Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, реферат
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконопи
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.
Написанная
по случаю взятия Казани икона-
представляющая апофеоз Ивана Грозного, наполнена аллегориями и
историческими параллелями. В такого рода произведениях политические,
светские
тенденции становились
выступали в миниатюре ряда рукописных книг. Крупнейшие книгописные
мастерские
находились в Новгороде,
Фундаментальный «Лицевой свод» содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные
и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни бытовыми деталями выполнены в
графической
манере и подцвечены акварелью.
многоплановые построения пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание,
первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило начало русской
гравюре.
Иван Федоров нашел для нее
художественное решение,
от иконной и миниатюрной живописи.
На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи,
условно
называемые по фамилиям их
ревностных сторонников «
«строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и
монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для
мастеров XVI
в. любовь к царственной
псалтырей
возрождало старую традицию
полях. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное
письмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних
молелен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько
изнеженная
красота и беззащитная
фон со
сложным фантастическим
этой школы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев
Прокопия Чирина, семьи Савиных и др.
Польско-шведская интервенция
искусства,
но к 1640-м годам
оживилось.
Расширился социальный
двором, духовенством
и боярами усиленное
каменных
церквей и палат вели купцы
и разбогатевшие посадские
Растет число художников, порой недостаточно профессионально
подготовленных, что снижает общий уровень мастерства. Но среди выходцев
из городских
низов и государственных
дарованием,
создавших росписи, иконы,
мировосприятия,
свободой и разнообразием
технических
приемов. Искусство
понятным и доступным, приближается к народному мироощущению. Известно
много имен мастеров XVII в. – московских, ярославских, костромских,
нижегородских,
чаще всего работающих
намечали композиции на стенах церкви, другие писали лица, третьи –
одежду и драпировки, четвертые архитектуру и ландшафты, пятые –
орнаменты
и т. д. Коллективное
единообразие. В иконописи 1-й половины XVII в. прослеживаются традиции
строгановской школы. Автор иконы «Алексий, митрополит московский»
любовно расцвечивает и пышную ризу святого, и затейливые облака фона, и
расстилающийся внизу пейзаж. В иконах, рассчитанных на восприятие
издали, формы крупнее, линия энергичнее, силуэт выразительнее, колорит
проще и
глуше. Монументальная
иконописи и западноевропейской гравюры. Умножаются сюжеты, сведенные к
занимательному рассказу с бытовыми деталями, масштабы фигур уменьшаются,
рисунок
теряет былую лаконичную
вытесняются
без конца повторяющимися
В середине XVII в. центром художественной живописи становится
Оружейная палата Московского Кремля, сильно влиявшая на русское
искусство
в целом. Ее живописцы были
мастерами широчайшего
они выполняли
стенные росписи, иконы и
домашнюю утварь, писали царские портреты, оформляли церковные и светские
праздники
и т. д. И хотя частая смена
занятий вырабатывала у
шаблонные приемы, Оружейная палата поддерживала искусство на очень
высоком профессиональном уровне. Здесь возникли первые в истории
русского
искусства специальные
Владимировым и Симоном Ушаковым, ставившие проблему жизненного
правдоподобия
иконных изображений. В
уделял
светотеневой лепке формы,
изображения,
настойчиво добиваясь
В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет.
До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам,
и их работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших
в России
иностранцев, в портрете
живописи, точно фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры,
хотя трактовка одежд остается плоскостной, а изображение в целом –
застыло-неподвиж-ным.
Стенопись ярославских и
Москве, Ростове,
Романове и Борисоглебской
Сергиевой
лавре и других городах,
интересом окружающей действительности. Мастера умели придать
занимательность
и декоративность
многоцветным росписям, покрывающим стены и своды храмов живописным
ковром. Ряд
сцен слагается в
подмеченных бытовых деталей и с мотивами реальных пейзажей. Эти росписи,
так же
как иконы в ярославской
превосходных икон Семена Колмогородца, пронизаны оптимистическим
мироощущением людей, еще робко, но радостно открывающих красоту земной
жизни.
Искусство XVII в., преимущественно
повествовательное и
стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся
часто за
счет весьма свободного
насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес
художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажа
подготовили русское искусство к переходу на путь светского развития.
Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения
искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала,
которое несли с собой реформы Петра I.
Скульптура занимала особое
средневековья.
Официальная церковь
пережитку
идолопоклонства, но не могла
не считаться с ее
в народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил
народа
было особенно важно,
действенным проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают
сюжеты, которые
в народном сознании
высоким
нравственно-эстетическим
Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные
произведения
в металле: автопортрет
бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV
вв.; серебряная
фигура царевича Дмитрия
товарищами».
Встречается и скульптура в
камне: «Георгий» В. Д.
большие
памятные кресты с рельефами.
Как правило, деревянная
была полихромной. Локальная роспись темперными красками сближала ее с
иконой. Эта
близость усугублялась тем,
плоскость
обрамляющей изображение
фигуры, рассчитанные
на строго фронтальное
киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость объема, подкрепляя
друг друга, создают особую интенсивность декоративного звучания
скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощь
округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки,
обозначающие
одежды и доспехи,
непроницаемую твердость массы, по контрасту с которой тонко
моделированные
черты лица приобретают
выявляя
внутреннюю жизнь,
фигурах. Как и в живописи, в скульптуре возвышенная идея выражалась
ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутых композиций, наделяя телесный
облик святых
напряженной духовностью,
В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же
эволюцию, что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки
статических
фигур к большей
движения. Не связанные непосредственно с византийской традицией,
скульптура была свободнее в воплощении местного понимания идеалов
нравственной красоты и силы. В отдельных местных школах ощущаются
отзвуки дохристианских традиций. Эти традиции, хотя и вызывали
решительные меры со стороны церкви по их искоренению, нашли свое прямое