Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:25, контрольная работа
Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.
Каждый режиссер понимает, что если в театре после премьеры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то массовое действие живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и эмоционально яркое впечатление.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Вот такая драматургия логического развития представления, построения образного «его ряда от пролога через развитие и кульминацию к финалу должна стать основой сценарного построения массового праздника.
Осуществление
всего этого сопряжено с рядом
Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.
Как же обойтись без репетиций?
Надежный помощник режиссера в организации массового праздника — монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия. Каждый режиссер должен уметь его составить (План монтажного листа —см. приложение 1).
Чем полнее и внимательнее будет составлен монтажный лист, тем яснее станет весь ход массового действия, тем легче и увереннее оно будет проходить.
Такая же тщательность должна соблюдаться и при подборе литературного материала для сценария массового праздника.
Каким образом; это делается?
Во-первых, надо с большим уважением относиться к уже имеющемуся художественному материалу в репертуаре исполнителей, привлеченных к празднику. Готовый материал, если он подходит по содержанию, надо обязательно использовать. Во-вторых, то, что нужно дополнительно, необходимо искать в широко известной литературе. В массовых аудиториях лучше звучит поэтическое слово: оно образно, лаконично, легко воспринимается, и потому особенно глубоко западает в сознание зрителя. При этом должны быть взыскательный вкус и строгость отбора материала.
Как только материал будет отобран, он должен быть внесен в сценарий. Никогда не позволяйте себе надеяться на память. Все должно быть записано: ответственней за каждое слово, за каждого актера, за каждое действие.
Сценарий и монтажный лист —
это основные документы, по
которым работает режиссёр. Они могут
существовать самостоятельно друг от
друга, но чаще составляют одно целое (см. приложение 1).
Однако нельзя подменять одно другим. Сценарий — это не просто организационный план праздника. Именно в нем сосредоточено и выражено образное видение темы, идеи, во имя которых проводится тот или иной массовый праздник .
Очень важно понять также, что массовое празднество требует большой предварительной организаторской работы еще до встречи с исполнителями. Условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их использования огромен (тысячи людей). Например, на фестивале в Москве в день его открытия была поставлена хореографическая сюита «Цвети, наша молодость», в которой от каждой республики участвовало по 200 человек, всего 3200 исполнителей. В ГДР в спортивно-художественной пантомиме участвовало 100 тыс. спортсменов и танцоров; в хоровых массовых праздниках в прибалтийских республиках — до 30 тыс. человек. Поэтому при подготовке массового праздника творческий коллектив складывается в основном из режиссера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов.
Встреча с руководителями коллективов — один из ответственных моментов работы постановщика. Здесь, кроме четкого определения задачи каждой группы участников, должна быть дана строгая программа репетиций (прежде всего индивидуальных), расписанная по часам и минутам, а также, что особенно важно, той единственной сводной, которую, в лучшем случае, удается провести. Умение без потери времени, в творческой обстановке провести репетиции — важное условие для работы режиссера, который является не только творцом, но и организатором всей работы. К этому добавляется очень большая работа с художниками, которую надо вести с самого начала.
Само собой разумеется, что принципы оформления того или иного массового праздника, его составных частей: представлений, концертов — зависят, прежде всего, от их характера, специфических особенностей.
Так, художник, оформляя праздник балета, проходивший на стадионе, отключает одну из трибун и на ее фоне располагает большую центральную и несколько малых сценических площадок. Оформляя на стадионе же вечер циркового искусства, учитывая его специфику, обозреваемость со всех сторон, художник заполняет зрителями все трибуны; а представление располагает по полю и видимых со всех точек стадиона.
Декоративное решение праздника на Москве-реке в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов было определено тем, что сценические площадки располагались на движущихся судах и стоящих на приколе баржах, а берега реки в этот вечер стали большим, зрительным залом.
Иными словами, художник должен всегда стремиться к тому, чтобы в каждом отдельном случае найти наилучшее декоративное решение идеи и темы праздника применительно к тем сценическим условиям, в которых они будут проводиться, и в соответствии с режиссерским, замыслом.
Сложность работы художника массового праздника заключается еще и в том, что ему приходится решать задачу оформления как в малых, так и в больших масштабах, от элементов оформления колонн до чрезвычайно серьезных и трудных вопросов оформления целого города. При этом надо добиваться сохранения замысла художника.
Например, в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, украшались все теплоходы, поезда, самолеты, порты, аэродромы, пограничные станции и города, через которые проезжали делегации.
Как произвести эту грандиозную работу с максимальной быстротой и минимальными затратами?
Наша промышленность выпустила по специально созданнымхудожниками эскизам, декоративные пакеты с набором цветных флажков, панно с национальными орнаментами, фестивальными значками. Все было сделано из бумаги и легко приклеивалось и развешивалось на окнах учреждений, в витринах магазинов.
Когда же было объявлено, что москвичи могут украсить подобным же образом свои балконы и окна, то жители, покупая эти пакеты, включились в оформление города. Москва быстро приобрела праздничный, нарядный вид, и, главное, в полном соответствии с тем оформлением, которое было предусмотрено организаторами фестиваля.
Наконец, судьба массового праздника, его представлений зависит от композитора, ибо перед музыкальной драматургией всегда стоят конкретные задачи, и решение их во многом определяет успех всего действия.
Пути решения этих задач различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного праздника или представления; в другом — вновь написанная компонуется с уже существующей; в третьем — все музыкальное сопровождение строится из уже готовых мелодий, принадлежавших чаще всего разным авторам.
Но во всех трех случаях композитор необходим как соавтор будущего праздника. Для композитора, равно как и для режиссера, чрезвычайно важно умение найти неповторимость характера представления, т. е. выбрать из многого то единственное, что в полной мере отвечает идейным и художественным требованиям сценического действия.
Следует подчеркнуть, что композитор отнюдь не в меньшей степени, чем режиссер, обязан заботиться о решении начала и завершения праздника, о том, чтобы музыка эмоционально окрасила все представление, отчетливо выявила его ритм, и помнить, что сама природа массового зрелища создает условия для разнообразнейшего использования инструментов. Кроме того, в распоряжении композитора и магнитофонные записи. Умело используя эти возможности, можно сделать музыку важнейшим компонентом массового действия.
Таким образом, режиссура массового праздника требует очень тщательной, всесторонней подготовки и хороших помощников, совместных усилий режиссера, художника, композитора, исполнителей. Именно творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный идейно-художественный образ праздника, налаженную его организацию, бесперебойную смену элементов праздника и непрерывность его развития.
Эти условия необходимо соблюдать в любых обстоятельствах: и тогда, когда у режиссера есть возможность прибегнуть к помощи профессионалов, и тогда, когда в его распоряжении будут самодеятельные художники, композитор, исполнители, и тогда, когда режиссеру приходится все эти функции выполнять самому. В последнем случае он может использовать уже созданные изобразительные и музыкальные произведения, отобрать ихруководствуясь теми задачами, которые поставлены перед ним идеей и темой праздника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАБОЧИЙ СЦЕНАРИЙ И МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ
№ п/п |
Время |
Сценарий |
Описание объекта |
Музыкальное оформление |
Примечание |
Список используемой литературы.
1.М. Туманов «Режиссура массовых праздников и театрализованных
концертов» Москва « Просвящение» 1976г.
Вопрос 2.
Режиссерский анализ пьесы.
Литературный анализ пьесы: определение ее проблемы, идеи и жанра. Перевод пьесы в драматический вид искусства (спектакль), его решение и реализация. Этапы режиссерского анализа.
Оглавление:
Введение
Искусство должно служить добру, человечности. Всякое другое его назначение -- есть безнравственность, антигуманность. есть антиискусство.
Искусство должно пробуждать чувства.
Искусство создаётся разными средствами и в разных его видах, но всегда через творческий акт создания художественного образа.
Процесс творчества постигнуть трудно, это всегда загадка тайна. И всё же можно выделить некоторые черты, обязательно присущие художественному образу:
* Смысл идея сверхзадача. Это боль или радость художника выраженные чувственно. Это кредо творца, его "не могу молчать".
* Вымысел преображения преображение действительности, отбор художественных явлений, угол зрения творца. Художник всегда сочинитель, Всегда выдумщик, домысливатель "всегда немножко наркоман". Правда, правда вымысла. Достоверность и узнаваемость, последовательность в вымысле обязательно.
* Заразительность -- художественный образ не может оставлять зрителя каменным, искусство -- обязательно с эмоцией.
Конкретный вид искусства определяется его материалом. У художника в живописи это холст, краски, у скульптора -- глина бронза. Материал театрального искусства -- живой действующий человек личность. У театра два творца артист и зритель.
Театр -- искусство пространственно -- временное, коллективное, в нём художественный образ творит коллектив. "В творчестве нужно быть ногой" (Э. Дузе), обнажать душу, личность, нервы. По этому очень большое значение в театре приобретает проблема психологической совместимости в труппе, проблема взаимопонимания и взаимодоверия между актёрами и режиссёром.
Для создания атмосферы творчества необходимо найти доминанту, главную мысль, идею спектакля. Во главе коллектива все-таки стоит режиссёр, его творческая личность определяет лицо данного театра, спектакля, его позицию своеобразие, стиль.
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПЬЕСЫ
Искусство -- всегда процесс, всегда поиск, всегда движение. И процесс этот бесконечен. Если же ты остановился, значит, ты отстал. Залог молодости искусства, его жизнеспособности, его необходимости -- в стремлении к новому, в непрерывности движения, в постоянном чувстве неудовлетворенности.
Режиссер есть человек и его окружают и волнуют те же жизненные явления, что и любого другого человека. Явления жизни, о которых он хотел бы высказаться, не дают ему покоя, он начинает искать драматургический материал, через который он мог бы поделиться своими мыслями со зрителем.
Мировоззрение художника формируется той средой, в которой он живет и все его усилия связаны с жизнью общества.