Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, реферат
Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из летописаний, где рассказывается, главным образом, о войнах и походах, общественной и культурной жизнях; и писали летописи сами казаки.
Введение…………………………………………………………………….. .. 3
Глава 1. Казачество как культурный феномен……………………………... 5
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской Сечи ,просвещение и научные знания……………….......................................................................... 7
Глава 3. Книгопечатание …………………………………………………….. 9
Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература………………… 10
Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство………………………..14
Глава 6. Глава 7. Материальная культура. Обычаи украинского народа....16
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………… 20
Для защиты от врагов применялось различное огнестрельное (пушки, ружья, пистоли) и холодное (копья, сабли, кинжалы, молоты) оружие. Нередко крестьяне выходили на бой с врагами с косами и колами. Казачество было лучше вооружено и обучено владеть оружием.
Довольно разнообразными были в то время одежда и обувь. Крестьяне носили полотняные рубахи и штаны, сермяги, кожухи, кобеняки из грубого сукна, сапоги или лапти, иногда из коры деревьев. Одежда господ была богаче и шилась из тонкого сукна, меха, шелка, а обувь — из хромовой кожи, сафьяна.
Украинские крестьяне, мещане и казаки питались разнообразными мучными, крупяными, мясными, рыбными, молочными блюдами, пшеничным и ржаным хлебом. У бедняков преобладала растительная пища — капуста, лук, огурцы, тыква, свекла, ягоды, яблоки и т. п. В народной кухне готовились мясные и рыбные супы, галушки, ржаная саламата, компоты, пшенная и гречневая каши, лапша, кисель, окрошка. Однако обездоленным беднякам приходилось часто недоедать и даже голодать, ибо феодалы оббирали их. В то же время богачи употребляли различные мясные и рыбные блюда, жареных кур, гусей, уток, индеек, свиное и баранье мясо.
Народные массы страдали от многочисленных болезней и эпидемий, приносивших им много горя. Лечили болезни средствами народной медицины — травами, прогреванием на горячей печи, растиранием пораженных частей тела. На какую-то медицинскую помощь могли рассчитывать лишь феодалы, поскольку образованных врачей было в то время мало.
Издавна на Украине существовали обряды, которые сопровождали рождение ребенка, брак и свадьбу, похороны умерших. Особенно интересными были свадебные обряды: сватанье, венчание, свадебные игры. Свадьбы длились иногда по несколько дней. Браки феодалов больше заключались по материальному расчету, и они не соблюдали народных обычаев свадьбы. В Запорожской Сечи устанавливался обряд принятия новичков в казаки: куренной атаман испытывал сообразительность и ум, умение владеть оружием.
Соответственно
народному календарю украинцы праздновали
или отмечали циклы сельскохозяйственных
работ: весеннюю пахоту, уборку хлеба (обжинки),
завершение полевых работ, начало зимы.
В крестьянском быту важное место
занимали развлечения: вечерницы, посиделки,
игрища на улице, а также религиозные
праздники (рождество, пост, пасха, купала
и др.). Они проходили по определенному
ритуалу. Среди народа существовало
немало поверий и предрассудков,
веры в сверхъестественные силы —
демонов, русалок, домовых.
Заключение
Духовная культура украинского народа развивалась как феодальная, то есть такая, которая служила господствующему классу. Но эксплуатируемые массы крестьян, казаков и горожан Украины создавали свою, демократическую культуру, которая идейно противостояла феодальной. Демократическая культура подчинялась интересам антифеодальной и освободительной борьбы, способствовала росту национального самосознания, идей единения украинского народа с братским русским народом.
Все сведения
о жизни и культуре запорожских
казаков можно черпать из летописаний,
где рассказывается, главным образом,
о войнах и походах, общественной
и культурной жизнях; и писали летописи
сами казаки. С давних времен на территории
Киевской Руси, а потом Украины
священное ремесло летописца
было подвластно вообще лишь монахам.
У истоков целой плеяды монахов-историков
стоит могущественная фигура монаха
Киево-Печерской лавры Нестора
Летописца. Казацкая старшина, которая
приобретала образование и
Список литературы
1. В.К. Губарев. «Феномен украинского казачества» // История Украины ст.-Киев ,1989.- [ с. 298.]
2. В.К. Губарев, канд. ист. наук «Освободительная война украинского народа 1648-1654 гг.»// Казаки.- К.,1999. – [c. 452]
3. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989. – [c. 307]
4. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987. – [c.204 ]
5. Власов В.Ф. Быт и обычаи украинского народа // «История 8 класса» - К., 2002. – [c. 339]
6. Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987. – [c. 426]
7. Сарбей В.Г. Запорожская Сечь // «СССР
в истории Украины» – Х., 1999. – [c. 259]
8. Электронный ресурс
http://um.vn.ua/cultura/
Информация о работе Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры