Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:03, реферат
Культура – это определенный опыт деятельности людей, который передается от одного поколения к другому, развиваясь и обогащаясь.
Говоря о структуре культуры, прежде всего, подразумевают ее деление на материальную и духовную. Под материальной культурой обычно понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Материальная культура – это создание не столько вещей, сколько условий человеческого существования.
Введение…………………………………………………………………..3
I. Познание мира. …………………………………………………………4
II. Первобытное искусство. ………………………………………………6
III. Первобытная религия. ……………………………………………….11
IV. Заключение……………………………………………………………..16
V. Список использованной литературы…………………………………..17
[3]
10
III. Первобытная религия.
Впервые с предельной ясностью
дали исчерпывающее определение
религии, вскрыли корни и показали
ее сущность основоположники марксизма-
Одной из причин зарождения религии, как установил В. И. Ленин, было «бессилие дикаря в борьбе с природой», обусловленное низким уровнем развития производительных сил общества. Ко времени появления религии человечество накопило определенные знания, но многого еще не могло понять. Вместе с тем люди достигли такой ступени интеллектуального развития, когда появилась потребность объяснить все, с чем им приходилось сталкиваться, в том числе и то, что им было непонятно и заставляло ощущать свое бессилие. Не зная действительных причин явлений природы, различных сторон жизни, человек начал давать им фантастические объяснения, порождая тем самым несуществующий мир сверхъестественных сил. Таким образом, одного бессилия в борьбе с природой недостаточно для появления религии. Древнейшие люди были более беспомощные перед силами природы, религиозные же представления у них отсутствовали. Следовательно, превратное мировоззрение могло зародиться в связи с процессом познания окружающей действительности, с развитием абстрактного мышления.
О времени появления религиозных представлений судят в основном по захоронениям людей. Науке известно около двадцати ранних неандертальских погребений. Сейчас эти погребения считаются преднамеренными. Располагались они в пещерах, служивших жильем целой группе людей. Умершие помещены в неглубоких, нечетко очерченных ямах в полу пещер, со слегка подогнутыми коленями, в позе спящего на боку. Сверху труп засыпался землей и камнями. Костяки, как правило, ориентированы по сторонам света – по линии восток – запад, т. е. с учетом движения солнца. Перечисленные данные свидетельствуют о появлении у неандертальцев зачатков религиозных
11
представлений (магия, солнечный и погребальный культы). Неоспоримые материалы о религиозных верованиях относятся к позднему палеолиту.
Одной из форм первобытных религий является тотемизм – вера в родственную связь групп людей с каким-либо видом животных, рыб, растений, который считается “тотемом” данной группы и наименование которого она носит. Тотемизм возник на охотничье-собирательской стадии хозяйственного развития, когда человек не выделял себя из окружающего мира. Появление тотемизма относят ко времени возникновения родового строя. Занятием людей этого периода была охота, поэтому роды чаще всего носят имена животных. В основе выбора тотемного животного лежали такие материальные причины, как обилие того или другого зверя в местности. На ранней стадии тотемизма нельзя было убивать и есть мясо тотема. Священное животное убивали и съедали только во время обрядовых церемоний. Так стали возникать табу, развившиеся в религиозную систему запретов, сохранившихся до настоящего времени в современных религиях. Например, нельзя есть продукты животного происхождения в постные дни у христиан. В дальнейшем остается только запрет на употребление в пищу отдельных органов животного-тотема – сердца, печени и т. д. Табу регламентировали хозяйственную, социальную и культурную жизнь рядовой общины. Табу являлось формой, в которую облекался долг. Тотемные группы заботились о размножении животных-тотемов, прибегая к запретам массового их истребления. В их честь устраивались празднества, на которые люди подражали тотему, переодевались в шкуру тотемного животного. Пережитки тотемизма сохранились до недавнего времени у многих народов.
В период материнской родовой
общины развился культ женщины-правительницы,
сохранявшийся в
Наряду с тотемизмом в первобытном обществе имелась другая форма религии, названая анимизмом (лат. anima, animus – душа, дух) – термином,
12
введенным в науку английским
ученым Э. Тэйлором. Анимизм – вера
в сверхъестественные существа в
виде заключенных в какие-то тела
душ и самостоятельно действующих
духов. Зародышевый анимизм не знал
особого представления о душе,
отделяющейся от тела и самостоятельно
существующей. Душа отождествлялась
с дыханием и считалось воплощением
жизни. С прекращением дыхания, т. е.
уходом души, прекращалась жизнь физически
и духовно. Впоследствии развилось
представление о
Понятие ‘фетишизм” как форму первобытной религии ввел научную литературу в XVIII в. французский ученый Ш. де Бросс. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Поэтому отдельные предметы люди носили с собой, думая, что они предохраняют их от бед.
С вышеназванными религиозными представлениями была связана магия – вера в способность человека особым образом воздействовать (с помощью особых действий, слов) на окружающий мир: людей, животных, растения, явления природы.
Магия оказывала большое
влияние на все стороны жизни
первобытного человека. Она даже
поставила себе на службу
13
использовалась для охраны (охранительная), лечения недугов (лечебная). Развилась вредоносная магия и др. Каждая из этих категорий магии имела свои материальные корни, связанные с конкретными условиями жизни. Древнейшие магические действия носили коллективный характер и воспроизводили производственный процесс. В дальнейшем они монополизировались шаманом, жрецом и становились более утонченным средством воздействия на сверхъестественный мир, туманнее становилась их связь с производством.
Постоянно сталкиваясь с непонятными явлениями, приписывая их действиям духов, человек старался жить с ними в ладу, склонить их на свою сторону и задобрить. Приступая к еде, люди кормили духов, имевших, по их представлениям, те же желания, что и они сами. Оставленная в определенном месте пища называлась жертвой, а ее приношение духам – жертвоприношением. Человек приносил в жертву то, что ел сам. Первобытный человек относился не одинаково к духам: одних боялся, других нет.
Первоначально в религии отсутствовало деление духов на высших и низших. Объясняется это тем, что в обществе еще не было имущественного и социального неравенства.
Обращаясь к духам, первобытный
человек пытался с помощью
слова заставить духов
С развитием земледелия и скотоводства зародились культы природы. Страх людей перед грозной природой вызвал желание как-то умилостивить ее. Люди стали поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Позднее в соседской общине развились культы плодородия, широко известные в образах умирающих и воскресающих духов. Усиление роли вождя племенного союза в период военной демократии привело к развитию культа вождя. Впоследствии
14
культы вождей и различных сил природы превратились в культы богов, возник политеизм (греч. poly – много, theos - бог).
Первобытные формы религии заключают в себе не только фантастические представления, но и культовую практику (совершение религиозных церемоний), которая не составляла тайны и была доступна каждому. С усложнением культа важнейшие священнодействия совершались старейшинами родов, а в период распада родового строя появились жрецы, монополизировавшие культовую практику, положительные знания, толкование обычаев.
[3]
15
Заключение
Следует подчеркнуть, что охарактеризованные выше направления не исчерпывают всего многообразия подходов в исследовании сущности и развития первобытной культуры.
Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры, - это человек как родовое существо.
16
Список использованной литературы
1. Пигалев А.И. Культурология В., 2000.
2. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира.// Первобытное общество
и древний восток. М., 1985.
3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
.
17
Информация о работе СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ