Реформы Петра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Все споры их относительно петровской реформы в целом сводятся, по мнению Ключевского, к основному положению, согласно которому эти реформы «были глубоким переворотом в нашей жизни, обновившим русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней».

Содержание

Введение ……………………………………………………. 3
1.Обоснование необходимости петровских реформ……...
5
2. Петровские реформы в области культуры ……………..
8
2.1. Реформы в области науки и образования …………….
8
2.2. Реформы в области архитектуры, скульптуры ………
14
2.3. Реформы в живописи ………………………………….
18
2.4. Литература петровских времен ………………………
19
2.5. Театральное искусство ………………………………..
20
3. Преобразования в быту …………………………………. 22
Заключение …………………………………………………. 25
Список использованной литературы …………………… 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Петра.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Постепенно все большую  роль скульптура стала играть и в  оформлении внутреннего убранства  интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца.

Не имея за своими плечами  многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные  мастера. Одним из самых ярких  представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Наше представление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная  личность русского царя – преобразователя.

Незадолго до смерти Петра  мастер выполнил бронзовый бюст царя.  
Скульптор и создаваемая им статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен ваятель, высекающий женскую фигуру.

Начиная с двадцатых  годов XVIII века сначала в Европу, а затем в Россию пришла мода на стиль барокко. В архитектуре его отличала вычурность, тщательная отделка деталей. Барочное великолепие обходилось весьма недешево, но размах, пышность, торжественность, яркие краски, которыми засверкали дворцы, триумфальные арки, храмы, театральные здания, а главное радость, которую они дарили, с лихвой окупали огромные затраты.

 

2.3. Реформы в живописи.

 

Петровское  время стало переломным и в  развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина «Полтавское сражение», «Куликовская битва» с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.

Петровское  время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других. В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

Реформы  в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской, жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможность увидеть портреты  не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих его современников.

2.4. Литература петровского времени.

 

Литература  петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура массированно внедрялась и в дворянскую культуру и в народную.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось  с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне  и традиционную для них литературу - учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская  литература отражала новые жизненные реалии.                                   В произведениях художественной литературы выводятся новые герои — энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как «Повесть о Фроле Скобееве», «Гистория об Александре, российском дворянине», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».

В этот период заметно  увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения.

Лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка, говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

    

2.5. Развитие театрального искусства.

 

 Первый в  России общедоступный театр открыл свои двери в 1702 году, накануне Рождества, в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Кунста, О. Фюрста.

Репертуар состоял  из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д.   В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями  театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Преобразования в быту

 

Самый устойчивый компонент  жизни людей – это быт, но и  он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху.  Поставив целью сформировать породу новых людей,  Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.

С начала XXIII века многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на «Вы», «Милостивый государь», «Господин». Письма заканчивали подписями: «Ваш покорный слуга»,  «Остаюсь к услужению готовый».

Петр, выводя свое государство из «невежества», изменил в России …время! Сначала Петр 1 отменил традиционное русское летоисчисление. Указами 19 и 20 декабря 1699 года было установлено новое празднование новолетия – отсчет нового года перенесен с 1 сентября на 1 января, а вместо летосчисления от Сотворения мира вводилось счисление лет от Рождества Христова. И 1 января 1700 года в Москве состоялись грандиозные праздники по поводу введения нового календаря.

Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам:  в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед.

Не меньшее, а может, и большее значение имела вторая, малоизвестная, реформа времени, начатая  Петром в 1706 году. Это была «реформа часа». Дело в том, что на Руси дневное  и ночное время традиционно измерялось не просто в часах, а – от восхода до заката солнца. И если сутки постоянно имели 24 часа, то дневное и ночное время не было постоянным, но в течение года, в зависимости от природных циклов, менялось: день длился от 7 (зимой) до 17 (летом) часов, ночь соответственно, от 17 до 7 часов. И циферблаты самих часов, стоявших чаще всего на башнях кремлей и монастырей, имели не привычные нам 12 или 24 деления, а 17 делений. Именно такие часы находились на Спасской башне в Москве. Иначе говоря, древнерусский счет часов соответствовал естественному природному (солнечному) циклу.

Решительный и всегда «спешащий» Петр столь же решительно сломал представление русских о  дне и ночи. Своим указом 1706 года он повелел, чтобы на башнях были установлены часы европейского образца с циферблатом от 1 до 12 часов. Более того, в практике государственной службы главным отсчетом суток становится теперь две временные единицы – полдень (12 часов дня) и полночь (12 часов ночи). Стремясь утвердить в сознании подданных новое понимание суточного времени Петр приказал обязательно отмечать «полдень» звуковыми сигналами – боем курантов, выстрелами из пушек, поднятием флагов и др. «Реформа часа привела к тому, что в России постепенно утвердился европейский счет часов, созданный искусственно и приспособленный к более точной организации деловой жизни, а не к естественному циклу». 7

В январе 1700 года выходит царский указ  об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно.

Не менее трудно было Петру заставить горожан брить  бороду, считавшиеся на Руси признаком  мужественности и символом православия. Непокорным боярам царь стриг бороды собственноручно.  Правда,  имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья.  
Во времена Петра 1 появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ.

Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид. Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.           

К концу XVII  началу XVIII веков постепенно меняется быт как простых, так и  знатных, зажиточных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  

Правление Петра 1 окончилось в 1725 году.  Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование,  наука, искусство, быт развивались на протяжении XXVIII – XIX веков под знаком преобразований, начатых Петром 1.

Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.

 

 

 

 

«Нам святы  о Тебе преданья вековые

Жизнь русская  Тобой еще озарена,

И памяти твоей,

Великий Петр, верна

Твоя Великая  Россия»

 

П.А. Вяземский


 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ключевской П.О., Курс лекций по русской истории. М., 1958, ч.4, 205с.
  2. Пушкин А.С., Полный сборник сочинений, т. 9, 209с.
  3. Перевезенцев С.В. Великая судьба России, 2006, 402с, 410с, 414с
  4. Соловьев В.М., Золотая книга русской культуры, 2007, 186с, 188-189с.

1 Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. М., 1958. Ч.4. с.205.

2  А.С. Пушкин Полное собрание сочинений т.9, с.287

3 Перевезенцев С.В. Великая судьба России, 2006, с.402

4 Перевезенцев С.В. Великая судьба России, 2006, с.410

5 В.М. Соловьев Золотая книга русской культуры, 2007, с.188-189

6  В.М. Соловьев Золотая книга русской культуры, 2007, с.186

7  Перевезенцев С.В. Великая судьба России, 2006, с.414


Информация о работе Реформы Петра