Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, реферат
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконопи
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.
центру
через увенчанные башнями
застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов,
имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью
дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,
следовали
в своих планах рельефу
правильные
прямоугольные планы.
Навесные
бойницы и зубцы в виде
итальянскими
архитекторами в Московском
Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы –
наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-
Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,
сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть
огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция
дворца, слагавшаяся
из отдельных зданий с
к композиции
деревянных хором. В
Московского Кремля, который было предложено строить наподобие
одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества
подверглись существенному
пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих
барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по
пропорциям
и монументальнее своего
несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно
расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного
зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не
только
над Кремлем, но и над всей
Москвой, стал традиционным
для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка
перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения
привела
к несоответствию ярусных
половины XV-XVI
в. встречаются свойственные
XV вв. ярусы
килевидных закомар, но их
размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной
кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми.
Терракотовые
детали встречаются в
например,
в дворцовой палате в Угличе,
где венчающие щипцы над
стенами
заполнены узорной кирпичной
кладкой с терракотовыми
Фасады
других светских построек
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько
деревянных церквей. Более
– «клетские»,
напоминающие избу с
Церкви XVI в.
– высокие, восьмигранные,
двух или
с четырех сторон имеют
стройные
пропорции, контрасты фигурных
«бочек» и строгого шатра,
рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с
окружающим
пейзажем – свидетельства
мастеров – «древоделей», работавших артелями.
Рост Русского государства и
национального самосознания
свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в.
Являя собой
высокое достижение
постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе
динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV
– XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях
ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом
или же
башни с куполами окружали
центральную, крытую шатром
Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в
высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых
«гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную
торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого
свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и
позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то
имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников.
Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы,
иногда
с галереями и приделами.
монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым
карнизом
или пояском узорной кладки. В
жилой архитектуре
дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и
епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных
групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному
хозяйству, развитие
внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны
привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к
постройке
гостиных дворов и
домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже
сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести
регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в
Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с
навесным
боем и низкими шатровыми
монастырей
в то же время теряли свои
старые оборонительные
становились
более нарядными. Планы
Укрупнение
масштабов Москвы вызвало
сооружений.
При этом больше думали
убранства,
чем об улучшении
силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных
наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает
число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по
трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в
нижнем
этаже и наружное крыльцо.
был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой
верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в.
почти лишены
декоративного убранства, и
обрамлялись
наличниками. Среднерусские
асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы,
междуэтажные
пояса, рельефные наличники
украшались
раскраской и изразцовыми
крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных
зданий, внутренние лестницы вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к
компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в
селе Коломенском
с Лефортовским дворцом в
владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались
стеной
с башнями и имели вид кремля
или монастыря. Монастырские
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.
Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в
Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами
внизу, был
в то же время и крепостью
с башнями, господствовавшей
окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом
содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и
поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли
белорусские
керамисты, работавшие у
Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали
подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в.
ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от
сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от
живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них
ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с
сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и
колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над
крыльцами
и колокольней, ярусы
карнизы,
наличники, филированные
живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают
многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество
светского
начала и утрачивая
В первые десятилетия после
монголо-татарского нашествия
живопись.
В условиях сильно
связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно
кристаллизуются
старые школы живописи и
В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII