Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:32, доклад
Целью моего исследования является изучение и определение роли женщины в исламе.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
определить идеал женщины в исламе;
изучить ее права;
сделать выводы по исследованию.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2.1. Идеал женщины в исламе...………………………………………...............5
2.2. Права женщины в исламе……………………...…………………………....9
3. Заключение…………………………………………………………………….12
Роль женщины в исламе
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2.1. Идеал женщины в исламе...………………………………………......
2.2. Права женщины в исламе……………………...…………………………...
3. Заключение……………………………………………………
“И лица, и волосы ваши красивы,
Вы как кипарисы стройны, горделивы
И все же никак не могу я понять.
Зачем в цветнике у творца возросли вы?
На розах блистание росы новогодней прекрасно,
Любимая - лучшее творенье господне – прекрасна”
Омар Хайям (пер.Н.Гнедича)
Ислам как религия оформился в VII в н.э. С момента образования этой религии в ней определилась особая роль женщины, ее канонический идеал. Он формировался под влиянием "ниспосланного Аллахом" пророку Мухаммеду Корана, который при жизни Мухаммеда существовал лишь в устной форме и был записан при третьем халифе Османе (644-656 гг.). Огромную роль для формирования идеала женщины сыграли также сунна, образцы действия и поступков Пророка, различные хадисы и предания о жизни и деятельности жен Пророка. Сводом религиозных и правовых правил поведения является также шариат. Кроме того, большую роль играли обычное право народов, различные наставления и назидания, рекомендации и притчи известных политических и религиозных деятелей, примеры письменного и устного фольклора. Наиболее известными из таких притчей и назиданий были "Кодекс приличий" ("Адаб-уль-Салихан", сост. Мухаммед Садык Каштари), "Кабус-наме" (сост. эмиром Унсралмаали Кай Кавусом в XI в.), "Сиасет-наме" (сост. везиром Низам-аль- Мульком в XI в.), эпические сказания "Шах-наме" и сказки "Тысяча и одна ночь".
Для своей работы я выбрала тему “Роль женщины в исламе”. Она меня заинтересовала с точки зрения студента-регионоведа, т.к. Южный Федеральный округ и Северный Кавказ - регион многонациональный, и ислам - одна из наиболее широко представленных религий в данном регионе.
В своей работе я использовала несколько источников: “Ислам и политика” (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии), М. Институт востоковедения РАН, “Крафт+”, 2001 г. Редактор Г.В. Миронова, из которого я узнала о кораническом идеале женщины в исламе; Р. Максуд “Ислам”, пер. с англ. В. Новикова – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 г., которая дала мне представление о правах женщины в исламе.
Целью моего исследования является изучение и определение роли женщины в исламе.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Объектом исследования выступает религия ислам. Предмет исследования – роль женщины в исламе.
Фактически во всех исследованиях об исламе и положении женщины в нем говорится об ее приниженности и неравноправии. Даже высказываются сомнения: обладает ли она душой... Коран обращается к людям: “Бойтесь Вашего Господа, который сотворил вас из одной души, и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин”.1 Так же Коран сообщает, что “Аллах создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость”.2
Женщина является хранительницей домашнего очага, передает религиозные и национальные традиции. С рождения девочки на это обращается большое внимание в ее воспитании. В мусульманском мире ее нужно было воспитать в соответствии с предписаниями Корана. “Мужья стоят над женами за то, что Аллах дает одним преимущества перед другими и за то, что они расходуют из своего имущества”.3 Поэтому девочка должна с самого раннего возраста понимать, что будущему супругу будет принадлежать главенствующее положение. Когда девушка будет выходить замуж, к ней и к ее семье будут предъявляться определенные требования. “Коран предписывает вступать в брак с “воспитанными под охраной дочерями верующих и с воспитанными под строгой охраной дочерями тех, которыми прежде вас было дано писание”. “Адаб-уль-Салихан” рекомендует желающему жениться стараться выбрать нравственную, честную женщину –“невеста должна быть девица. Следует выбрать такую жену, которая превосходила бы мужа четырьмя качествами, а четырьмя качествами уступала бы ему: возраст невесты, ее рост, богатство и происхождение должны быть ниже, чем те же качества у жениха, а красота, характер, приличия и нежность должны быть выше, чем те же качества у жениха”.”4
С древних времен в различных обществах бездетность означала величайшее несчастье не только для семьи, но для общества в целом. Поэтому отношение к женщине определялось ее способностью к деторождению. Существовало поверье, что если кто умрет, не оставив потомства, тот в наказание будет носиться как тень, не находя успокоения. Ислам предписывает также в связи с этим следующее: “Ваши жены нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете...”.5
“Ислам, как и многие другие, более древние идеологии, допускает многоженство: царь Соломон (X в.) имел по преданию от трехсот до тысячи жен родом из разных стран, многие из жен были взяты по политическим мотивам. В Коране говорится: “...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы...” У самого Мухаммеда, как считается, в разное время было 14 жен, в год его смерти - 9 жен.”6 Муж, согласно шариату, должен предоставить каждой из жен отдельное жилище, содержать своих жен в достатке, хорошо обращаться с ними и соблюдать очередность посещения дома каждой из жен. Жена же должна исполнять свой долг. Никто из посторонних, а тем более мужчин не должны были заходить на половину жилища, где жили женщины.
Согласно Корану и другим наставлениям, жене рекомендуется соблюдать определенные правила:
Женщина вне дома не должна
появляться с открытым лицом. Об обязательности
для мусульманки ношения
Согласно Корану, вступление в брак является священной обязанностью мусульманина. Мухаммед считает необходимым “сочетаться браком и плодиться”, ибо “худшие из мертвых суть те, которые умерли холостыми”. Женщина должна сохранять супружескую верность: “прелюбодея и прелюбодейку побивайте каждого из них сотней ударов”, но в том случае, если обвинение было напрасным, наказанию подвергается оговоривший: “а те, которые бросают обвинение в целомудренных... побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда”.8
Средневековая арабская и персидская поэзия, особенно суфийская, сформировала стереотип мусульманской женщины -красавицы, умной, находчивой, веселой, преданной, храброй и т. д. В поэзии женщина обычно предстает луноликой, стрелобровой, с ланитами, подобными розе, с локонами волос, как у пери, с губами, как рубин и т. д. В мусульманском мире встречались женщины -правительницы . “Однако, как говорил Низам-аль-Мульк (XI в.), женщины являются “людьми покрывала”, у них совершенно нет разума и цель их - сохранение рода. Чем они родовитее, тем достойнее, чем скромнее, тем более заслуживают похвалы. Основываясь на хадисах, Низам-аль-Мульк советует совершать поступки вопреки предложениям женщин и помнить, что слова женщины, как и они сами, запретны для показа: “как не следует их самих показывать открыто, так не следует о них говорить”.”9
Женщины, как и все в исламе, должны совершенствоваться и приблизиться по своему мировосприятию и характеру к Мухаммеду. Поэтому им необходимо избавляться от таких дурных качеств как злопамятство, зависть, гордость, гнев, похоть, алчность, пустые надежды, упрямство, лживость, скупость, злобность, несправедливость, себялюбие, торопливость, неблагодарность, легкомыслие. Обязанностью является воспитать в себе стыдливость, добронравие, кротость, прощение, смирение, щедрость, терпение, благодарность, милосердие, знание, разумность, справедливость.
Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности, и судимы они будут по одним и тем же критериям. «Истинно, покорный и покорная Богу, верующий и верующая, благочестивый и благочестивая, верный и верная, терпеливый и терпеливая, кроткий и кроткая, подающий милостыню и подающая милостыню, постник и постница, воздержанный и воздержанная в половых наклонностях, часто вспоминающий и вспоминающая Бога получат приготовленную им Богом милость и великую награду».10
Мусульманская доктрина не считает женщин существами низшего сорта и справедливо напоминает о том, что они изначально были сотворены из той же самой единой души, что и мужчины. Мусульманским женщинам не только гарантированы исламом равные права с мужчинами, но на них возложены еще равные с мужчинами обязанности.
Мусульманские женщины не рассматривают домашнюю работу как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно уверенными в ее жизненной необходимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. «Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина и мусульманки», - говорил Пророк Мухаммед.
Пурда (затворничество женщин) в наши дни сохранилась в основном именно в мусульманских обществах. Пурда – это совершенное отделение мужчин от женщин. Во многих мусульманских обществах женщинам предоставляется определенная часть дома (или даже палатки) и они могут пользоваться также отдельным входом. Большинство мечетей имеют отдельные входы для мужчин и женщин, и хотя женщины молятся отдельно от мужчин, после совершения молитвы они обычно присоединяются к своим родственникам-мужчинам.
Мусульманок не принуждают скрываться все время от посторонних взглядов, хотя во многих странах исламские женщины чуждаются незнакомых людей. “Во времена Пророка женщины регулярно посещали мечети и молились вместе с мужчинами, несмотря на многочисленные попытки мужчин воспрепятствовать этому”.11
В современном мире мусульманских женщин можно увидеть повсюду, в любой стране, с любой культурой, но одеты они всегда будут весьма и весьма скромно. Ношение в обществе покрывала, полностью скрывающего всю фигуру, является в некотором смысле полузатворничеством. “Когда мусульманка не желает общаться с посторонними, она облачается в чадру. Люди не должны беспокоить женщин в состоянии пурда, пытаясь заговорить или пофлиртовать. Как только женщины чувствуют себя в безопасности, оказавшись дома, черные покрывала снимаются. Легкое мусульманское покрывало, называемое хиджаб, ни в чем не стесняет женщину и в то же время предохраняет нарочитой своей скромностью от мирского искуса и соблазнов.”12
Пророк всегда был внимателен к несчастным женщинам, изнемогавшим от непосильных трудов, и следующим образом прокомментировал учиняемую над ними несправедливость: «Аллах, без сомнения, не оставит безнаказанным ни малейшего греха, и в Судный день даже обида, причиненная мужчиной женщине, подлежит ответу!» (Муслим).13
Любая женщина, работающая ради увеличения семейного дохода, должна обладать теми же правами, что и мужчина, и должна быть полностью избавлена от разного рода унижений и домогательств (особенно сексуальных). Женщина также обладает правом на достойную оплату и условия труда. Если так называемый работодатель-мусульманин использует женщин в качестве рабской силы, это наглое нарушение всех исламских принципов, и такой человек рано или поздно будет призван к ответу за свои неправедные действия.
Женщина в исламе обладает правом на заботу и опеку во время физических недомогание и слабостей. “Мужья стоят выше жен, потому что Бог дал первым преимущество над вторыми… Добрые из них [жен] — покорны, во время их [мужей] отсутствия бережливы на то, что бережет Бог”.14