Разрешение конфликтов в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы разрешения конфликтов;
- разработка плана разрешения споров;
- анализ типичных ошибок возникающих в споре;
- рассмотрение способов предупреждения конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА І. КОНФЛИКТЫ.
1.1.Причины и функции конфликтов……………………………...5
1.2.Структура и уровни конфликта……………………………….9
1.3.Регуляция межличностных конфликтов……………………...18
ГЛАВА II. СПОР.
2.1. План разрешение споров ……………………………………….21
2.2. Типичные ошибки, возникающие в споре ……………………22
2.3. Предупреждение конфликтов в споре………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Разрешение конфликтов в споре.docx

— 63.89 Кб (Скачать файл)

«Ложно непонятый» конфликт. Здесь объективная конфликтная ситуация существует, но не осознается сторонами. В этом случае нет конфликта как социально-психологического явления, поскольку психологически для сторон не существует.

Ложно понятый. Под ложным пониманием конфликта отсутствует объективно конфликтная ситуация, а стороны склонны расценивать свои отношения как конфликтные. Конфликтность отсутствует объективно и на уровне осознания.

Кроме того, осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным состоянием, которое  оказывается включенными в динамику любого конфликта, активно влияя  на его течение и результат.

Все конфликты требуют  внутренней переработки, которая зависит  от отношения личности к конфликтам:

  • упорствование в своей позиции;
  • игнорирование отрицание наличия объективного противоречия, служащего основой конфликта;
  • компромиссное решение, учитывающее интересы всех конфликтующих сторон;
  • творческое разрешение, позволяющее в той или иной степени устранить само исходное противоречие.

Первые две стратегии  близки по своей сути; различия состоит  в том, что в случае упорствование  базовое противоречие осознается и  его разрешение субъект ищет на пути убеждения оппонентов в правильности его аргументации. В случае же игнорирования  само противоречие считается несущественным и, следовательно, неразрешимым с помощью  рациональной аргументации. Компромисс представляет собой механистический  путь разрешения конфликта. Он снимает  его остроту, но не уничтожает лежащего в основе противоречия. Творческий акт – диалектический анализ и  снятие противоречия путем поднятия на новый уровень его рассмотрения и нахождение нового контекста, в  котором исходная несовместимость  перестает существовать (например, нахождение принципиально новой  формулы соглашения, не основывающейся на требованиях, которые выдвигались  сторонами, но основывающейся на интересах, выражением которых эти требования являются).

Таким образом, первая стадия развития конфликта характеризуется  накоплением и обострением противоречий в системе межличностных или  групповых отношений. Причиной этого  является резкое расхождение интересов, ценностей и установок конфликтантов, что приводит к социальной напряженности, это становится причиной закрепления  психологических барьеров и негативных стереотипов, препятствующих нормальному  общению, способствует экстраполяции, переносу конфликтных интересов  из сферы деловых отношений в  личную и наоборот.

2. Конфликтное поведение,  взаимодействие.

 

Его можно определить как  действия, направленные на то, чтобы  прямо или косвенно блокировать  достижения противостоящей стороной ее целей, намерений и др. Для этой стадии необходимо не только обоснование  и принятия решения, но и установка  на «борьбу», состояние психической  готовности к ней, что формирует  последующие действия. Причем это  уже обоюднонаправленная система  негативно эмоционально окрашенных действий, затрудняющих взаимодействие.

Необходимо отметить, что  реакция или взаимодействие субъектов  конфликта может осуществляться на трех уровнях: «мы-мы», «мы - группа», «группа- группа». Разрешается же конфликт только на уровне «мы-мы» [7, 64]. Некоторые авторы считают необходимым обозначить еще два уровня: "я - ты" и "я - вы".

По мнению Гришиной Н.В. решающую роль в выборе того или иного типа конфликтного взаимодействия играет опыт прежнего взаимодействия участников ситуации, опыт из отношений [8, 147].

Сотрудничество развивается  на основе прежнего позитивного опыта  участников конфликта, связанного с  их успешным взаимодействием; кооперация развивается на основе опыта прежних  разногласий, которые не были успешно  преодолены, и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности»; конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего  негативные эмоциональные компоненты – неприязнь, враждебность и т.д., актуализирующиеся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап «борьбы» между индивидами.

 

Модели развития конфликта  [приложение 1,таблица №1]

 

Таким образом, развитие конфликта  представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, порождающем их отношение к новой  ситуации противоречий между ними, что, в свою очередь, «задает» сценарий их нового взаимодействия.

На стадии конфликтного поведения  возможны две стадии фазы: конструктивная и деструктивная. К фундаментальным  факторам, оказывающим влияние на конструктивный или деструктивный  характер развития конфликта, относят [9, 67]:

  • Характер проблем, затронутых конфликтом или их тип, жесткость, величина;
  • Характеристики конфликтующих сторон;
  • Степень сходства – различия между сторонами;
  • Факторы ситуации;
  • Навыки управления конфликтом;
  • Стратегии поведения в конфликте.

Деструктивная требует вмешательства  руководителя. Она начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность  друг другом, способами решения проблем, продуктивность совместной деятельности превышает порог терпимости, и  совместная деятельность становится неуправляемой.

В деструктивной фазе выделяют две ступени [2, 12]:

1. Характеризуется стремлением  завысить свои возможности и  занизить возможности партнера, самоутвердиться за его счет, необоснованностью критических  замечаний, жестов, взглядов. Обычно  эти реакции воспринимаются как  личные оскорбления и включают  активные механизмы защиты и  противодействия; 

2. Характеризуется повышенной  активностью оппонентов при резком  ослаблении самоконтроля, нарушением  восприятия и реакцией партнера  вплоть до полного искажения  его слов и жестов. Кроме того, часто имеет место уход от  проблемы, подмена предмета спора  и переход на личности, взаимные  оскорбления. На этой ступени  процесс становится неуправляемым  и необратимым. 

На выбор стратегии  в условиях конфликтного взаимодействия влияют личностные характеристики субъекта. Вместе с тем четко сопоставить  соотносительную роль ситуативных  и личностных факторов в детерминации конфликтного поведения они не позволяют.

По мере обострения конфликта  происходит отчуждение, неучаствующие  в конфликте люди чувствуют себя обязанными примкнуть к одному или  другому лагерю.

Становится труднее занять нейтральную, мирную позиции, потому что  умеренно настроенные члены группы теряют свое влияние, а крайне настроенные, наоборот, начинают играть ведущую  роль.

Если стадия конфликтного взаимодействия, напротив, была конструктивной, то возможна следующая стадия –  исход, ил разрешение конфликта (частичное  или полное).

 

3. Разрешение конфликта.

В стадии завершения конфликта  выделяют следующие состояния [10, 179].

  • полное разрешение;
  • мнимый выход из конфликта;
  • возврат к состоянию готовности к конфликту;
  • спад, переход в хроническое состояние.

Намечается тенденция  к нормализации конфликта и ликвидация его тат такового, подобное происходит либо вследствие явной победы одной  из сторон, опасений противника понести  чрезмерный урон.

Здесь требуются профилактические меры для нейтрализации, снятия стресса. Очевидно, что полное разрешение конфликта  подразумевает не только решение  предметной проблемы, но и нормализацию эмоционально-волевой сферы человека.

В литературе по проблемам  конфликтов различные виды взаимодействия сторон обсуждаются в контексте  трех принципиальных возможностей: борьбы, ухода или переговоров. Меньше внимания при этом уделяется варианту отказа от конфликтного взаимодействия, поскольку  он фактически означает прекращения  конфликта.

Силовые методы, объединяемые собирательным понятием «борьбы», имеют  свою историю и культурные детерминанты. Однако разрушительные последствия  «борьбы» на протяжении истории всего  человечества, особенно в XX веке, привели к появлению движения, направленного на развитие «миролюбия» и навыков «мирного» разрешения конфликтов.

Выделяют пять уровней конфликтов [11, 62]:

  • внутри личности,
  • между личностями,
  • внутри группы,
  • между группами,
  • внутри организации.

Эти уровни тесно связаны  между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению  к другим и вызвать тем самым  межличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт становится конфликтом взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения.

Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины.

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально - производственную, социальную или эмоциональную основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Переход межгруппового конфликта в эмоциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого индивидуального участника в отдельности. Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутри организационному конфликту.

Внутриорганизационный конфликт возникает в связи с противостоянием, возникающим на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом или на почве того, как формально распределена власть в организации.

Выделяют четыре разновидности  этого конфликта: вертикальный - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура.

Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению.

Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений руководством и специалистами.

Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.

Таким образом, развитие конфликта  представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, порождающем их отношение к новой  ситуации противоречий между ними, что, в свою очередь, «задает» сценарий их нового взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.РЕГУЛЯЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  КОНФЛИКТОВ.

 

Важную роль в управлении конфликтами играют межличностные  способы разрешения конфликтных  ситуаций.

Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся  обстоятельствах. Н.В. Гришина описывает их следующим образом [12, 149]:

1. Путь «борьбы», направленный  на то, чтобы всеми доступными  средствами добиться желаемого;

2. Уход от конфликта;

3. Ведение переговоров  с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы [9, 153].

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии  поведения участников конфликта. Для  описания стратегий конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. Томаса. За основу здесь берется  степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях(У. Мастенбрук [13, 173]).

Настойчивость(принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. При этом он либо игнорирует ту «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над этим. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия, тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении взаимоотношений. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

Информация о работе Разрешение конфликтов в споре