Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 01:52, реферат
В истории русской культуры конец XIX - начало XX вв. получил название Серебряного века и хронологически относится к началу 90-х гг. XIX в. и 20-м гг. XX века. Название Серебряный век родилось не случайно, его использовали А.Ахматова, О.Мандельштам, А.Белый, М.Цветаева, С.Маковский, Г.Адамович и мн. др. В этой метафоре содержится указание на вторичность культуры рубежа веков по сравнению с культурой классической, называемой Золотым веком. Под вторичностью понимается не подражательность или более низкое качество ценностей, а производность культуры от классики
1. Введение …………………………………………………………......................... 3
2. Философские основы синтетизма Серебряного века………………………...... 5
3. Синтетические формы художественной культуры Серебряного века………..9
4. Заключение. ……………...……………………………………………………..... 13
5.Список источников и литературы …………………………...…........................14
И. В. Кондаков называет культурный синтез Серебряного века по-возрожденчески безмерным и по-модернистски беспринципным. Он был открыт всем национальным культурам Запада и Востока, подтверждая всемирную отзывчивость русской культуры, ее универсальность и космополитизм. Он объединял в себе отражения множества культурно-исторических эпох, являя собой грандиозное историческое единство, Серебряный век синтезировал в рамках одной культурной системы все, что оказывалось в поле зрения его творцов. Он считал возможным объединение несовместимых творческих принципов, типов деятельности, личностей, целей и средств. «В самом деле, трудно совместить в одной смысловой или стилевой плоскости Бальмонта и Горького, Рахманинова и Стравинского, Ахматову и Маяковского, Борисова-Мусатова и Кандинского, Сологуба и Сашу Черного, Ермолову и Дягилева, о. Павла Флоренского и Ленина и т. д., а тем более - всех со всеми»13, но эпоха соединила их в одно целое и деятельность творческих индивидуальностей была закономерной и необходимой для понимания культурного единства и поддержания его сложного баланса.
Заключение
В истории русской культуры конец XIX - начало XX вв. получил название Серебряного века, сменившего век Золотой. Серебряный век искал гармонию и синтез, которых недоставало русской культуре для ее дальнейшего развития. Синтетизм стал феноменом культуры рубежного времени и проявившийся в поисках универсального языка культуры через взаимодействия всех ее сфер.
Философские основы синтетизма Серебряного века были заложены в концепциях В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, где религия осмысливается как искусство и сложная система свободно трактуемых символов. Искусство было философией, философия религией, религия политикой, и все вместе сливалось в понятии индивидуального культурного творчества. Философско-религиозные искания синтеза имели широкое распространение в русской интеллектуальной среде и воплотились в синтетических формах художественной культуры Серебряного века. Синтетичность художественной культуры ярко проявилась в символизме, воплотившем романтическую мечту об эстетическом прорыве к высокому содержанию действительности. Наиболее выразительно творческие искания синтетических форм проявились в деятельности Сергея Дягилева, в предприятиях которого воплотилась идея синтеза искусств.
Художественные формы Серебряного века объединили множество культурно-исторических эпох, синтезировали в рамках одной культурной системы все, что оказывалось в поле зрения его творцов. Вся русская культура рубежного времени представляла собой своеобразный «социокультурный перекресток,… культурно-историческое Перепутье»14. Многообразие методов и стилей, творческих индивидуальностей, культурфилософских и эстетических открытий наполняло пространство культурной жизни России и стремилось интегрироваться во «всеединство» этого времени.
Список источников и литературы
Литература
2. Культурология : История мировой культуры : уч. пособие [Г. С. Кнабе и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с.
3. Культурология XX век. Энциклопедия - СПб.: Университетская книга; 000 «Алетейя», 1998. - 907 с.
4.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии / В. С. Поликарпов. - М. : «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. - 344 с.
Авторефераты
5.Варакина Г. В. Мистериальные
истоки русского синтетизма в культуре
«серебряного века» : автореф. дис.
доктора культурологии [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.
- Кострома, 2009. - Режим доступа : http://www.dissers.ru/
1Варакина
Г. В. Мистериальные истоки русского синтетизма
в культуре «серебряного века» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.
- 2009. - URL : http://www.dissers.ru/
3 Цит.
по: Варакина Г. В. Указ. соч. URL: http://www.dissers.ru/
4 Цит. по: Культурология: История мировой культуры. М., 2003. С. 453.
5
Цит. по: Варакина Г. В. Указ. соч. URL : http://www.dissers.ru/
6
Цит. по: Варакина Г. В. Указ. соч. URL : http://www.dissers.ru/
8 Энциклопедия. Культурология XX век. СПб.,1998. С. 201.
9 Энциклопедия. Культурология XX век. С. 203.
11 Варакина
Г. В. Указ. соч. URL : http://www.dissers.ru/
12 Цит. по: Поликарпов В.С. Лекции по культурологии М., 1997. С. 309.
13
Кондаков И. В. Указ. соч. URL: http://www.kultu-rolog.ru/
14
Кондаков И. В. Указ. соч. URL: http://www.kultu-rolog.ru/
Информация о работе Своеобразие русской культуры Серебряного века