Рыцарская культура и ее отражение в эпосе, легендах, лирике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междуусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что же может привлекать нас, людей ХХ века, в той далекой и мрачной эпохе?

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Истоки средневекового рыцарства и его основные черты…………………..4
Легенды артурского цикла, лирика трубадуров и миннезингеров: содержание и значение……………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Культорология - Реферат.docx

— 55.99 Кб (Скачать файл)

 

Это откровенно эротическое стихотворение  сделано очень искусно. В образе влюбленной женщины, полной гордости за свое чувство, в лирическом пейзаже, в гениально простых выражениях сказывается одновременно и феноменальная изощренность мастерства автора, и подлинная народность его поэтики. Грех прекрасен и радостен, откровенен и целомудрен. Добиться такого яркого выражения столь противоречивых понятий может только гений.

Итак, Вальтер вырывается из клетки класса, сословия, великолепно говорит на общем для нации языке, собственно первым-то и делая его общим для нации, как позже сделает в Италии Данте, в Англии - Чосер и Шекспир, в России - Пушкин. И еще: возлюбленная у Вальтера - уже не дама, и не пастушка, а просто - женщина, искренняя и самоотверженная, любящая и живая. Так и хочется сказать: первая героиня демократической литературы.

Став народным любимцем, Вальтер  фон дер Фогельвейде тем не менее остался, можно сказать, одинокой скалой в миннезанге, в целом все же пошедшим вслед за трубадурами.

Во второй половине XIII в. миннезанг  стал клониться к закату. Одно из совсем немногих замечательных явлений этого периода - творчество бродячего поэта Тангейзера, героя популярной легенды, изображающей его возлюбленным самой Венеры, и позже прославленного в опере Вагнера. Вот его стихи в переводе Н. Гребельной.

Ловко в мае пелось, 
Пел я, как хотелось,  
Слышно далеко.  
Юные просили 
Песен в дни весны.  
Под ветвистой кроной 
Я свои канцоны  
Складывал легко.  
Да, меня любили 
И со мною были 
Веселы, вольны.  
Как жилось отрадно,  
Как певалось ладно!  
Ах, но минул сон:  
И поет нескладно 
Тот, кто был изрядно 
Прежде одарен.  
Но свой дар промотал 
Вскорости нещадно.  
Теперь я тяжко, трудно 
Слагаю эту песню.  
Душа ее пуста.

 

Миннезанг умирал, вырождался. На смену  ему приходил то так называемый деревенский миннезанг, где словами высокой лирики описывались сельские будни: драки, попойки и т.п. Однако в жизни существуют знать и крестьяне, а пейзан не существует, значит, и подобная литература вряд ли жизнеспособна. Да и времена рыцарей уходили в прошлое, о чем блестяще сказал швейцарский поэт Бертольд Штейнмар, представив нам рыцаря, так сказать, декадентского образца.

<...> Воротами стал мой  рот: 
Сквозь меня куда-то прет 
Снедь с вином в охотку.  
Ей с дороги не свернуть,  
Здесь один проезжий путь:  
Славлю эту глотку.  
Как-то раз я съел гуся,  
    он прошел совсем не туго.  
Послужить возьми меня,  
    осень, милая подруга.  
Вся душа горит, поверь.  
Ну-ка! Укажи, куда ей 
    спьяну выпрыгнуть теперь.  
(Пер. Н. Гребельной)

 

Вот что остается от высокого рыцарского служения в эпоху, когда подлинным властелином мира начинает становиться желтый дьявол.

Миннезанг быстро превращался в  искусство прошлого, на смену ему  приходил мейстерзанг - поэзия и песня городского люда, дитя бюргерской культуры. И если, рассуждая о французской средневековой литературе, можно говорить о взаимовлиянии и взаимодействии рыцарской и городской культуры, то в немецких землях существовало их осознанное последовательное противостояние, выражающееся не только в отстаивании своих идеалов, но в прямом и жестоком пародировании ведущих жанров куртуазной литературы: и лирики, и романа. [4]

Однако о мейстерзанге и его гениальном лидере Гансе Саксе речь у нас еще впереди, поскольку они представляют уже совсем иную культурную эпоху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с XV века. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XVвеке), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII веках рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства.

Рыцарство не было бы жизненным идеалом  в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетическом смысле. Именно на прекрасных преувеличениях основывалась сила рыцарского идеала. Немало требовалось притворства, чтобы поддерживать в повседневной жизни фикцию рыцарского идеала - писал Хёйзинга. Поэтому не нужно было ждать XVIII века с его осуждением всего напоминавшего средневековье, чтобы убедиться, насколько требования рыцарской идеологии расходились с действительностью. Рыцарство критиковали: тогдашнее духовенство, менестрели, мещане, крестьяне и сами рыцари.

В первой половине XV века отношение крестьянина к рыцарю находит свое выражение в беседе господина с крестьянином, приведенной у Алена Шартье, и вряд ли это был первый документ, содержащий жалобы крестьянина на своего господина. ''Трудом моих рук питаются бессовестные и праздные, и они же преследуют меня голодом и мечом... Они живут мною, а я умираю за них. Им полагалось бы защитить меня от врагов, а они - увы - не дают мне спокойно съесть куска хлеба".

Другие обвиняли рыцарей в жадности, грабежах, в разврате, в нарушении  клятв и обетов, в избиении жен, в превращении турниров в доходный промысел - охоту за доспехами, оружием и лошадью побежденного рыцаря. Сожалели о невежестве рыцарей, которые в большинстве своем были неграмотны и должны были посылать за клириком, получив какое-либо письмо. Аристократия, бывало, гордилась своим невежеством; и даже, рассказывают, были такие, что утверждали, будто знающий латынь не может быть дворянином. Не приходится сомневаться, что рыцарский идеал не был интеллектуальным. Зато он предполагал богатую эмоциональную жизнь.

Кажется, дух средневековья с  его кровавыми страстями мог  царить лишь тогда, когда возвышал свои идеалы: так делала церковь, так было и с идеей рыцарства.

''Без такого неистовства в  выборе направления, которое захватывает  и мужчин и женщин, без приправы  из фанатиков и изуверов нет  ни подъема, ни каких-либо достижений. Чтобы попасть в цель, нужно  целиться несколько выше. Во всяком деянии есть фальшь некоего преувеличения''.

Чем больше культурный идеал проникнут  чаянием высших добродетелей, тем  сильнее несоответствие между формальной стороной жизненного уклада и реальной действительностью. Рыцарский идеал  с его все еще полу религиозным содержанием можно было исповедовать лишь до тех пор, пока удавалось закрывать глаза на реальное положение вещей, пока ощущалась эта всепроникающая иллюзия. Но обновляющаяся культура стремится к тому, чтобы прежние формы были избавлены от непомерно высоких помыслов. Рыцаря сменяет французский дворянин XVII века, который, хотя и придерживается сословных правил и требований чести, более не мнит себя борцом за веру, защитником слабых и угнетенных. Тип французского дворянина сменяется ''джентльменом'', также ведущим свою родословную от средневекового рыцаря, но являющегося более сдержанным, утонченным и интеллектуальным. В следующих одна за другой трансформациях рыцарского идеала он последовательно освобождается от поверхностной шелухи, по мере того как она становится ложью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Кидини Ф., Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кидини – М., 1987.
  2. Михайлов А.Д., Роман и повесть высокого средневековья / А.Д. Михацлов// Средневековый роман и повесть – М., 1974.
  3. Мортон А., От Мэдори до Элиота/ А. Мортон – М., 1974.
  4. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов – М., 1974.
  5. Оссовская М., Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали/ М. Оссовская – М., 1987.
  6. Народная культура средневековья, - М., 1988.

Информация о работе Рыцарская культура и ее отражение в эпосе, легендах, лирике