (нанесение рваных ран), с обращением
в рабство за совершаемые преступления.
Умерщвление раба наказывалось смертью
наравне с убийством египтянина. То же
наказание угрожало клятвопреступнику.
Архитектура и её
особенности в Древнем Египте
Первым значительным сооружением
в ряду грандиозных царских усыпальниц
была ступенчатая пирамида фараона Джоссера
в Саккара (28 в. до н. э.). С детищем зодчего
Имхотепа связаны два важных момента:
первый — создание целого ансамбля, вобравшего
в себя комплекс заупокойных храмов, молелен
и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу,
ансамблевое начало подчеркивалось стеной,
отгораживающей прямоугольную территорию
заупокойного комплекса; второй — воплощение
идеи увеличения гробницы по вертикали.
Выделение гробниц фараона за счет резкого
увеличения масштабов отражало растущую
власть “сынов бога”.