Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:03, контрольная работа
Культура народа является частью его истории. Ее становление тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Введение 3
1. Доктрина русской государственности. Начало книгопечания в Московии 4
2. Живопись, зодчество, литература 10
Тест: 25
Заключение 26
Список использованной литературы: 29
В Москве в 1535-1538 гг. архитектором Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы, - Китай-город. Третья линия каменных укреплений Москвы - Белый город (ныне Бульварное кольцо) была воздвигнута в 1585-1593 гг. Этими работами руководил городовых дел мастер Федор Конь. В 1595-1602 гг. он же построил Смоленский кремль, в архитектуре которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления. Последняя линия внешнего укрепления Москвы - деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо), «Скаредом» - была поставлена в конце XVI в. в связи с набегами крымских татар.
Монастыри, как и крепости, укреплялись мощными стенами и башнями. Такими были в Москве и ее окрестностях монастыри Новодевичий, Симонов, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере - Кирилло-Белозерский, Соловецкий и др.
На XVI в. пришелся невиданный ранее подъем публицистики. Один из самых замечательных и загадочных публицистов, достоверность сочинений которого и сама личность не раз вызывали сомнения, – Иван Пересветов, выходец из Литовской Руси, служивший в наемных войсках в Польше, Чехии и Венгрии. Приехав в Москву в конце 30-х гг. XVI в, во время боярского «самовластия» при малолетнем Иване IV , Пересветов принял активное участие в обсуждении животрепещущих вопросов русской жизни. Он подавал челобитные царю, выступал с политическими трактатами, писал публицистические произведения (сказания «о Магмет-салтане» и царе Константине Палеологе). Политический трактат Пересветова, содержащий обширную программу государственных реформ, облечен в форму большой челобитной Ивану IV (1540-е гг.). Писатель – убежденный сторонник сильной единодержавной власти. Его идеал – военная монархия, устроенная по образцу Османской империи. Основу ее могущества составляет военное сословие. Царь обязан заботиться о благополучии служилого дворянства. Предвосхищая опричный террор, Пересветов советовал Ивану IV покончить с помощью «грозы» с самоуправством вельмож, разорявших государство.
Централизация русских земель и государственной власти сопровождалась созданием обобщающих книжных памятников энциклопедического характера. Литература XVI в. словно подводит итог всему пройденному пути, стремится обобщить и закрепить опыт прошлого, создать образцы для будущих времен. У истоков обобщающих предприятий стоит Геннадиевская Библия 1499 г. Литературное собирательство было продолжено другим архиепископом Новгородским (1526–42) – Макарием, ставшим впоследствии митрополитом всея Руси (1542–63). Под его руководством были созданы Великие Минеи Четии – грандиозный свод душеполезной литературы в 12 книгах, расположенной в порядке церковного месяцеслова. Работа над макарьевскими Минеями, начатая в 1529/1530 г. в Новгороде и законченная около 1554 г. в Москве, велась почти четверть века. Один из виднейших эрудитов Древней Руси, Макарий объединил усилия известных церковных и светских книжников, переводчиков и писцов, создал крупнейший книжный центр. Его сотрудники занимались поисками рукописей, отбирали лучшие тексты, правили их, сочиняли новые произведения и создавали новые редакции старых памятников.
В 1547 и 1549 гг. Макарий провел церковные соборы, на которых было канонизировано 30 новых общерусских святых – на 8 больше, чем за весь предшествующий период. После соборов были созданы десятки житий и служб новым чудотворцам. Среди них была жемчужина древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (кон. 1540-х гг.) Ермолая-Еразма.
Произведение рисует любовь крестьянской девушки из Рязанской земли, дочери простого бортника, и муромского князя, – любовь, побеждающую все препятствия и даже смерть. Писатель создал возвышенный образ идеальной русской женщины, мудрой и благочестивой. Княгиня-крестьянка стоит неизмеримо выше бояр и их жен, не желавших примириться с ее низким происхождением. Ермолай-Еразм использовал народно-поэтические «бродячие» сюжеты о борьбе со змеем-оборотнем и мудрой, вещей деве, вобравшие в себя мотивы волшебной сказки. Его произведение перерабатывает те же мотивы, что и средневековые легенды о Тристане и Изольде, сербская юнацкая песня «Царица Милица и Змей с Ястребаца» и др. Повесть резко расходится с агиографическим каноном и потому не была включена Макарием в Великие Минеи Четии. Уже в XVI в. ее стали исправлять, приводя в соответствие с требованиями литературного этикета.
Макарий был вдохновителем церковного собора 1551 г., на котором были регламентированы многие стороны церковной, общественной и политической жизни Московского царства. Сборник соборных постановлений, расположенных в виде ответов церковных иерархов на сто вопросов царя Иван IV , получил название «Стоглав» и в течение века был основным нормополагающим документом Русской Церкви.
Митрополит Даниил, гневно обличавший в словах и поучениях людские пороки, был редактором-составителем обширной Никоновской летописи (кон. 1520-х гг.) – самого полного свода известий по русской истории. Памятник оказал большое влияние на последующее летописание. Он стал основным источником сведений по русской истории в грандиозном Лицевом летописном своде – самом крупном летописно-хронографическом произведении Древней Руси. Эта подлинная «историческая энциклопедия XVI в.», созданная по указу Ивана Грозного, охватывает всемирную историю с библейских времен до 1567 г. Она дошла до нашего времени в 10 роскошно украшенных томах, изготовленных в царских мастерских и насчитывающих более 16000 великолепных миниатюр.
Никоновская летопись использована также в знаменитой «Степенной книге» (1560–63). Памятник был составлен монахом Чудова монастыря духовником Ивана Грозного Афанасием (митрополит Московский в 1564–66), но идея принадлежала, очевидно, Макарию. «Степенная книга» – первый опыт изложения русской истории по генеалогическому принципу, в форме княжеских жизнеописаний начиная от крестителя Руси Владимира Святославича и до Ивана IV. Введением к «Степенной книге» служит «Житие княгини Ольги» в редакции Сильвестра, протопопа кремлевского Благовещенского собора.
Сильвестр считается редактором или автором-составителем «Домостроя» – строго и подробного «устава» домашней жизни. Памятник представляет собой ценнейший источник для изучения быта русских людей того времени, их нравов и обычаев, общественных и семейных отношений, религиозных, нравственных и политических взглядов. Идеал «Домостроя» – рачительный хозяин, который властно вершит семейные дела в соответствии с христианской моралью. Замечателен язык произведения. В « Домострое » в сложном сплаве слились особенности книжного языка, деловой письменности и разговорной речи с ее образностью и непринужденностью. Сочинения такого рода были распространены в Западной Европе. Почти одновременно с окончательной редакцией нашего памятника появилось обширное произведение польского писателя Миколая Рея «Жизнь хозяйственного человека» (1567).
Русские писатели понимали, что от сильной единоличной власти до «людодерства» Дракулы всего лишь один шаг. Они пытались ограничить «царскую грозу» законом и милосердием. В послании митрополиту Даниилу (до 1539) Федор Карпов видел государственный идеал в монархии, основанной на законе, правде и милости.
Памятниками религиозной борьбы являются трактат Зиновия Отенского «Истины показание к вопросившим о новом учении» (после 1566) и созданное приблизительно тогда же анонимное «Послание многословное». Оба сочинения направлены против беглого холопа Феодосия Косого, самого радикального вольнодумца за всю историю Древней Руси, создателя «рабьего учения» – ереси народных низов.
Литература первой трети XVI в. выработала несколько способов соединения русской истории с всемирной. Прежде всего, следует выделить Хронограф редакции 1512 г. (1-я четв. XVI в.), составленный племянником и учеником Иосифа Волоцкого Досифеем Топорковым. Это новый тип исторического труда, вводящий в русло всемирной истории историю славян и Руси, понимаемую как оплот православия и наследницу великих держав прошлого. Легенды о происхождении московских государей от римского императора Августа (через его мифического родственника Пруса, одного из предков князя Рюрика) и о получении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха объединены в «Послании о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, бывшего митрополита Киевского, и в «Сказании о князьях Владимирских». Обе легенды использовались в официальных документах и московской дипломатии XVI в.
Произведения,
представлявшие Русь последним оплотом
истинного благочестия и
Особое место в литературе XVI в. занимает творчество царя Ивана IV. Грозный представляет собой исторически колоритный тип самодержавного автора. В роли «отца Отечества» и защитника правой веры он сочинял послания, часто написанные знаменитыми «кусательными глаголами» «насмешливо-саркастической манерой» (переписка с Курбским, письма в Кирилло-Белозерский монастырь 1573, опричнику Василию Грязному 1574, литовскому князю Александру Полубенскому 1577, польскому королю Стефану Баторию 1579), давал наказные памяти, произносил пылкие речи, переписывал историю (приписки к Лицевому летописному своду, отразившие его политические взгляды), участвовал в работе церковных соборов, писал гимнографические произведения (канон Ангелу Грозному, воеводе, стихиры митрополиту Петру, сретенью иконы Богоматери Владимирской и др.), обличал чуждые православию догматы, участвовал в ученых богословских диспутах. После открытых прений с Яном Рокитой, пастором общины чешских братьев (ответвление гусизма), им был написан «Ответ Яну Роките» (1570) – один из лучших памятников антипротестантской полемики.
Живопись конца XV-XVI в. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Эти же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры.
Развертывается декоративно-прикладное искусство. Памятники XVI в. русской резьбы по дереву: Мономахов трон (1551) Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические - золотые и серебряные, широко применяются жемчуг, драгоценные камни. В XVI в. развивается и искусство литья: русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.
Выдающийся памятник прикладного искусства - царский венец - шапка Мономаха, которой впервые в истории Руси в 1547 г. венчался на царство Иван IV.
Культура
Московской Руси XIV-XVI вв. переживала подъем,
связанный с разгромом Золотой
Орды и созданием единого Русского
государства с центром в
Рост значения Москвы как центра объединенных Русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля - с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками. Московский Кремль стал символом Русской земли, выдающимся памятником не только русского, но и мирового значения, как и собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри. Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, мастер Дионисий. Сложились новые оригинальные направления в русском зодчестве.
Завершение формирования русской народности положило начало созданию общерусской культуры.
Собор, построенный зодчими Бармой и Постником.
Ответ: 2. Собор Покрова на рву в Москве.
Развитие культуры России XVI в., как и во все времена, была не только обусловлена социальным, экономическим, политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составной частью исторического развития в целом.
Культура - не обособленная грань общественной жизни, а одно из её проявлений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер развития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия.
Одним из самых значительных событий не только в истории культуры и всей жизни России XVI в. было появление русского книгопечатания. Оно было в значительной мере итогом предшествующего развития культуры XVI в., привлекшим к себе внимание исследователей В.Н.Татищева, В.С.Сопикова и др.
Ими выявлены и тщательно изучены как сами памятники первопечатания, так и исторические источники этой поры, разработан вопрос об условиях и предпосылках возникновения печатных книг на Руси, изучены связи русского книгопечатания с иноземным. И все же многое до сих пор остается в области предположений, так как причиной является полное отсутствие документов о зарождении книгопечатания.
В начале
XVI столетия в развитии русского зодчества
появляются признаки нового подъема. Прежде
всего они сказались в
Со всех сторон Кремль был окружен водной преградой: с южной стороны Москвой-рекой, с северо-западной - рекой Неглинной и с восточной - глубоким рвом. Ров, обнесенный каменными зубчатыми стенами, был вырыт у стен Кремля в 1508-1516гг. Он шел от Угловой Арсенальной башни, через всю Красную площадь, до Беклемишевской башни, соединяя реку Неглинную с Москвой-рекой.
Таким образом, Кремль представлял собой островную крепость. Для заполнения рва водой были устроены специальные запруды на реке Неглинной около Троицкого моста и Боровицких ворот. Одним из самых интересных явлений в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура 16 века.
Одним из крупных московских монастырей мастеров начала XVI в. был Дионисий (30-40 годы XV века – между 1503-1508). Он был мирянином знатного происхождения. Возглавлял большую артель, выполнял княжеские, монастырские, митрополичьи заказы вместе с сыновьями. Самым замечательным памятником Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря, работа над которым была исполнена Дионисием вместе с сыновьями летом 1502 года. Роспись посвящена теме Богородицы (около 25 композиций). Тема росписи-хвалебное песнопение (акафист). Здесь ни разу не встречается сцена смерти, Успение Богородицы.