Реформация: становление нового образа мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается тема "Реформация: становление нового образа мира". Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями и вождями которого бы ли Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания - протестантизм, но и новый тип человека с новым огношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этикии стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский  государственный  инженерно –педагогический  университет»

Социально-экономический  институт 

Кафедра философии 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине: «Культурология» 

На тему:

«Реформация: становление нового образа мира» 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: студентка 

                    Группа  МЗ-09-1

                    Бокарева  Наталья

                    Андреевна

                    Проверила:  
                     
                     
                     
                     
                     

Нижний  Новгород

2010 

Содержание 

Введение.

 

   В данной работе рассматривается тема "Реформация: становление нового образа мира". Реформацией принято  называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями и вождями которого бы ли Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания - протестантизм, но и новый тип человека с новым огношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этикии стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации.

   Несмотря  на попытки изменить характер церкви, сделанные св. Франциском и Савонаролой на юге Европы, собственно Реформация как появление новой версии христианства свершилась в северных странах, прежде всего в Германии. Началом Реформации принято считать выступление Мартина Лютера с тезисами против продажи индульгенций (документов об отпущении грехов) в 1517 г. Более радикальным было протестантство Цвингли и Кальвина в Швейцарии. Именно эта разновидность протестантства получила распространение в Нидерландах и Англии, где произошли первые буржуазные революции. 
 
 

Сущность  реформации.

 

   Если  попытаться кратко сформулировать сущность Реформации, то следует сказать, что Реформация была широким историческим движением германских народов, вызванным их переходом от католического представления о потустороннем, трансцендентном Боге к представлению о Боге в духе, выступившем как Я, сознание или совесть человека. Однако нравственное и религиозное обновление, достигнутое благодаря этому движению, не было свободно от внутреннего противоречия, которое требуется уяснить, чтобы не впасть в апологию Реформации как великого, всемирно-исторического явления. Это существенное противоречие выразилось в многочисленных парадоксах феномена Реформации и прежде всего в том, что провозглашенный Мартином Лютером принцип sola fide – веры без добрых дел, специально направленных на спасение души, обратился освящением самых обычных мирских дел, менее чем за три столетия приведшим к почти полному обмирщению религии в реформированных странах. Католическое служение Богу вне человека сменилось протестантским служением ему в самом человеке. Достигнутое реформаторами сознание того, что царство Божие внутри нас, обернулось внешним царством нужды и созидательного труда - благоустройством человеческого мира, этого рая на земле.

   Реформация  принадлежит к таким величайшим, поистине эпохальным событиям истории церкви. И характер Реформации можно понять только как характер события такого рода. В Христианстве нет ни одной группы, ни одной деноминации, жизнь которой не была бы самым фундаментальным образом затронута Реформацией шестнадцатого столетия. Это справедливо даже относительно так называемых "католических" церквей, в представлении которых это событие является вовсе не Реформацией, а началом западной ереси.

   Ввиду того, что Евангелическая Лютеранская  церковь приняла позднюю средневековую  концепцию "реформации" и, поскольку она даже претендовала на название "реформатской" церкви, она понимала суть упомянутой выше идеи "реформации", как восстановление (обновление) церкви. В соответствии с лютеранской точкой зрения, задача реформации заключалась в осуществлении необходимой реставрации церкви, в восстановлении в ней здоровой атмосферы, в возвращении Господу той Церкви, которая Его покинула. Лютеранская церковь также была заинтересована во всеобщей норме (стандарте), по которой церковь должна управляться в вопросах веры и в п                                                                                         рактических делах. Без излишних дискуссий по поводу имевших место глубоких различий, Лютеранская церковь сражалась плечом к плечу с церковью "Реформированной по Слову Божьему" против ересей Католицизма и Энтузиазма во всех их формах - против ересей, признававших какой-то другой стандарт помимо Писаний или наряду с ними - будь то церковь, церковная служба, обряд или какое-нибудь "внутреннее озарение". Что бы еще ни разделяло Лютеранскую и Реформатскую церкви, они являются церквями-сестрами в том отношении, что сегодня они вовлечены в общую борьбу за учение, не понимаемое современным человеком. Именно этим объясняется духовное и теологическое содружество (взаимодействие) между немецкими церквями в настоящее время.

   Но  такое единство интересов не должно приводить нас к ошибочной  недооценке глубоких различий, существующих между двумя "реформатскими церквями" - различий, состоящих в их взглядах на сущность реформации. В соответствии с реформатской доктриной, реформация представляет собой реставрацию церкви путем возвращения к Святым Писаниям. Лютеранская же теология утверждает, что такое описание сущности данного великого события церковной истории, является не точным. Восстановление церкви путем возвращения к Писаниям, путем обновленного рассмотрения того, что Бог говорит нам в Писаниях - ни в коем случае не является духовной характеристикой великого события XVI столетия. Реформация - это непрерывный процесс. Она является непрерывным процессом не только в том смысле, что этому обновлению, проистекающему от Слова Божьего следует повторяться снова и снова, но также и в том смысле, что это действительно происходит непрерывно. Каждая истинная проповедь вносит вклад в такое обновление. Реформация этого типа происходит каждое воскресенье - фактически даже каждый день. Ибо церковь в буквальном смысле живет Словом Божьим. Она не могла бы больше существовать, если бы не испытывала снова и снова обновления Словом Божьим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Духовные  основы новой морали: Труд как «мирская аскеза».

 

    Итак, человек спасается только верой, а не внешним исполнением религиозных заповедей. В самой по себе формулировке этого принципа нет ничего нового, она присутствует уже в Новом Завете, в посланиях апостола Павла. Коренное отличие от средневекового католичества состояло в понимании того, как проявляется и реализуется подлинная вера. Подлинная протестантская вера реализует себя не в специфических религиозных усилиях, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. И важен здесь не сам по себе результат, а именно упорство в исполнении своего долга, вдохновляемого евангельскими заповедями. Рационально осмысленное практическое служение людям здесь обретает то высокое значение, какое раньше имело лишь религиозно-культовое служение Богу. Об этом недвусмысленно говорит сам Лютер: «Если ты спросишь последнюю служанку, зачем она убирает дом, моет клозет, доит коров, то она может ответить: я знаю, что моя работа угодна Богу, о чем мне известно из его слов и наказа».

    Замечательный культуролог Макс Вебер (1864—1920), всесторонне  исследовавший влияние протестантизма на развитие западноевропейской цивилизации, указывает, что фактически честный упорный труд в протестантизме обретает характер религиозного подвига, становится своеобразной «мирской аскезой». (Аскетизм-вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности). При этом религиозное (спасительное) значение имеет не сам по себе труд, а внутренняя вера.

    Но  и вера сама по себе есть не личная заслуга, а свидетельство избранности ко спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения. А это значит, что протестантизм с самого начала отверг всякого рода самообман, связанный с имитацией подлинной веры и последующим самоуспокоением. Внутренней верой, добрыми делами и упорным честным трудом протестант должен не «заслуживать», а непрерывно подтверждать свою изначальную спасенность. Но если это ему удается, то он обретает уверенность в спасении. Такая уверенность придает ему внутренние силы, но она изначально лишена самодовольства, которое может быть порождено заслугой: спасение заслужить невозможно, оно дается лишь по неизреченной милости Божией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культурно-исторические условия и предпосылки  Реформации.

 

    Католическая  культура западноевропейского Средневековья была своеобразным компромиссом между греховными условиями «мира» и надмирным максимализмом Духа. Жизнь мирянина была исполнена повседневной мирской заботы, не имевшей ни малейшего отношения к спасению души. Однако считалось, что церковь в силу религиозных заслуг своих святых накапливает больше благодати, чем это нужно для спасения признанных праведников. И это избыточное количество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира. Правда, в реальной жизни оказывалось, что поддержка церковных усилий вовсе не обязательно требовала высокой личной нравственности. Благодать и спасение можно было «заработать» паломничеством, участием в крестовом походе или просто имущественным или денежным пожертвованием на нужды церкви. Иными словами, совершался своего рода обмен благ земных на блага небесные.

    Пока  в Европе господствовали феодальные традиции, этот обмен удерживался в определенных рамках и не нарушал стабильность общества, но ситуация резко изменилась с расширением сферы товарно-денежных отношений. Папы и гигантский аппарат церкви почувствовали возможность невиданного обогащения, продавая отпущения грехов за деньги. Эти «отпущения», изложенные в письменном виде, назывались индульгенциями, и специальные представители церкви вовсю торговали ими в общественных местах. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление. Это, безусловно, не могло спасти попавшегося преступника от мирского суда, но заранее обеспечивало небесное прощение соответствующего греха (или многих грехов — все зависело от уплаченной суммы).

    Продажа индульгенций была одним из самых  доходных промыслов, но она подрывала  авторитет церкви. Более того, она фактически лишала смысловой перспективы тех, кто честно трудился в новых областях жизни. С точки зрения традиционной этики их деятельность носила оттенок греховности, но честное предпринимательство не оставляло возможности для «денежного выкупа» грехов, в то время как богатый разбойник или феодал, пользующийся имеющейся у него властью, имели и больше денег и больше заслуг перед церковью, а значит, и перед самим Богом. «Нравственное значение труда не ценилось уже совершенно, и оставалась лишь точка зрения возможно более легкой и значительной наживы».

    Дело, таким образом, было вовсе не в  продаже индульгенций — эта продажа лишь обнажила духовный кризис. Отсюда — . распространенность апокалиптических настроений среди «третьего сословия» той эпохи (Апокалипсис — завершающая книга Нового Завета, символически описывающая конец света и второе пришествие Христа). Этот кризис особенно затронул Германию, которая в силу своей раздробленности подвергалась особенно сильным поборам со стороны единой и могущественной католической церкви. «Немецкая бюргерская культура начала XVI века проникнута ощущением «конца времен», хрупкости жизни, бренности и даже ничтожества человеческого существования». Именно в этих условиях и выступил со своей проповедь Мартин Лютер — выходец из бюргерской семьи, ставший монахом и ученным богословом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление нового образа мира в протестантской культуре.

 

   Уникальность  и историческая значимость протестантизма состоят  в  том, что в процессе Реформации произошла  трансформация потусторонней аскезы  в посюстороннюю,  или  мирскую  аскезу,  в   которой   деятельность   в   миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего.  При  всем  его несовершенстве,   мир   является   единственным    объектом    деятельности, направленной на прославление Бога, той особой  деятельности, которая  «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым  он  стремится,  а  они  в свою  очередь  служат  выражением  милости  божьей,  в  силу  которой  аскет обретает способность к деятельности такого рода» М.  Вебер   подчеркивает,   что   «принципиальное   и   систематически непреложное  единство   мирской   профессиональной   этики   и   религиозной уверенности  в  спасении   создал   во   всем   мире   Только   аскетический протестантизм. Только в протестантской  профессиональной  этике  мир  в  его несовершенстве  имеет  исключительное  религиозное   значение   как   объект исполнения Долга путем рациональной  деятельности  в  соответствии  с  волей надмирного бога». Человек, принадлежащий к товарному  миру  и  несущий  в себе все  его  несовершенство,  в  аскетическом  протестантизме  через  свою деятельность становится орудием Бога,  исполняющим  в  миру  его  волю,  его призвание. Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово  впервые  появилось  в  Библии  и  далее  оно обрело  свое  значение  во  всех  светских  языках   народов,   исповедующих протестантизм. Новое в этом  понятии  то,  что  выполнение  долга  в  рамках мирской  профессии  рассматривается  как   наивысшая   нравственная   задача человека.  В  этом  утверждении  находит  подтверждение  центральный  догмат протестантской  этики  в  противу  католицизму,  отвергающий   пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а  предлагает  выполнение мирских обязанностей так,  как  они  определены  для  каждого  человека  его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. То есть декларируется равенство всех профессий перед Богом.

Информация о работе Реформация: становление нового образа мира