Реформы Петра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Все споры их относительно петровской реформы в целом сводятся, по мнению Ключевского, к основному положению, согласно которому эти реформы «были глубоким переворотом в нашей жизни, обновившим русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней».

Содержание

Введение ……………………………………………………. 3
1.Обоснование необходимости петровских реформ……...
5
2. Петровские реформы в области культуры ……………..
8
2.1. Реформы в области науки и образования …………….
8
2.2. Реформы в области архитектуры, скульптуры ………
14
2.3. Реформы в живописи ………………………………….
18
2.4. Литература петровских времен ………………………
19
2.5. Театральное искусство ………………………………..
20
3. Преобразования в быту …………………………………. 22
Заключение …………………………………………………. 25
Список использованной литературы …………………… 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Петра.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

В петровское время юноши,  закончив учебу к пятнадцати годам,  обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с «фундаменту», т.е. в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении - низшим чиновником.

В 1722 г. была введена «Табель о рангах», в соответствии с которой различались три вида службы: военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской  – коллежский регистратор и действительный тайный советник,  или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин,  дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство.

«Табель о рангах» уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.

При Петре 1 появился и  первый российский естественнонаучный и исторический музей – Кунсткамера. Путешествуя по Европе в 1697-1698 годах, Петр 1 в столицах и крупных городах обязательно посещал кунсткамеру - место, где были выставлены на обозрение всевозможные редкости и диковины. Царь с интересом рассматривал упавшие с неба камни – метеориты, любовался похожими на экзотические цветки рыбками в аквариуме. Петр загорелся желанием устроить кунсткамеру и в России. Последовали царские указы с предписанием приносить за вознаграждение кости ископаемых зверей и птиц, предметы старины, древние рукописи, грамоты, старопечатные книги. Первая в России Кунсткамера разместилась в Петербурге, недалеко от Летнего сада, в двухэтажном доме, принадлежавшем адмиралтейскому советнику Александру Кикину и известном в народе, как Кикины палаты. В 1719 году бывшие Кикины  палаты стали доступны для посещений, зазывать туда публику не приходилось: и денег за вход не брали, и бесплатно угощали чаем и шоколадом, да еще и чудеса показывали.

Уже после смерти Петра  Великого, в 1727 году, Кунсткамера переехала в выстроенное для нее здание на набережной Невы, а год спустя была торжественно открыта «для всякого чина людей». Помимо Кунсткамеры, в новом здании разместились библиотека, обсерватория, конференц-зал Академии наук. Кунсткамера сохранилась до наших дней. Сегодня это один из крупнейших музеев в России, и многие еще Петром 1 приобретенные «диковины» можно увидеть в его залах. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри – небесную сферу. Есть в нем дверца, через которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В движение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе, совершался за сутки.  

«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились»  - говорил Петр 1.

В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты «Ведомости». Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени,  тиражом - около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя              4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь,  размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер  «Ведомостей» угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

В  1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы – омега, пси, ижица и другие. Числа, писавшиеся  буквами,  стали обозначать арабскими цифрами.

В 1703 г. вышли первые книги с арабскими  цифрами, среди них был и первый русский учебник «Арифметика, сиречь наука числительная», написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.

Петр прекрасно понимал, что  без книг невозможно распространение  знаний, поэтому всячески способствовал  их печатанию. В 1700 г. была выдвинута  целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг – книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть XVIII века книг вышло больше,  чем за 150 предшествующих лет. Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела.

В 1714 г. в Петербурге была основана первая государственная библиотека публичного пользования. Когда царю предложили установить плату за взятые в библиотеке книги – на западный манер – он возразил: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компаниею… то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самых этих комнатах».6

 В 1725 г.  библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и  садово-парковому делу.

Петр с большим уважением  относился к наукам и учению. Петр мог на равных беседовать с учеными людьми и инженерами, военачальниками и корабелами. Он хорошо разбирался в приборах и механизмах, знал толк в медицине: не только умело рвал зубы, но и успешно делал несложные хирургические операции. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 г. Ему было присвоено звание почетного члена французской Академии наук.

 

 

2.2. Реформы в области архитектуры, скульптуры.

 

«Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на свое государское именование прозванием Питербурхом обновить указал». Таково первое сообщение  в «Ведомостях» о строительстве Петербурга. 16 мая 1703 года на Заячьем острове Невы Петр 1 заложил крепость Санкт-Петербург, которая и дала позднее имя всему городу. В 1712 году Санкт-Петербург официально стал новой столицей России.

Город, которому суждено  было стать «окном в Европу» и  столицей Российской империи, начинался  с Петропавловской крепости. Это мощное оборонительное сооружение на Заячьем острове строилось по чертежам самого государя. Над крепостью вознеслась громадная колокольня Петропавловского собора с высоким шпилем, построенная по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. Взмывшая в небо больше чем на 120 метров башня была приметным ориентиром и при подъезде к городу, и со стороны моря. Служила она и для обзора: все окрестности с нее хорошо просматривались.

Санкт-Петербург не был  похож ни на один город России. Уже  с самого начала столице был придан европейский облик; дома ставили  в линию, оставляя свободной полосу для тротуара; улицы мостили камнем; берега рек и проложенных каналов выравнивались и спрямлялись с помощью обшитых досками свай.

В мировой истории  градостроительства найдется очень  мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабное строительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич, невозможно было без четкой организации и команды лучших зодчих, знакомых с мировыми достижениями архитектуры.

Строительство приобрело большой размах и велось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М.Г. Земцов, Г.Н. Усов, И.К. Коробов). В 1706 году для руководства строительством была учреждена "Канцелярия городовых дел". В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга. В 1715 - 1717 гг. созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один с прямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит в основе существующей планировки), другой, основанный на абстрактной идеальной схеме овального в плане города-крепости (арх. Леблон; этот план был отвергнут Петром). В 1716 году созданы "образцовые" проекты жилищ, ставившихся по линии улицы (арх. Леблон и Трезини): кирпичных - для "именных" и зажиточных; на деревянном каркасе с заполнением глиной и росписью стен под кирпич - для "подлых", т.е. для рядовых горожан.  На Троицкой площади и вокруг Троицкой церкви, складывался городской центр, были возведены обширные деревянные и мазанковые здания Сената, Таможни, Монетного двора. От домика Петра I вверх по Неве на площади располагались дома вельмож, высших военных и гражданских чинов, духовенства.

Адмиралтейская крепость стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. К 1725 году в застройке  города особую роль стали играть общественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которые явились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковский дворец и строившаяся Кунсткамера - первое монументальное здание близ стрелки Васильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами и мерными композиционным ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати коллегий.

Центр Петербурга застраивался домами знати, но для царя были возведены  два дворца – Зимний и Летний с огромным парком. В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Петр заложил в 1714 году дворец Монплезир, что в переводе с французского “Мое удовольствие”. Петергоф расположен на берегу Финского залива. Четыре начала составляют чудо Петергофа – архитектура и скульптура, зелень и вода. Петр хотел, чтобы Петергоф был подобием Версаля. Однако Петергоф превзошел Версаль. Одну из главных достопримечательностей составляют фонтаны. С фонтанным искусством в России познакомились именно в петровское время. По сей день поражают воображение дворцы Петергофа, его садово-парковый ансамбль и каскад  фонтанов.

Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф.Я. Лефорта на Яузе (1697 - 1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695 – 1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690 – 1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворца разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.

В петровское время были созданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного искусства – Петропавловская крепость и ее собор, Александро-Невский монастырь, Петербург и Петергоф.

В начале XVIII века в России сформировались основные принципы зодчества нового времени – ордерность, “регулярность”.

Скульптура в средние  века не была широко распространена в  России. Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по дереву, глиняная игрушка – вот,  пожалуй,  и все, что можно отнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западной скульптурой произошло задолго до Петра 1. Однако как уже говорилось ранее, огромное влияние на развитие искусства и культуры оказывала церковь. Ее мнение было решающим. Первое же  “узаконенное” появление  трехмерной скульптуры в России относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.

Даже в новое время  скульптура непросто приживалась на русской почве – публика не готова была ее воспринять. Тем не менее,  уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных примеров является Петропавловский собор.  Важное отличие в убранстве данного храма являет собой скульптура, которую  Древняя Русь почти не знала. Лепные фигуры ангелов смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность  - иконостас, подаренный Петром 1. Со времен Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной. Он выполнен в виде нарядной  триумфальной арки и украшает его главным образом  скульптура, а не живопись.

Информация о работе Реформы Петра