Русский авангард

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:46, реферат

Краткое описание

АВАНГАРД РУССКИЙ (от фр. avant-garde – передовой отряд). Термин «авангард», обозначающий новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе, входит в употребление во Франции в середине 19 в. В 1885 французский публицист, историк искусства Теодор Дюре публикует серию статей об импрессионистах под названием Критика авангарда. При этом уже Бодлер не одобрял этого термина, считая его «слишком военным».

Вложенные файлы: 1 файл

РУССКИЙ АВАНГАРД.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Авангард  и революция. Едва ли не на следующий день после октябрьской революции на улицах Петрограда и Москвы появились транспаранты, выполненные профессиональными художниками. Судя по плакатам, афишам, открыткам, в период между двумя революциями в массовой художественной продукции господствовали банальные натуралистические формы, иногда с окраской модерна или лубка.

Однако уже  к первой годовщине революции  в монументально-декоративном искусстве побеждает единый стиль. Энергичные монолитные формы кубофутуристического стиля как бы призваны компенсировать нарастающий распад социальных, экономических и прочих структур. И Царь и Бог повержены; крушение традиционной картины мира означает торжество новой, которую готовил Век просвещения.

1 мая 1918 здания  на Дворцовой площади, Мариинский  дворец, здания Городской думы  и Публичной библиотеки в Петрограде  были украшены огромными живописными  композициями. Образы рабочего, крестьянина  и солдата монументальны, обобщены. На фотографии отчетливо видны украшения Мариинского дворца. На центральном панно с надписью «Стройте Красную Армию» – лубочное по стилю изображение солдата и крестьянина. В левой части – сложная композиция, выполненная в кубофутуристической манере. На фасаде Зимнего дворца со стороны площади – обобщенные монументальные фигуры рабочего и солдата, выполненные В.Козлинским, со стороны набережной – молотобоец Д.Штеренберга.

Рассказывая о  подготовке к празднованию первой годовщины  революции и 1 Мая, А.В.Луначарский писал: «И с каким восторгом молодежь отдалась своей задаче! Многие, не разгибая спины, работали по 14–15 часов над огромными холстами. И, написав великана крестьянина и великана рабочего, выводили потом четкие буквы: «Не отдадим Красного Петрограда» или «Вся власть Советам». Тут несомненно произошло слияние молодых исканий и исканий толпы» (Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1968. С. 209).

Художники, работавшие над оформлением панно, оказались  вовлеченными в это дело не только в силу личной склонности. Выход на авансцену в момент революции русского авангарда – результат естественного отбора. Его, так сказать, выбрала ситуация (чтобы не сказать – революция).

Многие из панно, украшавших здания на площадях Москвы и Петрограда, если судить по фотографиям, были настоящими шедеврами монументальной живописи, которые могли бы стать центральными экспонатами нынешних музеев современного искусства... Однако ни народ, ни сами вожди (мы знаем их высказывания об искусстве) не были готовы к тому обновлению, которого требовала от них Утопия.

Из всего предлагаемого  улицей многообразия форм (от натуралистических  и ампирно-героических до югендстиля) Утопии был ближе всего, конечно, стиль, сложившийся на почве авангарда. Говоря о майском убранстве Петрограда 1918, Луначарский пишет: «От кубизма и футуризма оставались только четкость, мощность общей формы да яркоцветность, столь необходимая для живописи под открытым небом, рассчитанной на гиганта зрителя с сотнями тысяч голов» (Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1968. С. 208).

А газеты в это  время в резких выражениях сообщали о «явной неудаче „левых"», о  том, что празднество городского пролетариата было скомпрометировано  футуристическим кустарничеством.

К 1921 стало ясно: мировая революция не состоялась, в 1924 был провозглашен курс, сформулированный И.Сталиным, на построение социализма в одной отдельно взятой стране. Это означало крах экспансии мировой революции. Может быть, и нет оснований говорить о прямой связи между авангардом и левой оппозицией, однако в главном они не расходились: они не принимали НЭП.

Ситуация НЭПа обнажила драматическое противоречие между свободой экономики и свободой культуры. Улучивший свой час, родившийся в краткий миг той свободы, имя которой – Анархия, авангард теперь оказался между Сциллой пошлости и Харибдой диктатуры. В финале он ушел без боя. Практически это было самоубийство: изменив идее свободы (изначально многие футуристы были анархистами), принеся ее в жертву солидарности в мнимой борьбе с мещанством, приняв сторону идеологического диктата, авангард проиграл обоим чудовищам.

В образованном НЭПом культурном пространстве возродились  прежние формы искусства, литературы, театра, кино. Они и дали структурную  основу художественной культуре социалистического реализма.

В начале 1930 Маяковский говорит: «Итак, то, против чего ты боролся  в течение двадцати лет, теперь победило».

В истории мирового искусства русский авангард являет собой последнюю ступень, которой  достигла классическая изобразительная  традиция. Стремления супрематистов лежали в иной плоскости. («Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не сознанного, – пишет Малевич. – Новая моя живопись не принадлежит Земле исключительно. Земля брошена, как дом, изъеденный шашлями. И на самом деле, в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение отрыва от шара Земли» (письмо К.С.Малевича к М.В.Матюшину. Июнь 1916 г. // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома. 1976. С. 192). Аскетическая эстетика конструктивизма коррелирует с этикой раннего большевизма. В конце концов, именно авангард создал образ человека-функции, представление о безличном человеческом факторе.

Как формообразующее  начало авангард 1920-х органично включен  в индустриально-урбанистический  процесс. Взаимодействие смелой художественной интуиции с высокоцентрализованной наукой и техникой могло дать в дальнейшем непредсказуемые результаты. Конечно, при совместимости Утопии с реальностью, которая стала бы питательной средой для проектов и фантазий Малевича, Родченко, Лисицкого, Чашника, Чернихова; которая строилась бы по супрематическим законам, порождающим идеально правильный, математически выверенный, совершенный мир.

Искусство супрематизма, конструктивизм, убеждает своим холодным бесстрашием и безупречной генеалогией, показывающей, как органично, подобно кристаллу, вырастает этот стерильный мир, населенный бессмертными антропоморфными знаками.

Конец авангарда  означал переход от мифа планетарного строительства к строительству  социализма в одной стране и мощь государства.

Искусство авангарда  не нашло места в контексте  Нового общества. Оно уступило место  искусству старой академической  школы.

Еще в начале 1920-х появляются признаки несовместимости  метафизических устремлений, свободного формотворчества с этатизированной культурой. Первый документ, в котором говорится о недопустимости «чистого формотворчества», появился в Москве в конце 1921 за подписью пяти художников – сотрудников Института художественной культуры. Задачей искусства они провозглашали производство или проектирование материальных благ. Уже в 1919–1920 Малевич и его окружение ссылались на экспериментальную функцию художественного творчества.

В это время  рождаются концепции конструктивизма, имеющего больше шансов на выживание  в новых условиях.

Виль  Мириманов

ЛИТЕРАТУРА

Неизвестный русский авангард / Автор-составитель А.Д.Сарабьянов. М., 1992 
Великая утопия. Русский и советский авангард 1915–1932. М., 1993 
Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932. Т. 1. СПб., 1996

Содержание:

АВАНГАРД  РУССКИЙ

НародЗападМестные истоки русского авангардаФормотворчествоАвангард и революцияЛитература

Информация о работе Русский авангард