Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:21, реферат
Целью работы является оценка эстетического искусства в пользу русского драматического театра в начале XX века.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
Рассмотреть исторические этапы в истории русской драматической сцены;
Советский театр 30-80-х годов;
Театр сегодня.
Введение………………………………………………………………..3
Исторические этапы в истории русской драматической сцены……6
Советский театр 30-80-х годов. Основные тенденции……………...7
Театр сегодня………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………14
Библиографический список………………………………………….15
Однако,
в отличие от ленинградской ситуации,
в Москве появился ряд интересных
режиссерских эстетик с ярко выраженной
индивидуальностью. Николай Павлович
Охлопков в театре им. Маяковского
разрабатывал героико-романтическую
тему. После его кончины режиссерскую
эстафету принял Андрей Александрович
Гончаров, мастер броских театральных
решений. Вахтанговские традиции яркой
театральной условности разрабатывал
Рубен Николаевич Симонов. В Центральном
театре Красной армии (сегодня –
Центральный академический
С одной
стороны, театральные успехи российских
театров 1960–1980-х завоевывались нелегко.
Нередко лучшие спектакли выходили на
зрителя с большим трудом, а то и запрещались
из-за идеологических соображений, а награды
и премии получали спектакли средние,
но идеологически выдержанные. С другой
стороны, полуофициальный статус театра-«оппозиционера»
практически всегда придавал его спектаклям
дополнительный «зрительский капитал»:
они изначально получали больший шанс
прокатного успеха и причисления к творческим
победам (часто невзирая на реальный художественный
уровень). Об этом свидетельствует история
Театра на Таганке: любой спектакль первого
«любимовского» периода в либеральной
среде считался гениальным, профессиональная
критика недостатков чаще всего расценивалась
как штрейкбрехерство. На российской сцене
того времени царило иносказание, намек,
аллюзии с современной действительностью
– это было залогом зрительского успеха.
При этом не стоит забывать, что в общественной
ситуации государственных театров все
театральные эксперименты (в т.ч. и политические)
финансировались государством. К началу
1980-х для полуопальной Таганки было построено
новое театральное здание с современным
техническим оснащением. Зачастую политические
и социальные критерии в оценке спектаклей
часто перевешивали художественные –
как в официальной, так и в неформальной
оценке. Взвешенное, адекватное отношение
к спектаклям того времени было практически
невозможным. Тогда это понимали очень
немногие.
Театр сегодня
Смена политической формации в начале 1990-х и длительный период экономической разрухи кардинально изменили жизнь российского театра. Первый период ослабления (и после – и отмены) идеологического контроля сопровождался эйфорией: теперь можно ставить и показывать зрителям что угодно. После отмены централизации театров во множестве организовывались новые коллективы — театры-студии, антрепризы и т.д. Однако выжили в новых условиях немногие из них – выяснилось, что, кроме идеологического диктата, существует диктат зрительский: публика будет смотреть только то, что она хочет. И если в условиях государственного финансирования театра заполнение зрительного зала не слишком важно, то при самоокупаемости аншлаг в зале – важнейшее условие выживания. В этих условиях особенно востребованной в театре могли бы стать профессии менеджера и продюсера, которые, кроме изучения зрительского спроса, занимались бы поиском спонсоров и инвесторов. Однако на сегодняшний день самыми талантливыми и успешными театральными продюсерами становятся режиссеры и актеры (один из примеров – Олег Табаков). По-настоящему талантливые режиссеры (особенно сочетающие творческую одаренность с умением вписаться в ситуацию рыночной экономики) смогли «уцелеть» и получили возможность полного раскрытия своих идей. Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. Наряду с признанными мастерами – Петром Фоменко, Валерием Фокиным, Олегом Табаковым, Романом Виктюком, Александром Калягиным, Галиной Волчек успешно работают Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Иосиф Райхельгауз, Константин Райкин, Сергей Арцибашев, а также еще более молодые и радикальные авангардисты: Борис Юхананов, Анатолий Праудин, и др. Активно развивается смежное с театром направление хепенинга и инсталляции. И.Эппельбаум, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментирует со всеми компонентами зрелища в своем театре «Тень». Евгений Гришковец изобретает свою театральную эстетику. С 2002 открылся проект Театр.doc, построенный на отказе от литературной основы спектаклей: материалом для них служат расшифровки реальных интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат и герои будущих постановок. И это далеко не все сегодняшние театральные эксперименты. Новому витку развития российского театра во многом способствовал доступ к мировой культуре и ее театральному опыту, что помогает осмыслению собственной работы и переходу на следующую ступень.
Сегодня
широко обсуждается необходимость театральной
реформы. Впервые вопрос о насущной потребности
театральной реформы был поднят в начале
1980-х. Правда, тогда она была связана преимущественно
с потребностью изменения трудового законодательства
работы актеров. Дело в том, что в труппах
государственных театров, наряду с востребованными
актерами, существовало немало тех, кто
годами не получал ролей. Однако уволить
их было невозможно, а значит, и наем новых
членов труппы был невозможным. Министерство
культуры РСФСР, в качестве эксперимента,
в начале 1980-х в отдельных театрах ввело
т.н. систему переизбрания, когда контракт
с актерами заключался лишь на несколько
лет. Эта система тогда вызвала множество
дебатов и недовольств: главным аргументом
против нее был упрек в социальной незащищенности.
Однако смена политической формации России
уничтожила актуальность такой реформы:
рыночная экономика сама начала регулировать
численность театральных трупп.
Заключение
Жизнь театра непрерывна - всё время рождаются новые интересные пьесы и спектакли. В этом непрестанном развитии, обновлении, движении вперёд – одна из характерных особенностей нашего искусства. В нём художественно отразилась жизнь и борьба нашего народа, перемены в сознании, духовном мире, социальной психологии людей, запечатлелся драгоценный творческий опыт К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда и других.
Современность – душа театрального драматического искусства.
Актёр не может творить без контакта со зрителями, его смотрят и оценивают сегодня, следовательно, его искусство должно отвечать мыслям, чувствам, вкусам сегодняшних зрителей. Театр, который не желает пустовать, который хочет волновать, потрясать и воспитывать, обязан чётко слушать пульс своего времени, чтобы иметь возможность и право вести зрителей за собой.
Путь, пройденный нашим драматическим театром, свидетельствует о том, что искусство драматического театра только тогда отвечает своим целям, когда оно связано с жизнью и борьбой народа, когда спектакли его пронизаны большой правды жизни. Сила нашего театра – в его стремлении быть на переднем крае борьбы за лучшее будущее, в богатстве и многообразии творческих поисков, которые ведут непохожие и разные, но идущие к одной цели мастера советского театра.
Очень
хорошо сказал К.С. Станиславский: «Лучше
всего, когда в искусстве живут, чего-то
домогаются, что-то отстаивают, за что-то
борются, спорят, побеждают или, напротив,
остаются побеждёнными. Борьба создаёт
победы и завоевания. Хуже всего, когда
в искусстве всё спокойно, всё налажено,
определено, узаконено, не требует споров,
борьбы, поражения, а следовательно, и
побед». Нашему театру это не угрожает.
Он спорит, бурлит, борется, он добивается
новых творческих побед.
Библиографический список