Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа
С древнейших времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и запоминающихся. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции присущие каждому народу. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи. Свадьба, одно из немногих событий, которое останется в памяти очень и очень надолго.
Введение ------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. «Время играть свадьбы» ------------------------------------------ 4
Глава 2. «Досвадебные обряды. Сватовство». ----------------------------- 6
Глава 3. «Невеста». -------------------------------------------------------------- 7
Глава 4. «Предсвадебные обряды. Пропой и сговор». -------------------- 8
Глава 5. «Девичник». -------------------------------------------------------------
Глава 6. «Накануне свадьбы». -------------------------------------------------
Глава 7. «Венчание». -----------------------------------------------------------
Глава 8. «Первая брачная ночь». -----------------------------------------
Глава 9. «Послесвадебные обряды. Второй день. Третий день». ----
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Липецкий государственный технический университет»
ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КУЛЬТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Свадебные обряды, принятые на Руси.
Выполнил:
Студентка 2 курса
направления «Реклама и связи с общественностью»
Группа РС-11
Ченадец Маргарита Сергеевна
Проверил: к.п.н, доцент кафедры культуры
Бочарова Т.И.
Липецк 2012
Содержание:
Введение
------------------------------
Глава 1. «Время играть свадьбы»
------------------------------
Глава 2. «Досвадебные обряды. Сватовство». ----------------------------- 6
Глава 3. «Невеста». ------------------------------
Глава 4. «Предсвадебные обряды. Пропой и сговор». -------------------- 8
Глава 5.
«Девичник». ------------------------------
Глава 6.
«Накануне свадьбы». ------------------------------
Глава 7.
«Венчание». ------------------------------
Глава 8.
«Первая брачная ночь». ------------------------------
Глава 9. «Послесвадебные обряды. Второй день. Третий день». ----
Введение:
С древнейших времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и запоминающихся. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции присущие каждому народу. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи. Свадьба, одно из немногих событий, которое останется в памяти очень и очень надолго.
К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции Руси позабыты. Не ходят свахи в высватанных кашемировых шалях. Не слышен плач дочерей, прощающихся с родным домом. Никто больше не выкупает кругляк…
Интерес к свадьбе по всем обычаям понемногу оживает и целью курсовой будет напомнить современному, живущему в бешеном ритме, шумящем нано технологиями и электроникой миру о том, как прекрасен настоящий свадебный обряд, выполненный согласно традициям. В курсовой работе будет подробно описано, как играли свадьбы наши исторические предки.
Глава 1. «Время играть свадьбы»
Никогда не назначали свадьбы на время постов (лишь за редкими исключениями). Так же чурались проводить свадьбы в среду и пятницу, т.к. это постные дни недели.
Не
подходила для свадьбы и
Старались избегать также месяца мая, чтобы всю жизнь не маяться.
В итоге, самым подходящим временем, в которое и проводилось большинство свадеб, считались осенние и зимние мясоеды.
Осенний мясоед начинался с Успения (28 августа) и продолжался до рождественского (Филиппова) поста (27 ноября).
Зимний мясоед начинался с Рождества (7 января) и продолжался до Масленицы (длился от 5 до 8 недель).
Это был самый свадебный период в году, за это его и называли свадебник, или свадебнец. Свадебник начинался на второй или третий день после Крещения, потому что в великие праздничные дни, опираясь церковный устав, священникам запрещалось венчать.
В весенне-летнее время года свадьбы справлялись, начиная с «Красной горки» (первого воскресенья после Пасхи) и продолжалась свадебная пора до Троицы. Летом был еще один мясоед, он начинался с Петрова дня (12 июля) и продолжался до Спаса (14 августа). В это время (особенно в июле) тоже было принято играть свадьбы.
Свадебные обряды для тех, кто вступает в первый, второй и третий брак разные и имели свои особенности. Если вступающие во второй брак были оба вдовыми, то на них не возлагались венцы. Третий брак проходил без венчания, позволительно было только молитвословие; и вообще церковью не одобрялся. «Первый брак закон, второй — по нужи прощение слабости ради человеческой, третий — законопреступление, четвертый — нечестье, понеже свинское есть житие».
Вывод к 1 главе: На Руси день свадьбы выбирался с особой строгостью. Учитывалось абсолютно все: время постов, церковные праздники и даже дни недели.
Свадебный цикл обычно делился на несколько этапов:
Глава 2. «Досвадебные обряды. Сватовство».
Сватами были либо родственники жениха (отец, крестный, крестная, дядя), либо специально приглашенные свахи.
Сваха должна была не только совершать само сватовство, но и подобрать предварительно невесту, выяснить, какое приданое дается за неё и в чем оно состоит: в одежде, деньгах или землях. Кроме того, через сваху жених мог узнать, насколько красива или безобразна девушка и каков у нее характер, ведь зачастую, увидеть друг друга молодые люди могли только в день свадьбы.
В случае если дело «связывалось», сваха получала от семьи жениха вознаграждение. Размеры его зависели от зажиточности семьи. Помимо этого, обязательным подарком свахе была кашемировая шаль. Чем больше было у свахи высватанных шалей, тем популярнее она была в городе и тем большим уважением пользовалась.
Считалось, что, как и какие-либо свадебные дела, так и сватовство в среду и пятницу не следует затевать, так как эти дни неблагоприятны для брака. Следили и за тем, чтобы и сватовство, и свадьбы, не приходилось на 13-е число. Однако, такие нечетные числа, как 3,5,7, 9, для сватовства и свадьбы считались счастливыми.
Сватать, как правило, отправлялись после заката. После ухода сватов, нужно было связать все кочерги и ухваты в единое — для удачи в деле и для единения семей.
Идя со сватовством, сваха должна была стараться по дороге ни с кем не встречаться и молчать. Подойдя к дому, она сначала незаметно касалась рукой или плечом дверного косяка и только потом стучала в дверь. Получив разрешение войти в дом, входила, крестилась на образа и только потом начинала разговор.
Сваха
во время разговора обычно старалась
незаметно коснуться ножки
Войдя в дом, вели разговоры на посторонние темы и лишь гораздо позже переходили к сватовству в иносказательной форме: «ищем телочку (овечку), не заблудилась ли» или «хотим купить телочку», «у вас товар, у нас купец», «у вас куничка, у нас охотник» и т.д.
В первый день сватовства выясняли, согласна ли семья выдать невесту замуж, и в случае положительного ответа родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестясь на образа и на этом расставались.
Вечером того же дня или на следующий день договаривались о дне смотрин, которые устраивали, обычно, через неделю после сватовства в доме невесты.
В случае отказа сваты закрывали дверь спиной. Считалось, что это мешало девушке в дальнейшем выйти замуж.
Вывод ко 2 главе: Чаще всего сватами ставили самых уважаемых родственников со стороны жениха. Иногда сами родители жениха брали на себя эту роль. Но существовали и свахи, которые почти профессионально занимались этим делом.
Свахами обычно становились общительные и предприимчивые женщины среднего и пожилого возраста — из мещанского и купеческого сословий. В основном это были одинокие вдовы, для которых сватовство было ремеслом, приносящим доход. Сваха хорошо знала всех женихов и невест своего круга, их возраст и условия, которые ставила та или иная сторона, роспись приданого, которое давали за невестой. Все необходимые сведения о женихах и невестах свахи собирали в результате личных наблюдений и контактов с семьями или за небольшое вознаграждение получали их от посредников: домашней прислуги, всякого рода приживалок, гадальщиц, дворников и даже квартальных надзирателей.
Глава 3. «Невеста».
Изначально дети это род родителей, но вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому истинный смысл выражения «выйти замуж» — выйти из своего рода, покинуть его.) Девушка «умирала» в прежнем роду, что бы «снова родиться» в другом, уже замужней женщиной. Поэтому и повышенное внимание к ней на свадьбах. И именно отсюда пошел обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия — это знак рода.
Платье
Белое платье на невесте символизирует чистоту, её невинность и целомудренность. Но на Руси белый цвет являлся еще и цветом траура, цветом прошлого, цветом памяти и забвения. Помимо белого, еще одним «траурно-свадебным» цветом был... красный. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — пела дочь, которая не хотела уходить из родного дома к чужим людям. Поэтому историки склонны считать, что белое или красное платье невесты — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. На протяжении всего свадебного периода невеста несколько раз меняла наряд. Она бывала в разных платьях на девичнике, венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы.
Головной убор
Головной убор невесты в крестьянской семье представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делали его девушки перед свадьбой, принося свои ленты. Иногда венки покупали или даже передавали с одной свадьбы на другую. Белая фата, как и белое платье, прочно вошли в обиход лишь в 60-е годы XX века вместе с распространением обряда торжественной регистрации. Во избежание порчи невеста ехала к венцу накрытая большим платком или покрывалом так., чтобы лица не было видно. Сверху на платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину. Невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета, считалось, вело к всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти. По этой причине невеста надевала фату, а молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере, невеста) на всем протяжении свадьбы.
Прощание с косой
С языческих времен сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. Если же девушка убегала с любимым против воли родителей, молодой муж обрезал девичью косу и предъявлял ее новоиспеченным тестю и теще вместе с выкупом за «умыкание» девушки. В любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила», заключенная в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с нее головной убор, значило нанести серьезный ущерб ее семье, оскорбить ее саму и нажить серьезные неприятности.
Вывод. Ставшее таким распространённым белое свадебно платье, изначально, было платьем скорби, платьем плача. Фата же являлась не аксессуаром, а скорее своеобразной защитой от сглаза и дурного слова. По этой же причине на самом торжестве молодые не ели и держали друг друга за руки через ткань.
Глава 4. «Предсвадебные обряды. Пропой и сговор».
Затем, после сватовства в доме невесты устраивали пропой (запой, запитушки, запивки, пропойцы, пропиванки) и сговор (своды). На них собиралась ближайшие родственники жениха и невесты. Пропой и сговор играли роль помолвки и являлись как бы символическим актом, закрепляющим семейное решение о заключении брака.
На пропое родня жениха и невесты знакомилась, оговаривались условия заключения брака, материальные затраты на свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники.
Обычно сначала родственники
жениха угощали родню невесты
привезенным с собой обедом, потом
со столов убиралось женихово угощение,
стол накрывала невестина родня
и усаживала родственников
В начале XX века сговор чаще соединяли с пропоем, отдельные его моменты могли исполняться на девичнике.
Условившись о приданом, лица, участвующие при сговоре, писали взаимное обязательство о выдаче приданого и совершении брака в назначенный день. Если невеста не была прежде замужем, то ее отец и родственники обязаны были удостоверить в ее непорочности.
К сговору приглашались ближайшие приятели. Отец вызывал свою дочь из комнаты. Она выходила, закрытая фатой, ее спрашивают (почти так, как это делали древние римляне), желает ли она такого-то. Если она отвечала утвердительно, то отец ударял ее тихонько новой плеткой, приговаривая: «Любезная дочь. Вот последние удары, получаемые тобой от меня, под властью которого ты доселе состояла: твой присущий муж займет теперь мое место и отныне сам, если ты не будешь повиноваться ему, будет тебя наказывать». После чего передавал плетку в руки зятя, который принимал этот подарок, но дарил своей невесте поцелуй.
По окончании переговоров вступающие в брак посылали друг другу подарки, сначала невеста, потом жених, но не виделись до самого совершения брака.
Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. В окружении подруг невеста в плачах демонстрировала любовь к родному дому, родителям.
При окончательном сговоре назначался день венчания.
Во многих селах после обеда или во время него невеста раздавала дары (платки, полотенца, ленты) родственникам жениха. Гость, получавший дар, утирал им губы у себя и у невесты и целовал ее. Во время обеда молодые женщины и подруги пели песни, посвящая их тому или иному гостю, затем с песнями ездили по селу.