Министерство культуры
Российской Федерации
Филиал федерального
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
культуры и искусств»
в г. Архангельске
Контрольная работа
По дисциплине: Семиотика и
лингвистика
На тему: Семиотика ритуала
Выполнила: Лудникова
Е.А.
студентка 5 курса
факультета «Культурология»
Проверила: Петрова Н.А.,
к. филол. н., доцент
Архангельск, 2014
Содержание работы
- Введение…………………………………………………….…………..3
- Основная часть………………………………………………………….5
- Ритуальный танец……………………………….………………7
- Семейные обряды……………………………….……………..12
- Ритуал гостеприимства…………………….…………………..14
- Обряд перехода…………………………………………..…….16
- Заключение……………………………………..………………………20
- Список литературы………………………………..……………………23
Введение
Если на вопрос, что
такое ритуал, большинство может дать
тот или иной ответ, в большей или меньшей
степени отражающий суть данного понятия,
то по поводу семиотики многие просто
пожмут плечами.
В
момент совершения ритуала изменяются
не только пространственный облик мира,
форма организации коллектива, характер
общения, но и уровень семиотичности. В
ритуале, как правило, резко увеличивается
количество используемых знаковых систем
(словесный язык, музыка, жесты, пение,
танцы и др.). Человек и все, что его окружает
(постройки, утварь, элементы ландшафта),
приобретают статус знаковых объектов.
Происходит семиотическое удвоение мира,
точнее переключение с одного вида реальности
на другой, основным признаком которого
является знаковость.
Ритуал - коллективное
действие, имеющее символическое значение,
сакральный смысл которого понятен только
членам социума. Это действие, отражающее
важные для данного общества социальные
и биологические критерии и требующее
применения специальных приемов.
В древних религиях
ритуал был главным выражением культа
высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления,
умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения.
Основные темы древнейших ритуалов –
это сотворение космоса (миропорядка)
из хаоса, природный круговорот жизни
и смерти, зимы и лета, дня и ночи.
Ритуал уходит своими
корнями в далекое прошлое, обожествляет
прошлое, повторяет то, что когда-то уже
произошло. Древние ритуалы тесно связаны
с мифами, повествующими о начальном периоде
творения мира. Люди, участвующие в ритуале,
должны повторять действия, которые когда-то
совершали боги. Например, свадьба - это
повторение акта творения мира, соединение
неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это
очищение от грехов и пороков, сопутствующих
существованию во времени, и возвращение
к первозданной чистоте рождения самого
времени. Согласно мифологическому обладают
первоначальные действия, совершенные
первыми богами и первыми людьми.
Ритуальные темы главных
и древнейших мифов в преобразованном,
иногда ослабленном и даже не вполне осознаваемом
виде присутствуют во всех ритуалах, связанных
с жизненным циклом и хозяйственной деятельностью
людей. Психологической основой этого
переноса было уподобление, которое в
мифологическом сознании сливается с
отождествлением. Все важные и критические
события в жизни первобытного коллектива
и его отдельных членов не просто сопровождались
некоторыми ритуалами, но переживались
путем совершения обряда: встречи и проводы
времен года (а это значимые вехи аграрного
цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые,
по пословице, год кормят); рождение, переход
(посвящение) подростка в группу взрослых
(обряд инициации), свадьба, смерть (похороны)...
Обряды помогали социуму противостоять
засухе или болезни, переживать опасные,
трудные дни (такими, например, считались
дни солнцестояния, стык старого и нового
года, иногда новолуние), облегчали переход
из одной фазы жизненного цикла в другую,
задавали должную очередность действий
при убое скота, переселении пчел. Многочисленные
в древности праздники специально предназначались
для отправления главных ритуалов в честь
тех или иных божеств.
Основная
часть
Ритуал, как коллективное
действие, повторяет сакральный акт из
мифологического сюжета и имеющее космическое
значение. Посредством ритуала человек
ощущает свою теснейшую связь со всей
природой и с космосом. Большая часть ритуалов,
осуществлявшихся в традиционном ( и особенно
в первобытном) обществе, позволяла человеку
почувствовать интимную связь, соединяющую
человека с социумом, а также связь социума
с природой. Речь идет, прежде всего, о
календарных ритуалах, связанных с явлениями
природы - сменой времен года, а также с
поклонением солнцу, луне и звездам в моменты
их особенного положения (солнцестояние,
солнцеворот, солнечное затмение, полнолуние,
и т.д.). Все эти явления занимали важное
место в мифологическом сознании древних
людей, сверявших ритм своей жизни с космическими
событиями, что придавало ритуалам космическое
измерение и вселенский смысл. Человек
принимал активное участие в жизни природы,
был убежден, что без его участия могут
произойти катастрофические события,
что придавало вселенский смысл соблюдению
ритуала. Именно поэтому несоблюдение
традиции жестоко каралось - ведь нарушение
порядка природы, в сохранении которого
принимала активное участие традиционная
культура, могло, по мнению древних людей,
повлечь за собой непредсказуемые последствия,
включающие гибель всего социума.
Следует подчеркнуть,
что ритуал и традиция - это очень жесткие
и строгие системы социальной регуляции
поведения человека. Их несоблюдение каралось
смертью. Например, на Кавказе до сих пор
соблюдается ритуал гостеприимства, за
несоблюдение которого человеку грозит
смерть. В древней Руси также строго соблюдали
традиции гостеприимства, а если хозяин
или хозяйка нарушили его, то их дом поджигали,
следуя мифологической логике: пусть лучше
сгорит один дом, чем погибнет все селение.
Вся традиционная культура
(которая охватывает огромный исторический
период до Нового времени, а также современный
Восток) основана на ритуалах. В качестве
примера восточных культур можно привести
наш Кавказ. В исламских культурах главные
обязанности человека закреплены в шариате
и адате. Шариат регулирует религиозные
обязанности и юридические нормы, адат
контролирует семейную жизнь и хозяйственную
деятельность. У абхазских народов имеется
особая система регуляции - "аламыс",
с трудом поддающееся определению. В самом
общем виде его можно определит как систему
нравственных ценностей, соблюдение которых
выражается в высокопрестижном поведении.
"Абхазский аламыс" - своего рода
кодекс чести. Вместе с тем, это образ жизни
и тот нравственный идеал, к которому человек
должен стремиться. "Смысл жизни - в
аламысе", - говорят абхазцы.
Действительно, следует
признать, что соблюдение традиции и ритуала
может быть источником глубоких переживаний,
наполняющих вселенским смыслом жизнь
индивида и связывающих его со всем социумом
и с природой.
Многие ритуалы предполагают
магический эффект. Ритуал - магическое
действие, имеющее космический смысл.
Их функции - упорядочить взаимоотношения
между социумом и природой, обезопасить
человека от влияния потусторонних сил,
структурировать пространство и время,
выделив центр и периферию, важные, ценностно-насыщенные
моменты времени и ценностно-безразличные.
Виды ритуалов:
а) календарный (Троица,
Новый год, Ивана Купалы, масленица, Пасха);
б) погребальный;
в) свадебный;
г) рождение ребенка;
д) инициации;
е) ритуал гостеприимства
и обмена дарами;
ж) ритуальные жертвоприношения.
Ритуалы перехода,
приобщавшие индивида к тайне потустороннего
существования и подготавливавшие его
к переходу из одного мира в другой, назывались
в древности мистериями. Мистерии - экзотические
праздники для посвященных, сопровождавшиеся
приемом галлюциногенных средств. Изучение
этих ритуалов сегодня вдруг стало очень
актуальным, что связано с изучением возможностей
человеческого мозга, открывающихся в
результате использования психоделиков.
Философское понимание существования
становится значительно более сложным
и приближается к образцам, открытым великими
мистическими традициями мира.
Понимание специфики
различий между ритуалом и этикетом имеет
важное значение для характеристики существенных
различий между разными типами культур
и цивилизаций.
Ритуальный
танец
Уникальный феномен
танца возник из потребности человека
выразить свой внутренний эмоциональный
строй, чувство сопричастности окружающему
миру. В живой и неживой природе любой
процесс ритмичен и периодичен. Ритм является
онтологической характеристикой. Было
естественно воспринимать Космос величественным,
гармоничным, ритмически организованным.
Заставив свое тело
пульсировать в соответствии с космическими
ритмами, человек ощущал свою включенность
в структуру мирового бытия. Первобытный
танец возник до музыки и существовал
первоначально под ритм простейших ударных
инструментов.
Ритмически организованное
телодвижение оказывает сильное влияние
на подсознание, а затем и на сознание.
Это свойство танца, использующееся в
танцевальной терапии сегодня, уходит
корнями в древнюю традицию ритуальных
плясок. Ритм связан с мышечной реактивностью
человека. Об этом знали торговцы рабами,
перевозившие в трюмах кораблей большое
количество черных невольников: танец,
спровоцированный ударными инструментами,
успокаивал периодически возникавшее
волнение среди рабов.
У древних народов
военные ритуальные танцы проходили в
мощных ритмизированных формах. Это приводило
к слиянию участников танцевального действия
и зрителей в едином ритмическом пульсе,
что высвобождало колоссальное количество
энергии, необходимое в военном деле. Давно
замечено, что групповые ритмические телодвижения
приводят к появлению мистического чувства
родства, единения людей друг с другом.
Поэтому многие народы имеют в своей истории
танцы, построенные по принципу круга,
танцы в кругу, сплетя на плечах друг друга
руки или просто держась за руки. Танец
давал необходимую энергию для переживания
важных жизненных событий. Танец всегда
имел своей целью соединение человека
с могущественными космическими энергиями,
расположение к себе влиятельных духов
природы. Если ритуал переставал удовлетворять,
то он умирал и на его месте формировался
новый, более перспективный.
Танец как часть религиозного
культа мог обеспечивать вхождение в особое
психическое состояние, отличное от обыденного,
в котором возможны различного рода мистические
контакты с миром духовных энергий. Некоторые
религиозные мыслители определяют такие
танцевальные культы как попытку (по существу,
механическую) прорыва к высшей духовности,
возвращения духовной интуиции, ощущения
полноты бытия, утраченные в связи с постигшей
человечество на заре истории метафизической
катастрофой. Следствием этого рокового
события для человека явился разрыв с
Богом и вечные мучительные поиски возвращения
былой гармонии с собой и миром.
Тотемические пляски,
которые могли длиться по нескольку дней,
представляли из себя сложные многоактные
действа, имели целью уподобление своему
могущественному тотему. На языке северо-американских
индейцев тотем буквально означает «его
род». Тотемические мифы — это сказания
о фантастических предках, потомками которых
считали себя древние люди. Тотемом является
не просто какое-либо животное, а существо
зооморфного вида, способное принимать
облик животного и человека. Тотемические
ритуалы связаны с соответствующими мифами,
которые поясняют их. Например, танец крокодила.
Он (вождь племени, исполняющий этот танец)
«…двигался какой-то особенной походкой.
По мере нарастания темпа он все больше
прижимался к земле. Его руки, вытянутые
назад, изображали мелкую рябь, исходящую
от медленно погружающегося в воду крокодила.
Вдруг его нога с огромной силой выбрасывалась
вперед и все тело начинало свиваться
и скручиваться в острых изгибах, напоминающих
движения крокодила, высматривающего
свою жертву. Когда он приближался, становилось
даже страшно».
В наскальных рисунках
бушменов изображен любимый ими танец
кузнечика-богомола, который являлся их
тотемическим существом. На одном из рисунков
фантастические человечки с головами
кузнечиков легки и невесомы в танце, окружены
тяжеловатыми фигурками людей, отхлопывающими
в такт движения танцоров.
Тотемные танцевальные
ритуалы были обращены к тотему, божественному
существу, которое имело большое влияние
на существование верившего в него древнего
человека, помогали обрести силы, хитрости,
выносливости и других качеств, присущих
тому или иному тотему, заручиться его
поддержкой.
Танец сама жизнь, сама
ее правда, это развертывание мифа, это
жизнь мифа. Интересно, что многие народы
исполняли этот танец в особых случаях —
войны, голода или какого-либо другого
бедствия. Значит, это придавало им силы,
помогало преодолеть трудности. Это не
единственный пример, который можно привести
в качестве иллюстрации данной темы. В
научной литературе описаны такого рода
события у различных народов.
Большое распространение
имели женские обрядовые танцы, особенно
в эпоху верхнего палеолита. Чаще всего
они были связаны с культом плодородия.
Исполнительницы изображали с помощью
пластики движения и рисунка танца некоторое
полезное для племени растение или животное.
Вера в магию женского танца была очень
велика, поэтому существовали наравне
с мужскими военные и охотничьи женские
ритуальные танцы, составлявшие часть
общего ритуального действа. Эти танцы
стремились обеспечить богатый урожай,
победу в войне, удачу на охоте, уберечь
от засухи. В них часто встречаются элементы
колдовства. В женском танце соединились
магия движения с магией женского тела.
Обнаженное женское тело, как атрибут
ритуальных танцев, встречается повсеместно,
даже в условиях суровой климатической
зоны.