Свойства организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия организационной культуры и изучении ее основных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика организационной культуры
1.1 Организационная культура: сущность, значение………….....4
1.2 Основные функции культуры организации………………….12
2. Свойства оргкультуры…………………………………………….15
2.1 Динамичность и системность…………………………………20
2.2 Структурированность и относительность……………………21
2.3 Неоднородность и разделяемость ……………………………21
2.4 Адаптивность ………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Орг Культ.docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

Свойства организационной культуры:

  • Общность. Это означает, что не только все знания, ценности, установки, обычаи, но и многое другое используется группой для удовлетворения глубинных потребностей ее членов.
  • Объективность. Основные элементы культуры организации не требуют доказательств, они сами собой разумеются.
  • Иерархичность и приоритетность. Любая культура предполагает ранжирование ценностей. Часто во главу угла ставятся абсолютные ценности, приоритетность которых безусловна.
  • Системность. Организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.

Значение организационной  культуры для развития любой организации  определяется рядом обстоятельств. Во-первых, она придает сотрудникам  организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление  о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности  в организации. Это создает у  сотрудников ощущение надежности самой  организации и своего положения  в ней, способствует формированию чувства  социальной защищенности. Во-вторых, знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя  в них все наиболее важное и  существенное. В-третьих, внутриорганизационная  культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую  ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи.

Организационная культура влияет на достижение целей компании. По результатами исследований Ассоциации менеджеров влияние организационной культуры проявляется в том, что она:

  • способствует достижению более высоких показателей деятельности компании;
  • позволяет повысить эффективность бизнес-процессов в компании;
  • способствует лучшей мотивации персонала;
  • является одним из ключевых факторов стратегии развития компании;
  • обеспечивает положительный имидж компании для персонала, акционеров и внешних аудиторий.

Организационная культура настолько  важна, что может явиться либо питательной средой для осуществления  самых дерзких планов, либо «болотом», в котором увязнет самая хорошая идея.

Это «клей, удерживающий игроков вместе». Она дает людям непрерывное чувство реальности, придает смысл тому, что они делают.

Организационная культура влияет на усиление взаимной интеграции работников, улучшая их взаимопонимание и  вынуждая соблюдать даже правила, нигде  не записанные, позволяет предвидеть организационное поведение и  не прибегать к регулированию  всего посредством предписаний. Кроме того, внешний контроль с  успехом заменяется самоконтролем.

Организационная культура не может быть сконструирована и  внедрена. Она не может быть даже заимствована. Пересадка же с одной  почвы на другую образа организационного поведения, как правило, бывает безуспешной. Каждый коллектив уникален. Большое  значение имеет история становления  предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции [5].

 

    1. Основные функции культуры организации

Организационная культура является весьма сложной и многофункциональной  системой. Приоритетность и значимость отдельных функций может меняться в зависимости от типа оргкультуры, ее целей, этапа развития, влияния  параметров внешней среды и.т.п.

Общая совокупность функции  оргкультуры остается неизменной и  включает в себя следующие функции.

  1. Познавательная позволяет работнику реализовать в рамках оргкультуры такие личностные мотивы как любознательность, склонность к анализу и научным исследованиям, желание лучше осознать мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в определенном коллективе людей познать свое „я” свои сильные и слабые стороны и.т.п.
  2. Ценностеобразующая – это формирование у людей взглядов и отношений к смыслу жизни и правильного понимания тех ценностей, которые предлагает окружающая среда. Множественность систем ценностей и подверженность, какому либо влиянию порой заставляют человека отказаться от позитивных общечеловеческих ценностей и идеалов, выбирая грубые, антигуманные, стяжательские или аморальные ценностные ориентиры. Выбор и освоение человеком ценностей обусловлены чувством его идентичности, принадлежности к той или иной малой группе. Эти малые группы могут служить своего рода фильтром, ускоряя, замедляя или даже препятствуя освоению ценностей;
  3. Коммуникационная путем разработки эффективных коммуникаций усиливается вовлеченность каждого работника в дела организации, в решаемые его проблемы. Данная функция позволяет удовлетворить естественную и в последнее время весьма актуальную потребность в информации;
  4. Нормативно - регулирующая благодаря своей интеграционной направленности ведет к идентификации работниками себя с организацией, задает регулирующие нормы поведения работников, делая это поведение предсказуемым и управляемым. Эта функция позволяет контролировать формы поведения и восприятия, вырабатывая наиболее целесообразные с точки зрения данной функции;
  5. Мотивирующая принадлежность к сильной оргкультуре уже сама по себе является мощным стимулом к росту производительности, желанию действовать в интересах и на благо своей организации. Высокая миссия, великие цели, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, демократический стиль и процедуры управления, будучи частями оргкультуры, имеют огромное мотивирующее воздействие на работу персонала предприятия;
  6. Инновационная внешняя функция, помогающая организации выжить в условиях конкурентной борьбы, занять передовые позиции в экономике. Основу ее составляют система целей, ориентированная на потребности клиентов, готовность к риску и внедрению инноваций, социальная ответственность. Результатом ее являются создание позитивного имиджа организации и завоевание высокого авторитета, как у поставщиков, так и у потребителей;
  7. Стабилизационная - это развитие системы социальной стабильности в организации, достижения общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры, роста сплоченности коллектива.

По отношению к организации  культура выполняет ряд важных функций:

  • Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы.
  • Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее. Это облегчает решение кадровых проблем.
  • Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
  • Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях, придерживаясь одинаковых способов поведения и т. п., люди легче находят контакты друг с другом.
  • Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
  • Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы.
  • Функция формирования имиджа организации, т. е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.

В нашей стране организационная  культура пока что заимствовала с  Запада лишь внешние формы: рекламу, оформление офисов, новые названия должностей (различного рода менеджеры  вместо руководителей структурных  подразделений, кадровиков, специалисты  в области маркетинга вместо снабженцев и т. д.) [6].

    1. Свойства оргкультуры

Свойства организационной  культуры базируются на следующих существенных признаках: всеобщность, неформальность, устойчивость.

Всеобщность организационной культуры выражается в том, что она охватывает все виды действий, осуществляемых в организации. Понятие всеобщности имеет двойной смысл. С одной стороны, организационная культура — это форма, в которую облекаются хозяйственные акты. Например, организационная культура может определять тот или иной порядок разработки стратегических проблем или процедуры найма новых работников. С другой — культура является не просто оболочкой жизнедеятельности организации, но и ее смыслом, элементом, определяющим содержание хозяйственных актов. Культура сама по себе превращается в одну из стратегических целей фирмы. Определенный порядок найма может быть подчинен необходимости наилучшим образом адаптировать новых работников к сложившейся в организации культуре.

Неформальность организационной культуры определяется тем, что ее функционирование практически не связано с официальными, установленными в приказном порядке правилами организационной жизни. Организационная культура действует как бы параллельно с формальным хозяйственным механизмом организации. Отличительной чертой организационной культуры по сравнению с формальным механизмом является преимущественное использование устных, речевых форм коммуникаций, а не письменной документации и инструкций, как это принято в формальной системе.

Значение неформальных контактов  определяется тем, что более 90% деловых  решений в современных корпорациях  принимаются не в формальной обстановке — на совещаниях, собраниях и  т.д., а при неофициальных встречах, вне специально установленных мест. Организационную культуру нельзя отождествлять с любыми неформальными контактами в организации. К организационной культуре относятся только те неформальные контакты, которые соответствуют ценностям, принятым в рамках культуры. Неформальность организационной культуры является причиной того, что параметры и результаты воздействия культуры практически невозможно измерить при помощи количественных показателей. Они могут быть выражены только качественным термином "лучше — хуже".

Устойчивость организационной культуры связана с таким общим свойством культуры, как традиционность ее норм и институтов. Становление любой организационной культуры требует длительных усилий со стороны управляющих и предпринимателей. Однако, будучи сформированными, ценности культуры и способы их реализации приобретают характер традиций и сохраняют устойчивость на протяжении нескольких поколений работающих в организации. Многие сильные организационные культуры унаследовали ценности, введенные лидерами и основателями компаний много десятилетии назад. Так, основы современной организационной культуры IBM Пыли заложены в первые десятилетия XX в. ее отцом-основателем Т. Дж. Уотсоном.

Можно выделить несколько  основных признаков организационных  культур, по которым они различаются  между собой. Особая комбинация таких  признаков придаст каждой культуре индивидуальность, позволяет ее идентифицировать тем или иным способом.

К основным признакам организационной  культуры относятся:

1)  отражение в миссии организации ее основных целей;

2)  направленность на решение инструментальных (т.е. производственных в широком смысле) задач организации или личных проблем ее участников;

3)  степень риска;

4)  мера соотношения конформизма и индивидуализма;

5)  предпочтение групповых пли индивидуальных форм принятия решений;

6)  степень подчиненности планам и регламентам;

7)  преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;

8)  преданность или безразличие людей по отношению к организации;

9)  ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;

10) характер отношения руководства к персоналу;

11) ориентация на групповую или  индивидуальную организацию труда  и стимулирования;

12) ориентация на стабильность или изменения;

13) источник и роль власти;

14) средства интеграции;

15) стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.

Культура организации содержит как субъективные, так и объективные  элементы.

К субъективным элементам культуры относятся верования, ценности, образы, ритуалы, табу, легенды и мифы, связанные  с историей организации и жизнью ее основателей, обычаи, принятые нормы  общения, лозунги.

Под ценностями понимаются свойства тех или иных предметов, процессов  и явлений, эмоционально привлекательные  для большинства членов организации, что делает их образцами, ориентирами, мерилом поведения.

К ценностям относятся в первую очередь цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность  поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива, трудовая и  профессиональная этика и пр.

Считается, что сегодня необходимо не только опираться па существующие ценности, но и активно формировать  новые. Поэтому важно тщательно  отслеживать все новое, полезное, что есть в этой сфере у других, справедливо и беспристрастно его  оценивать. При этом нельзя уничтожать полностью или подавлять старые ценности. Наоборот, к ним необходимо относиться бережно, использовать их как  основу для формирования новых ценностей, включив соответствующие механизмы, в том числе совместного творчества.

Ключевые ценности, будучи объединенными  в систему, образуют философию организации. Она отвечает на вопрос, что является для нее самым важным. Философия  отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные  направления деятельности, создает  основу выработки подходов к управлению, упорядочивает деятельность персонала  на основе общих принципов, облегчает  освоение требований администрации, формирует  общие универсальные правила  поведения.

Обряд — это стандартное, повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Наиболее широко распространены такие обряды, как чествование ветеранов, проводы па пенсию, посвящение молодые рабочие и др.

Информация о работе Свойства организационной культуры