Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 07:01, реферат
Краткое описание
Цель работы: рассмотреть культуру Древнего Египта на основе нового исследования. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: Охарактеризовать культуру Древнего Египта в мировой культуре. Рассмотреть новые достижения в определении взаимосвязи культуры и религии Древнего Египта, выявление основных путей влияние религии на формирование и развитие египетского искусства, социальных и политических отношений, образование и воспитание. Рассмотреть мифологическую модель мироустройства древних египтян на примере представлений об организации загробных миров. Охарактеризовать основные составляющие технологии резьбы по дереву, выявленные в результате комплексного анализа уникальных древнеегипетских деревянных предметов, хранящихся в музеях мира
Содержание
Введение3 Место культуры Древнего Египта в мировой культуре5 Новое исследование Древнего Египта7 Особенности мироощущения древних египтян8 2.1.Религия и мифология8 2.2.Заупокойный культ13 Черты правовой системы Древнего Египта16 3.1.Суд и процесс18 Архитектура и её особенности в Древнем Египте17 Развитие науки в Древнем Египте20 5.1.Астрономия и математика20 5.2.Медицина23 Столярное ремесло в Древнем Египте28 Заключение29 Список литературы30
Классическим образцом такого
рода сооружений являются пирамиды фараонов
4-й династии (27 в. до н. э.) Хеопса, Хефрена
и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная
форма, основанная на пропорциях “золотого
сечения”, была предельно лаконична и
бесконечно выразительна. Два элемента
определяли закономерности формы: основание,
квадратное в плане, и схождение сторон
в одной точке, подобно тому, как вся египетская
жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном
фараоне.
Характерной особенностью пирамид,
как архитектурных соображений, было отношение
массы и пространства: погребальная камера,
где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая,
а подводили к ней длинные и узкие коридоры.
Пространственный элемент был сведен
к минимуму.
Безраздельно господствовала
масса всей пирамиды, в то время как сама
пирамида, была завершающей частью огромного
пространственного ансамбля: на берегу
Нила стоял небольшой нижний заупокойный
храмик, от которого шел длинный крытый
коридор. Поднимаясь по склону Ливийского
плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному
храму, расположенному у подножия пирамиды.
Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского
сфинкса, которого египтяне называли “отцом
страха”. Считается, что это было изображение
Хефрена в львином образе (голова человека
и те ло льва).
В эпоху среднего царства (21
– 18 вв. до н. э.) появляется новый тип заупокойного
храма. Ярчайший образец — храм Ментухотепа
I в долине Деир-эль-Бахари (западный берег
Нила).
Первое, бросающееся в глаза
новшество, — изменение местности: не
в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.
Второе — усложнение композиции заупокойного
храма, состоящего из двух террас, расположенных
одна над другой и завершаемых небольшой
пирамидой. Горизонтальная распластанность
террас, подчеркнутая пологим пандусом,
как бы притормаживается вертикальными
портиками, идущими по фасаду и по бокам
храма.
За основным ядром комплекса
шел небольшой открытый двор, окруженный
колоннадой. Он вел во второй гипостильный
зал (первый — нижняя терраса) и помещения,
вырубленные в скале. К этому добавлялся
нижний храмик (или пропилеи) и дорога,
огражденная с двух сторон стенами и соединяющая
храмик с главным заупокойным ансамблем.
Самая главная новация — захоронение
отдельно от храма. Царская мумия спрятана
где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же
состоит в целом из тех же элементов, что
и храм “соседа”, но с тенденцией к большей
грандиозности: три террасы, возвышающиеся
одна над другой, имеют большие масштабы;
богатейшая декорировка, широкое использование
скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад,
деревья и искусственные пруды, размещавшиеся
и на террасах.
Одним из наиболее совершенных
храмовых ансамблей среди египетских
архитектурных памятников является Луксорский
храм, называвшийся Ипет-Рес. В большей
своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим
в 15 в. до н. э.
И завершает основную линию
архитектуры культовых памятников Древнего
Египта Рамсессум: комплекс, состоявший
из Дворца и заупокойного храма Рамсеса
II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле
(Нубия), которые полностью высечены из
скального массива, включая четыре 24-метровые
статуи Рамсеса на фасаде.
Развитие науки в
Древнем Египте
Астрономия и математика
Определение начала, максимума
и окончания подъема воды в Ниле, сроков
посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость
в измерении земельных участков, границы
которых приходилось восстанавливать
после каждого разлива, требовали математических
вычислений и астрономических наблюдений.
Большим достижением древних египтян
было составление довольно точного календаря.
Многовековые наблюдения позволили египетским
жрецам связать периодичность ежегодных
разливов великой реки, наступавших сразу
же после летнего солнцестояния (ныне
- 21-22 июня), с появлением в лучах утренней
зари сияющей "звезды Нила", то есть
с так называемым гелиакическим восходом
Сириуса из созвездия Большого Пса впервые
после 70-суточного периода его невидимости.
Поэтому год египетского календаря стал
годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем
Египте Сириус имел два наименования:
Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная")
и Анибус (то есть "Звезда Пса").
Предутреннее появление Сириуса совпадало
с наступлением самого жаркого времени
года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась
торговля, наступал период отдыха.
Величественное, потрясающее
душу впечатление на древних египтян производило
совпадение трёх великих явлений природы:
наступления летнего солнцестояния, первого
предутреннего появления сияющего Сириуса
и начала плодоносящего разлива многоводного
Нила. И начиная с третьего тысячелетия
до нашей эры - это нашло иероглифическое
запечатление на стенах древних египетских
храмов: "Сотис великая блистает на
небе, и Нил выходит из берегов своих".
На основании вычислений гелиакических
восходов Сириуса древние звездочёты
научились предсказывать наступление
нильских разливов. Именно с этого момента
в Египте начинался новый хозяйственный
год.
Год делился на три сезона по
четыре месяца каждый. Месяц состоял из
трех декад по 10 дней. В году было 36 декад,
посвященных созвездиям, названным в честь
божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина
часа была не постоянной, как сейчас, а
колебалась в зависимости от времени года
(летом дневные часы были длинными, ночные
– короткими, зимой наоборот). Продолжительность
года, то есть по существу период времени
между двумя летними солнцестояниями,
первоначально была установлена в 360, а
затем и в 365 суток. Дополнительные пять
дней солнечного года не были прибавлены
ни к одному из 12 календарных месяцев по
30 дней. Они праздновались в конце цикла
как дни рождения детей от союза бога земли
Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора,
Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались
за богов.
Египтяне хорошо изучили видимое
простым глазом звездное небо, они различали
неподвижные звезды и блуждающие планеты.
Звезды были объединены в созвездия и
получили имена тех животных, контуры
которых, по мнению жрецов, они напоминали
(«бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил»
и т.д.). Были составлены довольно точные
каталоги звезд, карты звездного неба.
Одной из наиболее точных и подробных
карт звездного неба помещена на потолке
гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.
Научным и техническим достижением
было изобретение водяных и солнечных
часов. Самые древние египетские водяные
часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке
и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в.
до н. э.). Водяные часы применялись главным
образом ночью в закрытых помещениях храмов,
где нельзя было вести наблюдения звезд.
Они имели различную форму (перевернутый
усеченный конус, призматическую, цилиндрическую
и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей
воды. Инструменты первого типа перед
началом измерений наполняли водой до
предельного уровня, а второго типа, напротив,
полностью освобождали от воды. Самый
древний экземпляр солнечных часов, найденный
в Египте, датируется эпохой Тутмоса III
(XV в. до н. э.). Эти часы состоят из горизонтального
основания, на котором с краю и перпендикулярно
к нему установлена горизонтальная же
пластина, отбрасывающая тень на основание.
В первой половине дня устанавливаются
часы пластиной на восток, во второй —
на запад. Горизонтальное основание разделено
рисками на четыре неравные части, что
позволяет в течение дня измерять 8 часовых
интервалов.
Медицина
По всей Передней Азии славились
своим искусством египетские врачи.
Впервые о существовании медицинских
трактатов в Древнем Египте говорится
в записи на стене гробницы Уаш-Птаха —
главного архитектора царя V династии
Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи
приводится клиническая картина скоропостижной
смерти архитектора, которая, по современным
представлениям, напоминает инфаркт миокарда
или инсульт мозга.
Древнейшие медицинские трактаты
написаны на папирусах. До наших дней они
не сохранились, и мы знаем о них лишь по
свидетельству древних историков. Так,
жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй
царь I династии) составил медицинский
папирус о строении тела человека. В настоящее
время известно 10 основных папирусов,
полностью или частично посвященных врачеванию.
Все они являются списками с более ранних
трактатов. Самый старый дошедший до нас
медицинский папирус датируется примерно
1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен
ведению родов, а другой — лечению животных.
Наиболее полные сведения о медицине Древнего
Египта дают два папируса, датируемые
примерно 1550 г. до н. э., — большой медицинский
папирус Г. Эберса и папирус по хирургии
Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны
одним лицом и являются копиями более
древнего трактата. Обнаруженный в Фивах
в 1872 г. папирус Эберса представляет собой
медицинскую энциклопедию древних египтян.
В нем содержится более 900 прописей лекарств
для лечения болезней желудочно-кишечного
тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой
систем, нарушений слуха и зрения, разного
рода инфекционных процессов и глистных
инвазий. Папирус склеен из 108 листов и
имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели
пользовались мазями, пластырями, примочками,
микстурами, клизмами и другими лекарственными
формами. Основами для приготовления лекарств
служили молоко, мед, пиво, вода священных
источников, растительные масла.
Главными богами врачевания
считались бог мудрости Тот и богиня материнства
и плодородия Исида. Исида считалась создательницей
магических основ врачевания и покровительницей
детей. У древнеегипетской медицины
были и другие божественные покровители:
могучая львиноголовая богиня Сохмет,
защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт,
изображавшаяся в виде самки гиппопотама.
Каждый новорожденный египтянин независимо
от социального статуса лежал рядом с
небольшой статуэткой Тауэрт.
Передача медицинских знаний
в Древнем Египте была тесно связана с
обучением иероглифическому письму в
специальных школах при храмах. В этих
заведениях царила строгая дисциплина,
и в ходу были телесные наказания.
Врачебная деятельность в Древнем
Египте подчинялась строгим моральным
нормам. Соблюдая их, врач ничем
не рисковал, даже при неудачном
исходе лечения. Однако нарушение
правил жестоко каралось вплоть
до смертной казни. Каждый египетский
врач принадлежал к определенной
коллегии жрецов. Больные обращались
не непосредственно к врачу, а
в храм, где им рекомендовали
соответствующего врача. Гонорар
за лечение выплачивался храму,
который содержал врача. Врачебное искусство разделено
в Египте таким образом, что каждый врач
излечивает только одну болезнь. Правители
многих стран приглашали на службу ко
двору египетских врачей. Их высокой квалификации
бесспорно способствовал широко распространенный
обычай мумификации трупов. Практика бальзамирования
в Древнем Египте явилась, по-видимому,
первым и основным источником знаний о
строении человеческого тела. Бальзамирование
требовало применения и различных реактивов,
что косвенно способствовало зарождению
представлений о химической природе реакций.
Большую роль в накоплении сведений
в Древнем Египте играли военные врачи,
сопровождавшие египетское войско в походах.
На гробницах сохранились изображения
операций на конечностях. В списках с папируса
обожествленного врача Имхотепа даются
четкие указания по лечению ран мягких
тканей, технике перевязок, а также по
выполнению наиболее частых хирургических
операций того времени: обрезания и кастрации.
Исключительно популярной в
Древнем Египте была профессия зубного
врача. Это и понятно, так как исследование
мумий показало широкое распространение
у египтян тяжелых воспалительных заболеваний
надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов,
при которых находились лучшие египетские
стоматологи того времени, обнаружены
поражения челюстей и выпадение зубов. Лечение болезней зубов в Древнем
Египте проводили в основном консервативно,
прикладывая к больному зубу или деснам
различные пасты. Многие из прописей паст
папируса Эберса современные египетские
фармацевты воспроизвели и рекомендуют
для лечения распространенного в наше
время парадонтоза, ведущего к выпадению
зубов.
Столярное ремесло
в Древнем Египте
Первые изображения столярной
мастерской мы можем обнаружить на фресках
в гробницах Тии и Мерерука, на них видно,
как мастера-столяры древности пилят деревянные
стволы медными пилами. Это был один из
первых способов изготовления досок. Такие
медные пилы ( их длина составляла от 20
до 40 см) были распространены в Египте
с 3 тысячелетия до н. э., из-за чего древние
египтяне с самых древнейших времен могли
изготовлять настоящие доски и фанеру.
Широко применялась технология
деревянных шипов, которыми соединялись
деревянные элементы. Использовались
трубчатые сверла, но вот столярный верстак
и тиски не были известны мастерам Древнего
Египта. Использовалось шлифование деревянной
поверхности с помощью мелких камней.
Очень широко в столярном ремесле
Древнего Египта использовалась резьба,
во многих музеях мира можно встретить
предметы деревянного интерьера тех времен,
покрытые замечательной резьбой, делавшей
эти предметы мебели настоящими произведениями
искусства еще в те времена.
Разумеется, что со временем
способы обработки дерева совершенствовались,
так во время Среднего Царства технологии
улучшались, и ко времени Нового Царства
столярное ремесло достигло уже просто
замечательных результатов. Так лезвия
инструментов изначально были медными,
затем бронзовыми и, соответственно, железными.
Сами инструменты совершенствовались
и заметно видоизменялись.
Заключение
Египетская культура
была наиболее яркой на фоне
культур других цивилизаций, она внесла
огромный вклад в культуру всемирную.
После исчезновения египетской
цивилизации осталось много полезных
сведений и информации, которыми
люди пользуются до сих пор. Культура Древнего
Египта не только поражает разнообразием
своих форм, но и имеет колоссальное значение
для дальнейшего развития мирового процесса
в области религии, науки и искусства.
Культурные достижения Египта повлияли
на внешний мир и (в значительной мере
через греков) дошли до нас. Геродот вполне
справедливо считал египтян учителями
геометрии. Многие художественные сюжеты
перешли от египтян к другим народам (в
видоизмененной форме).
Сокровища египетской мысли –
научной, практической и мистической
– оказались притягательным источником
для видных греческих ученых,
философов, государственных деятелей,
которые посещали Египет, чтобы
приобщиться к этим знаниям
и сделать их достоянием своей
культуры.
Религиозная система Древнего
Египта развивалась на протяжении
тысячелетий и в целом достигла
весьма высокого уровня. Ранние
религиозные системы Древнего
Египта – сыграли важную роль
в становлении более поздних
религий всего ближневосточного
региона.