Религия и традиции дохристианской Скандинавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 17:40, реферат

Краткое описание

Среди отличных научно-популярных работ стоит отметить очерк М. Семёновой «Я расскажу тебе о викингах», опубликованный в сборнике «Викинги». В данной работе – подробное описание быта и, что особенно важно, менталитета скандинавов той эпохи. Причём следует отметить интересный подход М. Семёновой к повествованию, она пытается показать мировоззрение скандинавов как бы «изнутри».
Цель данной работы – рассмотреть Религию как основной аспект культуры дохристианской Скандинавии, показать её особенности, рассказать о духовных ценностях скандинавов дохристианской эпохи: о традициях и верованиях, о том, как они мыслили и как воспринимали мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Религия Скандинавии.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственная образовательная организация

Некоммерческое партнерство


«Смольный Институт»

 

 

Реферат

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Религия и традиции дохристианской Скандинавии»

 

 

 

 

Работу выполнил студент группы 319и

Григорьев Дмитрий Геннадьевич

(фамилия, имя, отчество)

Работу проверил преподаватель

_________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Для понимания истории какого-либо народа важно знать не только материальную, но и духовную сторону его жизни. Долгое время роль менталитета недооценивалась многими учёными, а ведь используя только материалистический подход, порой трудно объяснить некоторые исторические явления. К тому же это приводит к неоправданному умалению значения достижений древних людей; к тому, что их культура представляется многими исследователями как «примитивная». При этом не учитывается сама разница между мировосприятием древних и современных людей. В последние годы стали появляться хорошие работы, в основе которых лежит рассмотрение именно менталитета, но они в основном посвящены цивилизациям Древнего Востока.

Что касается историографии данного вопроса, то существует не очень много научных работ на русском языке, посвященных теме дохристианской Скандинавии, тем более отдельно её культуре. С переводной литературой дела обстоят не намного лучше, большая её часть – лишь научно-популярные издания, изображающие скандинавов дохристианской эпохи людьми с весьма примитивным уровнем развития во всех смыслах.

«До времён Карла Великого северные страны составляли почти совершенно замкнутый мир, о котором только немногие отрывочные известия и сказания доходили до сведения римлян…», пишет А. Стриннгольм, крупный шведский скандинавист. Что уж тогда говорить о более древних временах… К источникам средневековой эпохи относятся как хроники континентальной Европы, так и саги самой Скандинавии.

Среди великолепных работ по данной теме следует отметить монографию «Походы викингов» вышеупомянутого Андерса Стриннгольма. А. Хлевов, научный редактор русского издания этой работы, пишет в предисловии следующее: «Вплоть до появления в 1950-1970-х гг. книг М.И. Стеблин-Каменского, А.Я. Гуревича, Г.С. Лебедева, посвященных истории викингов, «Походы викингов» издания 1861 года оставалось единственным серьезным и всеобъемлющим историческим исследованием на русском языке».  В этой поистине классической работе описывается как культурная, так и политическая жизнь Скандинавии эпохи викингов (VIII-XII вв.).

Хотелось бы упомянуть энциклопедию «Викинги: набеги с севера», вышедшую в серии «Исчезнувшие цивилизации». Она прекрасно иллюстрирована, в ней представлено огромное количество археологических находок. Большая часть книги посвящена битвам, торговле, колонизаторской деятельности; однако при чтении нередко создается впечатление, что автор (имя которого, кстати, нигде не указано…) считает культуру дохристианской Скандинавии примитивной. Бросается в глаза приверженность «норманнской теории»: «Начиная с Рюрика и вплоть до сына Ивана Грозного Фёдора, эти скандинавы правили самой крупной средневековой державой Европы – Россией».  К тому же, как и в большинстве подобных изданий, здесь почти нет сведений о духовной жизни народа.

В научно-популярной серии «Знак вопроса» вышла брошюра В.И. Щербакова «Где жили герои эддических мифов?». Автор рассматривает вопрос происхождения скандинавской культуры, опираясь на сказания и археологические данные. Следует отметить, что ни одна из других имеющихся в наличии работ точке зрения Щербакова не противоречит.

Среди отличных научно-популярных работ стоит отметить очерк М. Семёновой «Я расскажу тебе о викингах», опубликованный в сборнике «Викинги». В данной работе – подробное описание быта и, что особенно важно, менталитета скандинавов той эпохи. Причём следует отметить интересный подход М. Семёновой к повествованию, она пытается показать мировоззрение скандинавов как бы «изнутри».

Цель данной работы – рассмотреть Религию как основной аспект культуры дохристианской Скандинавии, показать её особенности, рассказать о духовных ценностях скандинавов дохристианской эпохи: о традициях и верованиях, о том, как они мыслили и как воспринимали мир.

 

Верования

Для скандинавов рассматриваемого периода был характерен религиозно-мифологический тип мышления (в историческом, но не философском понимании этого термина). Можно провести некоторую параллель между подобным мировоззрением и пантеизмом, который представляет божество как бы «растворённым» в природе, а не стоящим «над» природой. Стриннгольм пишет об этом следующее: «Народы, в своём младенчестве не постигая законы природы и внутренней связи между предметами, всегда подозревали участие живых существ везде, где замечали действующие силы, и олицетворяли природу. И древние норманны, подобно пифагорейцам  наполняли весь мир особенными духовными сущностями». 

По представлениям скандинавов, существовало девять миров, в каждом из которых были свои обитатели. Человеческим чувствам доступен только один из них – Мидгард, «средний город», мир людей. Он находился в центре, между остальными восьмью мирами. Поэтому «духовные сущности» всех миров могли проявляться в жизни обитателей Мидгарда. Присмотримся к этим мирам внимательнее, чтобы понять, какие существа и сущности окружали скандинава-пантеиста.

Непосредственно над Мидгардом находится Льюсальвхейм – мир светлых альвов-эльфов, прекрасных существ.

Над Льюсальвхеймом находится Асгард, «город асов», верховных скандинавских богов, о которых ещё будет сказано ниже.

Сразу под Мидгардом расположился Свартальфхейм, «дом чёрных альвов».

Ещё ниже находится Хельхейм – дом Хель, богини смерти и возрождения (о второй её «функции» многие исследователи, к сожалению, часто забывают).

К востоку от Мидгарда находится Йотунхейм – страна инеистых великанов, духов мороза. На севере находится Нифльхейм – царство холода. Здесь нет живых существ. К западу от Мидгарда расположен Ванахейм – «дом ванов» – божеств, покровительствующих плодородию, погоде и т. д. На юге находится страна огня – Муспельхейм. Отсюда, согласно преданиям, выйдет огненный великан Суртр, который сожжёт дотла миры в день Рагнарёк. Можно предположить, что прототипом этого образа был некий природный катаклизм  (произойти он мог ещё до разделения индоевропейцев – здесь можно вспомнить, например, греческую титаномахию ).

Вот что пишет о связи между образами Нифльхейма и Муспельхейма и катаклизмом В.И. Щербаков: «После этого (катаклизма – прим. автора) ледник начал стремительно таять, можно полагать, из-за погружения некоторых островов на дно океана и изменения направления Гольфстрима, который устремился к берегам Скандинавии, растопляя тысячелетние льды. И об этом помнит «Эдда»! В мифах прямо говорится о ледовом панцире и жаркой спокойной стране на юге. Интересно, что тогда, до катаклизма, атмосфера была более спокойной, и обмен тепла был минимальным – лютый холод на севере и неослабевающая жара на юге. И об этом рассказано в скандинавских мифах!

Отметим теперь, что катаклизм, или потоп, о котором говорят мифы многих народов, был первопричиной переселения племен на освободившиеся от льдов территории. Это переселение шло несколькими волнами – естественно, с юга и юго-востока. Процесс длился тысячелетиями. И об этом, как явствует из «Эдды», помнили древние люди, современники великанов, карликов и богов!» 

Теперь стоит сказать поподробнее собственно о скандинавских богах. Сведения взяты из «Geschichte von Daenemark» («История Дании») Дальмана – отрывки этой работы помещены русским переводчиком в приложениях к «Походам викингов» А. Стриннгольма .

Один явился в мир, еще до него существовавший. Ему покорились божественные силы ваны, кроткие существа, подобные Ньерду, Фрейру и Фрейе, оставшиеся от прежнего мира: все они присоединились к толпе детей Одина (Здесь идёт речь о реальном приходе реального Одина. Щербаков указывает примерную дату этого события – это III-II в. до н. э. – прим. автора). Супруга Одина — Фригг, из племени великанов, купленная им, по обычаю людей, за деньги. Сильнейший из сыновей Одина — Тор, на самом севере, особливо в Норвегии, не уступающий отцу в могуществе, уважаемый финнами и, кажется, добровольно признавший себя сыном Одина (Тор – более древний, чем Один, образ – прим. автора). Тор ездит по воздуху на военной колеснице, держит в железной перчатке тяжелый молниеносный молот, Мьёлльнир, машет им и производит гром. Тор – самый сильный бог: он всегда странствует, наблюдает за мироправлением отца, везде ищет великанов и чудовищ, между тем как однорукий Тюр разжигает между людьми войну — но победу дает Один. Ещё один сын Одина – прекрасный Бальдр, бог весны и добра. Хермод Быстрый, также сын Одина, есть вестник богов. Кротки силы природы под властью ванов, потому что Фрейр располагает ненастьем и ведром и ниспосылает плодородные годы: его сын, Ньерд, дает пловцам попутный ветер и бурю; дочь Ньерда, Фрейя, богиня красоты, ездит на колеснице, запряженной двумя кошками. Но помимо этих существ есть еще и Локи – заклятый враг асов. Дети его: Хель, которой обитель – бедствие, а оружие – голод; волк Фенрир, при обуздании которого Тюр лишился руки; змей Йормундганд, усмиренный Тором и обвившийся вокруг Вселенной. Стоит обратить внимание на образ могучего Бога-Воителя, поддерживающего мировой порядок и победившего Змея. Здесь видна прямая аналогия с воспеваемым гимнами Ригведы владыкой грозы и дождей Индрой, который «убил Вритру, самого страшного врага» – «перворожденного из драконов».

В качестве вывода по этому вопросу приведу слова Гейера (переводившего работу Стриннгольма на немецкий язык): «Зная восточную мифологию, никто не усомнится, что северная религия ведёт своё начало с востока , но никто не станет отвергать, что выражаемое в ней поклонение природе совершенно согласно с тем, что заметил Тацит у древних германцев. Это поклонение, как и у них, в своём роде самобытно и заключает в себе воззрение на непрочность видимого мира. Отсюда та глубокая идея бессмертия, которую ещё греки и римляне замечали у северных народов». 

 

Традиции, связанные с рождением

Сведения по данному вопросу имеются у М. Семёновой – к сожалению, в других работах их нет, но в то же время эта информация достаточно интересна, чтобы привести её здесь.

«Изучение древних сказаний и, более того, наблюдения за жизнью различных племён, обитающих в труднодоступных районах Земли, подвели учёных к странному, на современный взгляд, выводу: в условиях родового строя родственниками не рождаются». Новорожденный должен был «доказать», что он – свой, что он является потомком своего рода. Ведь беременной женщине угрожало множество магических опасностей. Например, считалось, что злые силы могут похитить будущего ребёнка прямо из чрева матери и заменить его своим детищем – злобным созданием.

Считалось также, что при родах нарушалась граница между этим и потусторонним мирами, и в образовавшийся «пролом» могли проникнуть злые духи, поэтому роженицу старались оградить от магических опасностей.

Чтобы оценить новорожденного, его показывали предводителю рода, который решал, «оставить ребёнка или «вынести» и покинуть где-нибудь в ямке на волю стихий, диких зверей и милосердных прохожих».  Этот обычай часто приводится в качестве примера «жестокости язычников». Но следует отметить, что исход дела определялся скорее не магическими, а экономическими обстоятельствами. Детей могли «выносить» во время жестокого голода, когда нужно было прокормить хотя бы воинов и самих кормильцев; да и то, делалось это исключительно редко и не считалось нормой, как иногда считают.

 

Обучение и «моральный кодекс»

Скандинавы, живущие в суровых природных условиях, с детства начинали овладевать боевыми умениями, навыками обработки земли, ведения хозяйства и так далее. Чему именно обучались скандинавские дети, мы можем прочитать в «Походах викингов» А. Стриннгольма: «Самое воспитание приготовляло из юношей древней Скандинавии храбрых людей. Воспитываясь среди оружия, ребёнок рано приучался обращаться с ним и убивать зверей в лесах. Охота и другие упражнения, развивавшие крепость и гибкость членов, мужество и бодрость духа, принадлежали к числу развлечений, особенно любимых детьми и молодыми людьми». 

Состязались в прыжках с гор, прыганье через рвы, ручьи, лошадей; при этом с тяжестями в руках и на теле. «Саги упоминают о таких людях, которые быстрым прыжком в сторону уклонялись от стрелы или брошенного копья, не успев отразить эти оружия щитами, или, окруженные врагами, перескакивали через них и таким образом спасались, или, наконец, избегали их смелым прыжком с крутизны». Далее А. Стриннгольм приводит примеры из саг, где упоминается это искусство.

На занятия физическими упражнениями жителей Скандинавии вдохновляла сама природа, с её горами, льдами и снегами. Обучались также ходьбе на лыжах и коньках (их изготавливали из кости).

Разумеется, занимались и упражнениями с мечом, а то и с мечами, а так же метанием топоров и стрельбой из лука, добиваясь впечатляющих успехов.

Девочек матери учили вести хозяйство – готовить еду, ухаживать за скотом; прясть, ткать и шить. Кроме того, некоторые девушки учились понимать и использовать руны – письмена, обладавшие огромной сакральной силой. К помощи рун прибегали в самых разных ситуациях, они являлись неотъемлемой частью магии скандинавов. Поэтому те, кто умели владеть рунной магией (а это были в основном женщины), пользовались уважением и авторитетом.

Следует отметить, что скандинавы ценили не только практические умения. Огромное значение для них играли и такие моральные качества, как гордость, благородство, верность, мужество и особенно - честь. Идея чести красной нитью проходит сквозь все скандинавские саги и сказания.

Вот что мы читаем в книге «Викинги: набеги с севера»: «В моральном кодексе викингов  центральное место занимал «drergeskapur». Это понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и – в особенности – для тех, кто мог прослыть героем в глазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и товарищам. Все стороны жизни определялись обычаями; обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.

Вожди были обязаны демонстрировать мужество, стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме «Havamal», что в дословном переводе означает «Слово Высшего». В поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы. …

Информация о работе Религия и традиции дохристианской Скандинавии