Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, реферат
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконопи
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.
в. определяются
чисто местные черты,
в.: ясный
образ не осложненный
крупный рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой
Петровым храмовой иконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец
представлен
как внимательный наставник и
помощник людям. Округлые
нарядная
орнаментация отразили
народного творчества.
В городах Северо-восточной
долгое
время развивалась на
мастерские
были сосредоточены на
произведения
имеют церковный, либо
Ростовские
иконы XIII-XIV вв. характеризуются
красками,
нежным и теплым колоритом.
Большой популярностью
житийные
иконы, в которых ярко
начало. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых
рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и
Глеб», но место ее написание точно не установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи
Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами,
были первой
попыткой обращения к
татарского
нашествия. Для не очень
рукописей
характерны белесые
белого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская
школа, ранние
памятники которой
Ростовом и Ярославлем.
В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов
возрождается фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря
близ Пскова
по стилю еще близки к
Новгородские росписи 2-й половины XIV в. более свободны по характеру.
Одни из них исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на
Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными
славянами:
фрески церквей Спаса на
церкви
Михаила Архангела
Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные
Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по
одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их
суровой
выразительности,
имеют себе равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились
фрески
угловой камеры на хорах:
отличаются
психологической
оригинальностью
приемов, колорит предельной
святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной
управлять человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их
темные
лики с бегло положенными
приобретают особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона
одежд, оказывают на зрителя непосредственное и глубокое воздействие.
Фрески
церкви Федора Стратилата
Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские мастера,
учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся
более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в.
выделяются
смелой цветовой лепкой и
сочетании
оранжево-красных, зеленых,
Сумрачная
выразительность образов
обнаруживает
их известную близость к
На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный
представитель
– иконописец Дионисий
преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере
архаические
традиции делают иконы
похожими по стилю на памятники более раннего периода.
Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских
иконах – специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр,
Параскева Пятница, Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в
народном
сознании с силами природы
и были призваны охранять
его дом
и хозяйство. Иконография
языческих
пережитков, фольклора, местных
Необычайная
активность и известный
Новгорода
способствовали сложению в
человека – решительного, энергичного, сильного. Новгородским иконам
свойственны
уверенный жестковатый рисунок,
яркие холодные тона.
С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы.
Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил
Черный. В
иконостасе Благовещенского
немного увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг
четкой
выразительности силуэта («
значение
для последующего развития
Созданная
Феофаном в Москве школа
мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408
году Андрей
Рублев и Даниил Черный
собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах
раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные
благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие
гармоничные
тона живописи пронизаны
несколько
позже Рублевым иконы
интерпретация
темы деисуса. Образ
внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром
воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния
человека.
В его работах не смену
отрешенности
образов Феофана приходят
сила осознанной
нравственной правоты.
вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого,
общенационального
характера. В замечательной
для собора
Троице-Сергиева монастыря,
перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета,
воплотив
идеи любви и духовного
склонив
головы друг к другу в
вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой
сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди
которых
преобладают золотистый и
точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной
взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального
произведения.
В последней трети XV в. начинает
свою художественную
Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в
период
образования русского
Москвой,
возрастают известное
художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий
рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми
грациозными
фигурами, полны нарядной
психологическом плане его образы уступают Рублевским. Созданные
Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора
Ферапонтова
монастыря близ Кириллова
красотой
подчиненных плоскости стены
композиций с как бы
изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы
вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники
выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие
мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где
они знакомятся
с творческими приемами
искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему
образцу.
В XVI в. укрепление государства
и церкви сопровождалось
разработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о роли
искусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов.
Искусство
под воздействием
становится
надуманно сложным,
умозрительные аллегории и символы нередко затемняют содержание и
перегружают композицию. Письмо мельчает, стиль теряет монументальность и
ясность.
Несохранившаяся роспись
исполненная на основе «Сказания о князьях Владимирских», наглядно
иллюстрировала идею преемственности власти московских самодержцев.