Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из летописаний, где рассказывается, главным образом, о войнах и походах, общественной и культурной жизнях; и писали летописи сами казаки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. .. 3
Глава 1. Казачество как культурный феномен……………………………... 5
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской Сечи ,просвещение и научные знания……………….......................................................................... 7
Глава 3. Книгопечатание …………………………………………………….. 9
Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература………………… 10
Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство………………………..14
Глава 6. Глава 7. Материальная культура. Обычаи украинского народа....16
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………… 20

Вложенные файлы: 1 файл

titul.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Для защиты от врагов применялось различное  огнестрельное (пушки, ружья, пистоли) и холодное (копья, сабли, кинжалы, молоты) оружие. Нередко крестьяне выходили на бой с врагами с косами и  колами. Казачество было лучше вооружено  и обучено владеть оружием.

Довольно  разнообразными были в то время одежда и обувь. Крестьяне носили полотняные рубахи и штаны, сермяги, кожухи, кобеняки из грубого сукна, сапоги или лапти, иногда из коры деревьев. Одежда господ была богаче и шилась из тонкого  сукна, меха, шелка, а обувь — из хромовой кожи, сафьяна.

Украинские  крестьяне, мещане и казаки питались разнообразными мучными, крупяными, мясными, рыбными, молочными блюдами, пшеничным  и ржаным хлебом. У бедняков преобладала  растительная пища — капуста, лук, огурцы, тыква, свекла, ягоды, яблоки и т. п. В  народной кухне готовились мясные и  рыбные супы, галушки, ржаная саламата, компоты, пшенная и гречневая  каши, лапша, кисель, окрошка. Однако обездоленным беднякам приходилось часто недоедать  и даже голодать, ибо феодалы оббирали их. В то же время богачи употребляли  различные мясные и рыбные блюда, жареных кур, гусей, уток, индеек, свиное и баранье мясо.

Народные  массы страдали от многочисленных болезней и эпидемий, приносивших им много горя. Лечили болезни средствами народной медицины — травами, прогреванием на горячей печи, растиранием пораженных частей тела. На какую-то медицинскую помощь могли рассчитывать лишь феодалы, поскольку образованных врачей было в то время мало.

Издавна на Украине существовали обряды, которые  сопровождали рождение ребенка, брак и  свадьбу, похороны умерших. Особенно интересными  были свадебные обряды: сватанье, венчание, свадебные игры. Свадьбы длились  иногда по несколько дней. Браки  феодалов больше заключались по материальному  расчету, и они не соблюдали народных обычаев свадьбы. В Запорожской  Сечи устанавливался обряд принятия новичков в казаки: куренной атаман испытывал сообразительность и  ум, умение владеть оружием.

Соответственно  народному календарю украинцы праздновали  или отмечали циклы сельскохозяйственных работ: весеннюю пахоту, уборку хлеба (обжинки), завершение полевых работ, начало зимы. В крестьянском быту важное место  занимали развлечения: вечерницы, посиделки, игрища на улице, а также религиозные  праздники (рождество, пост, пасха, купала и др.). Они проходили по определенному  ритуалу. Среди народа существовало немало поверий и предрассудков, веры в сверхъестественные силы —  демонов, русалок, домовых. 
 
 
 
 

 

 

 

 
 Заключение 

      Духовная культура украинского народа развивалась как феодальная, то есть такая, которая служила господствующему классу. Но эксплуатируемые массы крестьян, казаков и горожан Украины создавали свою, демократическую культуру, которая идейно противостояла феодальной. Демократическая культура подчинялась интересам антифеодальной и освободительной борьбы, способствовала росту национального самосознания, идей единения украинского народа с братским русским народом.

Все сведения о жизни и культуре запорожских  казаков можно черпать из летописаний, где рассказывается, главным образом, о войнах и походах, общественной и культурной жизнях; и писали летописи сами казаки. С давних времен на территории Киевской Руси, а потом Украины  священное ремесло летописца  было подвластно вообще лишь монахам. У истоков целой плеяды монахов-историков  стоит могущественная фигура монаха Киево-Печерской лавры Нестора  Летописца. Казацкая старшина, которая  приобретала образование и дома, и в иностранных университетах, осуществила переворот в летописании  – переход от летописей до научных  исторических,произведений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы

 

1. В.К. Губарев. «Феномен украинского казачества» // История Украины ст.-Киев ,1989.- [ с. 298.]

2. В.К. Губарев, канд. ист. наук «Освободительная война украинского народа 1648-1654 гг.»// Казаки.- К.,1999. – [c. 452]

3. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989. – [c. 307]

4. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987. – [c.204 ]

5. Власов В.Ф. Быт и обычаи украинского народа // «История 8 класса» - К., 2002. – [c. 339]

6. Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987. – [c. 426]

7. Сарбей В.Г. Запорожская Сечь // «СССР в истории Украины» – Х., 1999. – [c. 259] 
8. Электронный ресурс 
http://um.vn.ua/cultura/cultur29.html

 


Информация о работе Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры