Религия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке, наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план и даже укрепляется в новых условиях.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….……………. 3

2. Религия и религиоведение………………………………………….……….…….. 3

1. Основные функции религии………………………………………………. 4

2. История изучения религии……………………………………….………... 5

3. Восток: общество и религия……………………………………………...….......... 5

1. Возникновение и ранние формы религии………………………….......... 6

2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока…...……… 7

4. Монотеистические религии……………………………………………..…........... 7

1. Иудаизм…………………………………………………………….............. 7

2. Христианство в странах Востока………………………………………… 8

3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………….. 9

5. Религии Древней Индии…………………………………………………............. 11

1. Брахманизм…………………………………………………………............ 12

2. Джайнизм…………………………………………………………………... 13

3. Буддизм…………………………………………………………………….. 13

6. Религия в Древнем Китае………………………………………………................ 14

1. Конфуций и конфуцианство………………………………………........... 15

2. Даосизм…………………………………………………………….………. 15

3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………….. 15

7. Буддизм и синтоизм в Японии……………………………………………........... 16

1. Ламаизм………………………………………………………….………… 17

8 Заключение ………………………………………………………………………… 18

9. Список литературы………………………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

религии древнего востока.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Итак, квинтэссенция Ветхого Завета – в идее богоизбранничества. Бог един для всех – великий Яхве. Но всемогущий Яхве из всех народов выделил один – еврейский.

Иудаизм не только резко выступал против многобожия и суеверий, но и был религией, не терпящей существования наряду с великим и единым Богом никаких других богов и духов. Отличительная черта иудаизма выражалась в его исключительной вере во всемогущество Яхве.

Иудаизм евреев диаспоры. Разгром храма (7-ой год) и разрушение Иерусалима (133-й) положили конец существованию древнееврейского государства и вместе с ним – древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная религиозная организация – синагогальная. Синагога – молитвенный дом, своего рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные знатоки Торы толкуют священные тексты и молятся Яхве.

В иудаизме евреев диаспоры большое внимание уделялось ритуалам обрезания, омовений, постов, строгому соблюдению обрядов и праздников.

Правоверный еврей должен потреблять только кошерное мясо (не свинину). В дни пасхальных праздников полагалось есть мацу – пресные лепёшки без дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур (осенью).

Иудаизм сыграл определённую роль в истории культуры, в частности восточных культур. Через христианство и ислам принципы монотеизма стали широко распространятся на Востоке. Страны и народы Востока, особенноБлижнего, тесно связанного с иудаизмом общими корнями и культурно- генетической близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние с помощью евреев диаспоры. Иудаизм получил распространение у части горцев Кавказа, в Средней Азии, в Эфиопии.

С течением времени он всё более замыкался в рамках своих общин и обособился от окружавших его религий. Существуя главным образом в христианской или исламской среде, иудаизм практически оказывался лишь наиболее ранним вариантом господствующей религии.

 

4.2 Христианство в странах Востока.

Христианство – наиболее распространённая и одна из самых развитых религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство тесно связано с Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал.

Как религия появилась сравнительно поздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическими и политическими противоречиями.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.

Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны.

Коптская монофизитская церковь сложилась в Египте – настаивала на единой божественной сущности Христа. Армяно-григорианская близка к греко- византийскому православию, викториане – последователи епископа константинопольского Нестория – своеобразные предтечи православия. Римско- католическая церковь связана с Востоком сравнительно поздним временем и сводится к миссионерскому движению (Азия, Африка, Океания).

В целом христианство в лице различных церквей и сект является, не едва ли наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Америке и Океании, а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство распространено слабее всего.

 

4.3 Ислам.

 

Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система сложилась на базе двух её предшественников. Священной книгой мусульман является Коран.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения Африки. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.

Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная фраза: “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его”. Здесь только один Аллах – Бог единственный и безликий, высший и всемогущий, творец всего сущего и его верховный судья. Роль Мухаммеда в возникновении ислама трудно переоценить. Именно он был основателем новой религии, определил её основные параметры, сформулировал суть её принципов и придал ей её неповторимую специфику.

 

Коран.

 

Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране – священной книге мусульман. Основное содержание также тесно связано с Библией, как и сам ислам близок к иудео-христианству. Текст Корана отрывочен и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темпа и сюжета. Противоречия в тексте легко объяснить: изрекая истины в экстатическом или близком к нему состоянии, пророк не мог быть строго логичным. Коран состоит из 114 разных по характеру и объёму глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, то все остальные 113 сур (глав) расположены в нём в порядке убывающего объёма, так что последние из них состоят всего из нескольких строк. В этих главах можно найти рассуждения о порядке развода, рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нём и мифологические сюжеты. Словом Коран, как и Библия – своего рода божественная энциклопедия, “книга книг”, свод знаний, заповедей и инструкций. Около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков.

 

Символ веры ислама.

 

Коран и Сунна (предание) были доступны не каждому. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.

Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего её совершают индивидуально. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону

Мекки. Мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чём не просит.

Пост. Один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц(рамазан, рамадан). На протяжении всего месяца, кроме детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться и курить. После заката и перед восходом, - едят и пьют весьма умеренно.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, её не редко раздавали в дни праздников натурой.

Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры. Каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Кроме того, каждый паломник приносит жертву.

 

Исламские обряды и праздники.

Один из основных обрядов – суннат (обрезание). Мальчиков примерно в семилетнем возрасте подвергали этой операции. В исламе обряд обрезания 7- летних мальчиков служит своего рода религиозным символом принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребёнка, переход его в новое, “взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика. После обрезания мальчик более уже не возвращался на женскую половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи).

Ещё один важный семейный обряд – свадьба. Молодых венчает один из служителей ислама.

Торжественно, со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребёнка, особенно сына. И, наконец, последний из серии обрядов – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц.

Все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Один из всеобщих религиозных праздников – ураза-бойрам, праздник разговенья. Длится 3 дня.

Другой большой мусульманский праздник приходится на 7-ой день после окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения.

Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник тянется не менее 4-х дней.

Ещё один праздник, связанный с памятью пророка – раджаб-байрам, праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, то есть на конец поста. В честь него – обильные пиршества не устраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран.

 

5. Религии Древней Индии.

 

И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими – в ряде аспектов, особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека и т.п. представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.

Важная особенность индийских религий – их интровертивность, то есть явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и освобождения для себя.

Интровертивность религиозной культуры оказала огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ.

Боги Ригведы (Пантеон Вед) Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах.

Каким же богам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим из них был Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света, дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, был всеми любим.

Важное место занимал Сама – бог опьяняющего напитка, необходимого для церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми были жёны богов.

Лишь немногие играли самостоятельную роль в пантеоне.

 

5.1 Брахманизм.

 

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально- культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи. Появились сословия – варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев) и шудра (рабов). Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.

Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты.

Итак, брахманы-жрецы, появившиеся идеи верховного Брахмана-Абсолюта – всё это привело к формированию брахманизма – религии древних брахманов.

Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой.

 

5.2 Джайнизм.

Джайнизм сыграл не малую роль в истории, культуре Индии.

Возникновение этого учения связывается с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до Н.Э. В начале последователи Джины были лишь аскеты, которые отказались от всего материального ради великой цели спасения, освобождения от кармы. Все члены ранней общины джайнов – миряне, жрецы, аскеты-монахи, мужчины и женщины – подчинялись некоторым общим законам, соблюдали определённые нормы поведения и запреты.

Учения джайнов исходили из того, что дух, душа человека выше его материальной оболочки. Достичь спасения и полного освобождения душа может, если она освободится от всего материального. Мир состоит из двух вечных несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое, материальное начало).

Доктрина джайнов интровертивна, то есть ориентирована на индивидуальный поиск спасения для каждого в отдельности.

 

5.3 Буддизм в Индии.

 

Буддизм как религиозная система несравненно значительнее джайнизма.

Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известному миру под именем Будды, просветленного.

Учение Будды. Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть и т.д. – всё это страдание. Оно происходит от жажды бытия, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний – вот путь к уничтожению страданий. Будда разработал подробный восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване.

Буддизм Махаены в первые века нашей эры довольно быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него – в Корею и Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из этих стран буддизм стал играть очень важную роль, в других превратился в государственную религию. В индии же к концу I тысячелетия, буддизм и вовсе практически престал играть сколь- нибудь заметную роль в её истории и культуре, в жизни её народа. На смену ему пришел индуизм.

 

Индуизм.

Информация о работе Религия Древнего Востока