Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:40, контрольная работа
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.
Весьма разнообразны художественные конкурсы. Одни задания здесь имеют цель проверить художественную эрудицию, другие целиком рассчитаны на остроумие, третьи требуют художественно-творческих или исполнительских способностей, развитого воображения.
Все большее распространение в конкурсах находят научно-технические задания, а также остроумные решения по вопросам бытового плана. Некоторые задания требуют физической ловкости, быстрой реакции и т.д.
Перечислить, а тем более охарактеризовать все типы заданий для команд и болельщиков нет возможности, да и вряд ли это необходимо. Самобытность, разнообразие, неожиданность – вот главные достоинства и отличительные черты этих популярных развлечений.
Веселые игровые конкурсы обладают большими рекреационными и воспитательными возможностями. Важно только понимать, во имя чего люди шутят. Есть опасность соскользнуть с действительного остроумия на пустое зубоскальство. Являясь одним из основных организаторов игровых конкурсов, работник культуры должен всегда помнить, что это не только развлечение, а и мощное воспитательное средство.
Номера оригинального жанра, как их принято называть в практике выступлений, на самом деле относятся к виду, и он в свою очередь делится на жанры: эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески и т.д. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Вот как была построена эксцентрическая буффонада в концертной программе “Здравствуйте, Дунаевский!”.
Команда матросов во главе с боцманом занимается уборкой. Свисток боцмана. Все бегут за кулисы и выносят скатанный брезент. На музыкальном выступлении начинают разворачивать брезент – и оттуда неожиданно выкатывается Яшка. К его голове привязана подушка. Яшка просыпается, оглядывается, нехотя встает с брезента. Матросы вручают ему швабру, веник и ведро, и боцман заставляет его работать. Яшка жонглирует веником и шваброй, делает кульбиты и колесо, разбрасывает все, но матросы возвращают ему обратно веник, ведро и швабру и смотрят, что он будет делать дальше. На музыкальном проигрыше Яшка неумело берет швабру, со всей силой окунает ее в ведро, швабра застревает, он не может вытащить ее обратно. Подняв швабру с ведром, Яшка обливается и т. д. Затем следует еще несколько трюков с ведром и шваброй, после чего матросы начинают из шланга мыть брезент, и мощные струи воды смывают Яшку за борт...
Лубком назывались народные картинки, печатавшиеся с липовых досок (луб) и изображавшие сюжеты сказочные, бытовые, военные, библейские.
В начале XX века на занавесах и задниках первых русских театров миниатюр стали воспроизводить в манере лубков сатирические и просто комические сюжеты. Но на месте, где должны быть изображены лица, на занавесе делали прорези, и в них актеры вставляли свои головы. Таким образом, появилась возможность разыгрывать своеобразные интермедии и диалоги между “рисованными” персонажами. Иногда актеры просовывали в прорези не только головы, но и руки и ноги.
В современных разного вида представлениях также прибегают иногда к лубку. На занавесе изображают автобус, поезд или самолет, либо какую-нибудь группу персонажей, и исполнители просовывают головы в окна вагонов, иллюминаторы и т. д.
Так, в обозрении “Коротко и ясно” на сцене устанавливалась ширма, которая имела форму большого подшипника. На ширме была надпись “Агитбригада 1-го ГПЗ”, а из круглых отверстий— гнезд “подшипника” — выглядывали участники агитбригады.
Разновидностью лубка является тантамореска. Суть приема заключается в следующем: помимо лица, исполнители продевают через прорези занавеса руки, на которые надеты шаровары и сапоги. Иначе говоря, руки актера изображают ноги персонажа. Получается голова нормальных размеров, а ноги—маленькие. Обычно на сцене перед занавесом ставят скамью, на которую и опираются “ноги”. Таким образом, карлик получает возможность танцевать на скамье — в этом и состоит основной трюк. А если другой исполнитель (незаметный зрителю) сунет свои руки поверх плеч первого артиста в другие прорези, то у человека, видного публике, появятся еще и руки с огромными, непропорциональными его телу кистями.
Разумеется, охарактеризовать все жанровые разновидности номеров было бы невозможно, да, и вряд ли нужно, так как они, отражая различные стороны действительности, являются наиболее “текучими”, изменчивыми, особенно в искусствах, синтезирующих в себе разнородные выразительные средства. К номерам в театрализованных представлениях это имеет прямое отношение. Не случайно, создавая тот или иной номер, самодеятельные артисты или студенты часто затрудняются в определении его жанровой разновидности. Чисто практически, определяя жанр номера, лучше всего ориентироваться на “доминанту”, на основной состав его художественно выразительных средств.