Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:58, контрольная работа
Цель работы: выявить связь массовой культуры и социально-культурного сервиса.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Исторические и экономические предпосылки становления массовой культуры…………………………………………………………………………5
2. Социальные функции и направления массовой культуры………………..8
3. Индустрия развлекательного досуга в США……………………………….13
4. Общая характеристика понятия «развлечение» на современном этапе..19
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………23
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Исторические
и экономические предпосылки
становления массовой культуры…
2. Социальные
функции и направления
3. Индустрия
развлекательного досуга в США…
4. Общая характеристика
понятия «развлечение» на
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Особенности
производства и потребления культурных
ценностей позволили
Распространяемая с запада массовая культура тесно связана с консьюмеризмом, т.е. погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению со всеми общественными.
Объект исследования: массовая культура за рубежом.
Предмет исследования: индустрия развлечений, как одно из направлений массовой культуры.
Цель работы: выявить связь массовой культуры и социально-культурного сервиса.
Задачи:
1. Изучить
исторические и экономические
предпосылки становления
2. Выявить
социальные функции и
3. Изучить индустрию развлекательного досуга в США.
4. Дать общую характеристику понятия «развлечение» на современном этапе.
1. Исторические и экономические предпосылки становления массовой культуры.
С завершением
формирования индустриального общества
и его зрелостью обычно связывают
и становление массовой культуры.
Прямыми предпосылками этого
процесса являются постепенное повышение
статуса городского населения, более
широкое вхождение различных
слоев общества в активную гражданскую
жизнь. Зарождение массовой культуры можно
отнести еще к тому времени, когда
стали появляться доступная литература
и «картинки» для простого люда.
Но зрелый этап начинается с момента
распространения в западных странах
закона об обязательной грамотности. Однако
вопреки ожиданиям народ не понес
с базара Белинского и Гоголя, а
обратился к беллетристике, комиксам
и т.п. В 1895 году был изобретен
кинематограф, ставший средством
массового искусства, близкого всем,
не требующего даже элементарной грамотности
для своего восприятия. К этому
же периоду относится широкое
распространение фотографии, превратившейся
в массовое средство информационного
реализма. Третий важнейший сдвиг
был связан с изобретением и внедрением
граммофонной записи, что породило
еще один раздел массовой культуры
– легкую музыку, захватившую радиовещание,
а затем и все формы
Особое
место в жизни современных
сообществ массовая культура заняла
в результате процессов социокультурной
модернизации второй половины 20 в. и
перехода от индустриального к
2. Социальные
функции и направления
Массовая
культура ведет не только к введению
еще одного типа и варианта культуры,
к изменению самого типа функционирования
культуры. В социальном плане массовая
культура тесно связана с необратимыми
процессами урбанизации и тем
разрывом традиционных форм социальности,
патриархальных связей между людьми
и поколениями, которые до той
поры обеспечивали устойчивые локальные
мирки с привычными ориентациями,
дополняемые религиозными ценностями.
Новые типы производства требовали
большей рекреации в сторону
художественной культуры.
Функциональность массовой культуры можно
определить по нескольким измерениям:
во-первых, она отвечает потребностям
многообразной и сложной ориентации в
условиях необходимости освоения различных
ролей, меняющихся в зависимости от ситуации,
быстрых перемен в характере производства,
образе жизни и т.п. Конечно, часто этот
процесс происходит через «банализацию»
и упрощение объяснительных обстоятельств
и причин к хорошо узнаваемым различиям
«свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым
и повседневным сферам поведения, массовая
культура утверждает понятные и стереотипные
представления о человеческих отношениях,
не требуя усилий человека на преодоления
самого себя. Она обращается к жизненным
инстинктам, срабатывающим как условия
постоянного жизнеобеспечения. Таким
образом, первичная функция этой культуры
обеспечить социализацию и витальность
человека в условиях усложненной, изменчивой,
неустойчивой, ненадежной среды большого
города, приучить к новым социальным ролям
и ценностям, способам регуляции своего
поведения и деятельности в разнообразной
обстановке, снятия психологического
напряжения и решения конфликтных ситуаций.
Огромному контингенту людей, прежде всего
молодежи, эта культура дает функционально
пригодные представления о необходимом
стиле поведения, образе жизни, карьере,
отношениях между людьми, путях реализации
своих стремлений.
Другая важнейшая функция массовой культуры
– удовлетворить потребность в рекреации
и отвлечь индивида от интенсивной гонки
в сферах жизненного успеха. Это не только
господствующие в культуре развлекательные
жанры. Ее наиболее существенным механизмом
является расширяющееся потребление в
самых разных сферах, обеспечивающее,
хотя и унифицированный, но постоянно
обновляемый и вариативный образ жизни.
Сила массовой культуры заключена в том,
что она не отделена от потребления. Пища,
одежда, и т.п. все поступает к человеку
через механизмы массовой культуры, в
которой нормативные и престижные стороны
переплетены с функциональными сторонами.
Концентрированным превращением культуры
в средство стимуляции потребления стала
реклама. Она нацеливает человека на реализацию
«первичных» витальных потребностей и
стремлению к социальному престижу, заменяя
духовный продукт материальным. Представление
о материальном богатстве и расширенном
потреблении – как конечная цель человеческого
бытия. Через рекламу, которая уже сама
представляет социальную услугу, все изделия
подаются как услуги, все реальные экономические
процессы переданы и социально проинтерпретированы
как результаты дара, преданности и эмоционального
отношения. Что эта щедрость, как щедрость
царьков, является только результатом
функционального перераспределения части
доходов, это неважно. Хитрость рекламы
состоит поистине в том, чтобы заменить повсюду магией Карго
(чудесного и полного изобилия, о котором
мечтают туземцы) логику рынка2. Через
рекламу предметный мир вновь приобретает
магические свойства, на которые человек
может повлиять самим актом купли-потребления.
и личной культуры, идеологически ориентированных
миропредставлений, закладывающих основы
базовых ценностных установок, официально
пропагандируемых в данном обществе. 2.
Массовая образовательная школа, тесно
связанная с установками субкультуры
детства, приобщающая учащихся к основам
научных знаний, философских и религиозных
представлений об окружающем мире. К историческому
и культурному опыту коллективной жизнедеятельности
людей, к принятым в обществе ценностным
ориентациям. При этом она стандартизирует
перечисленные знания и представления
на основании типовых программ и редуцирует
транслируемые знания
к упрощенным формам детского сознания
и понимания. 3. Средства массовой информации,
транслирующие широким слоям населения
текущую актуальную информацию, растолковывающие
рядовому человеку смыл происходящих
событий, суждений и поступков
различных деятелей, т.е. занимающихся
практически манипулированием сознанием
людей и формирующим общественное мнение
по тем или иным проблемам в интересах
своего заказчика. 4. Система национальной
и государственной идеологии и пропаганды,
«патриотического» воспитания и пр., контролирующая
и формирующая политико-идеологические
ориентации населения и его отдельных
групп, манипулирующая сознанием людей
в интересах правящих элит, обеспечивающая
политическую благонадежность и желательное
электоральное поведение людей, «мобилизационную
готовность»
общества к возможным военным и политическим
потрясениям. 5. Массовые политические
движения, инициируемые правящими или
оппозиционными элитами с целью вовлечения
акции широких слоев населения, в большинстве
своем весьма далеких от политических
интересов элит, мало понимающих смыл
предлагаемых им программ, на поддержку
которых их мобилизуют методом нагнетания
политического, националистического,
религиозного или иного психоза. 6. Массовая
социальная мифология, упрощающая сложную
систему ценностных ориентаций человека
и многообразие оттенков миропонимания
до элементарных дуальных оппозиций (наши
– не наши), замещающая
анализ сложных многофакторных причинно
следственных связей между явлениями
и событиями апелляцией к простым фантастическим
объяснениям. Это освобождает людей от
собственных
размышлений по рациональному объяснению
волнующих проблем. 7. Индустрия развлекательного
досуга, включающая в себя массовую развлекательную
культуру и т.п., где зритель выступает
не только в качестве пассивного зрителя,
но и постоянно провоцируется на
активное включение или экстатическую
реакцию на происходящее. Массовая художественная
культура нередко пользуется приемами
эстетизации безобразного, брутального,
физиологического, т.е. действует
по принципу средневекового карнавала
и его «смысловых перевертышей». Для этой
культуры характерно тиражирование уникального
и сведение его к обыденно-доступному,
а порой и ирония над этой общедоступностью.
8. Индустрия оздоровительного досуга,
физической реабилитации человека и исправление
его телесного имиджа. 9. Индустрия интеллектуального
досуга, приобщающая людей к научно-популярным
знаниям, научному и художественному любительству
и т.п. 10. Система организации, стимулирования
и управления потребительским спросом
на вещи, услуги,
идеи как индивидуального, так и коллективного
пользования, формирующая в общественном
сознании стандарты социально престижных
образов и стилей жизни, интересов и потребностей,
превращающая
процесс безостановочного потребления
социальных благ в самоцель существования
индивида. 11. Разного рода игровые комплексы.
12. Всевозможные словари справочники,
энциклопедии и т.п., т.е. знания компактно
и популярно изложенные. Таким образом,
массовая культура – это не что-то абстрактное,
далекое от нас, она перед нами каждый
день, каждую минуту. На сегодняшний день,
мы являемся не только объектами массовой
культуры, но и ее субъектами.
Рассмотрим одно из направлений массовой культуры – индустрию развлекательного досуга в США.
3. Индустрия развлекательного
Во всем мире индустрия отдыха и
развлечений (англ. Leisure & Entertainment) является
очень прибыльным бизнесом, но в США она
представлена в самом большом объеме.
Это связано с историей страны, т. к. Америка
молодая страна и не обладает собственной
историей и архитектурой. Зато и своя история,
и чужая охотно «эксплуатируются». К индустрии
развлечений относят киноиндустрию, шоу-программы,
спортивно-зрелищные мероприятия, музыкальные
фестивали, культурно-развлекательные
центры, дискотеки, боулинг-клубы, гольф-клубы,
бильярд, аттракционы, аквапарки, ночные
клубы, а также, с некоторыми оговорками,
интернет, ТВ и другие каналы распространения
информации. Входят сюда и игорный бизнес
(казино, залы игровых автоматов, букмекерские
конторы, тотализаторы), психотропные
развлечения, проституция, порнография,
и наблюдение за частной жизнью, играющие
на низменных инстинктах человека и негативно
оцениваемые существенной частью современного
общества.
Насилие и секс на американских экранах – явление вполне закономерное. «Известно, что самые высокие рейтинги собирают демонстрации полового акта или же натуралистичных сцен насилия. Вопрос возникает в этой связи только один: в чем заключается задача телевидения – в воспитании подрастающего поколения или в стремлении максимизировать свои прибыли?»6 Только государство может контролировать телевидение, однако в США такого контроля над содержанием эфира нет. С экранов пропагандируется культ денег и силы. Отсюда и те последствия, которые мы видим: расстрел подростками детей в школах стал для США закономерным явлением.7 Еще в 2001 г. в США был опубликован доклад главного хирурга страны, посвященный проблеме молодежного насилия. В этом докладе подчеркивалось, что просмотр фильмов и телепрограмм, содержащих акты насилия, является фактором риска для подростка. По уровню воздействия на сознание ребенка этот фактор риска сопоставим с такими проблемами, как бедность, плохое социальное окружение, низкий уровень интеллекта и др. К схожему выводу пришли и японские исследователи.8
Впрочем, подобная схема совершенно четко просматривается в американских фильмах, где борьба различных группировок и элитных групп сводится, как правило, к взаимному уничтожению друг друга. Схожего мнения придерживаются и другие наблюдатели.
4. Общая
характеристика понятия «
Развлечение имеет смысл рассматривать как особый вид целевой коммуникации. Развлекаясь, некто присваивает себе опыт и профессиональную компетенцию Другого с целью удовлетворения индивидуальных желаний, которые вовсе не считает витально необходимыми, а скорее склонен рассматривать как украшение собственной жизни.
На одной
стороне находятся жажда
Если сравнивать развлечение с похожими явлениями, вроде игры, потехи, забавы, специфику его можно усмотреть в социально опосредованном характере развлекательной деятельности. Человек не может развлекать себя сам, то есть развлекаться. Он может в одиночку играть, забавляться. Однако для развлечения необходим Другой, который будет заботиться о наших удовольствиях и наслаждениях, кто умеет это делать лучше нас. В общем случае, для развлечения нужен профессионал или человек компетентный: массовик-затейник, артист, телеведущий, экскурсовод, крупье в казино, официант в ресторане и т.п. В слове «развлечение» есть приставка «раз», указывающая на тенденцию к внешней экспансии этого вида деятельности.
Информация о работе Рассматривается понятие массовой культуры, этапы становления за рубежом