Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 13:19, курсовая работа
Цель работы: изучив истоки краеведения, определить дальнейшую перспективу развития исторического краеведения и оценить его значимость в жизни современного человека. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие «историческое краеведение»;
- исследовать истоки исторического краеведения и историю развития;
Введе-ние………………………………………………………….……………..3
1. Понятие и истоки исторического краеведения …..…………………….…6
2. Источники исторического краеведе-ния…………………………………...8
2.1 Вещественные источни-ки……..………………………………….8
2.2 Письменные источни-ки….…..………………………………….13
2.3 Устные источни-ки……………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованных источни-ков………………………………………...22
Подавляющее большинство дошедших до нас памятников архитектуры - культовые сооружения. Среди них деревянные храмы составляют в настоящее время лишь очень небольшую часть, однако, в древности дело обстояло как раз наоборот. Деревянные храмы быстрее, чем каменные поддавались разрушительному воздействию времени, погибали в огне пожаров, вспыхивая то от молнии, то от забытой свечи.
Малейшая небрежность, неосторожность может привести к гибели памятника деревянного зодчества. В целях лучшей сохранности и также для облегчения доступа к ним любителей старины, туристов и экскурсантов памятники деревянного зодчества перевозятся в крупные города, на территорию специально создаваемых музеев под открытым небом.
Деревянные храмы - неотъемлемая часть древнерусского села или города. Все храмы по-своему отражают и характер, и обстановку жизни наших предков. В этом их историческое значение, их ценность, как своего рода исторического источника.
При изучении деревянных храмов следует иметь в виду, что они, как и каменные, зачастую дошли до нас в искаженном виде. Наиболее распространенный вид искажений - дощатая обивка. Не защищая памятник, обивка скрывает своеобразную прелесть серебристых, потрескавшихся от времени старых бревен, затрудняет наблюдение за состоянием храма.
Каменные храмы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Подавляющее большинство каменных храмов периода Киевской Руси находятся в городах и селах Украины, в Смоленске Новгороде.
Каменные храмы эпохи Киевской Руси - материальное воплощение могущества древнерусского государства.
Каменное зодчество периода феодальной раздробленности столь же отчетливо отражает особенности своего времени, как и храмы Киевской Руси. Каменные храмы уменьшаются в размерах, однако, их конструкция и техника кладки становятся наиболее разнообразными.
В конце XVII века начинается быстрое сближение русского каменного зодчества с западноевропейским. Одним из первых проявлений этого процесса стало формирование своеобразного архитектурного стиля, получившего название «нарышкинское барокко». Наиболее известные памятники данного стиля были выстроены в подмосковных вотчинах влиятельного боярского рода Нарышкиных, родственников Петра I по линии матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Последнюю треть XVIII века, время правления императрицы Екатерины II, справедливо называют «золотым веком» дворянства. Освобожденные в 1792 г. от обязательной службы, дворяне все больше внимания уделяют условиям своей повседневной жизни, по-новому относятся к облику своих резиденций - начинают возводиться так называемые «дворянские гнезда» - усадьбы.
Вторая половина XIX - начало XX века - время быстрого развития капитализма в экономике России. Яркими иллюстрациями этого процесса служат сохранившиеся во многих городах, а иногда и селах пышные особняки купцов, фабрикантов и заводчиков.
Изучение памятников архитектуры различных эпох требует от краеведов основательной подготовки и систематической работы. Необходимо составить карту размещения архитектурных памятников и составить на каждый памятник паспорт, для того, чтобы краеведы легко могли отыскивать эти памятники для их дальнейшего изучения.
Большое значение для исторического краеведения могут быть изобразительные источники: старинные гравюры, скульптуры, картины с изображением бытовых сцен, национальных костюмов.
Особое значение для краеведов имеют фотоматериалы. Фотографии - прекрасный документальный материал. По ним можно изучать быт, одежду и т.д. Фото - видеолетопись родного города, села через некоторое время станет ценнейшим историческим источником, который расскажет будущим историкам и краеведам о жизни и делах людей в XXI веке.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что вещественные источники являются
связующим звеном с прошлым, помогают
краеведу в изучении прошлого и настоящего.
2.2 Письменные источники
Большую часть наших знаний о прошлом дают письменные источники. Они позволяют проследить события политической истории, содержат сведения по экономике и культуре.
Древнейшая письменность возникла у народов Египта и Междуречья около 5 тысяч лет назад. Изобретение письменности было определенным шагом вперед на пути прогресса. Люди получили возможность фиксировать свои знания, идеи, образы, передавать их следующим поколениям в более надежных, нежели устная традиция, формах. Благодаря письменности мы знаем, как представляли мир, о чем мечтали, о чем думали строители египетских пирамид, вавилонских дворцов.
Письменность донесла до нас величайшие творения древней поэзии: «Песнь песней», «Илиаду», «Одиссею»…
Славянская письменность возникла в IX веке нашей эры благодаря деятельности братьев Кирилла и Мефодия. Используя буквы греческого алфавита и дополнив их некоторыми новыми знаками, они создали славянскую азбуку, распространившуюся среди большинства восточнославянских и южнославянских племен. Вместе с тем, в источниках есть сведения о том, что еще до введения кириллицы у восточных славян были какие-то особые знаки, заменявшие буквы.
Древнейшая надпись славянскими буквами обнаружена на глиняном горшочке, найденном в слое первой половины X века.
Распространение письменности было ускорено принятием христианства в 988 году.
Так начала свой путь древнерусская письменность, превратившаяся со временем в строки Пушкина, Достоевского, Радищева и Герцена.
Без исключения все письменные источники до середины XVI века, то есть до начала книгопечатания, - рукописи. Даже и в XVI веке печатные издания были редкостью. Древние рукописи, сохранившиеся до нашего времени, имели самое различное назначение. Это рукописные книги, всякого рода юридические акты, писцовые книги, письма, послания, записки.
Древнейшие рукописные памятники отличаются, прежде всего, по материалу, на котором был написан текст. Примерно до начала XV века материалом служил пергамен - особым образом выделанная телячья кожа. С XV века в обиход широко проникает бумага, вначале привозная, а с XVIII века и отечественная.
Книги отличались большим разнообразием содержания, но в настоящее время пергаменные книги - большая редкость. Всего в книгохранилищах нашей страны их известно около двух тысяч. Главной причиной гибели книг являются пожары, постоянно из века в век уничтожавшие ценности Древней Руси .
Даже при первом знакомстве памятниками древнерусской письменности бросаются в глаза не только особенности почерка, оформления, но и особенности самого текста. Чаще всего встречаются в средневековых текстах слова - «бог», «князь» - сокращались за счет гласных и писались под особым значком. Первая буква нового абзаца обычно писалась красной краской, книгу заключали в обшитые кожей переплеты. Изучением типов древнего письма занимается особая наука - палеография.
Особый вид древнейших рукописей представляют собой летописи и берестяные грамоты. Берестяные грамоты найдены во многих древнерусских городах - Смоленске, Пскове, Старой Руссе. Однако, большинство грамот найдено в Новгороде.
Берестяные грамоты представляют собой краткие записи, извещения, отправленные древними новгородцами своим друзьям, родственникам.
Работа с древними рукописями - многостороннее, требующее большой профессиональной подготовки дело. Для краеведа рукописи интересны, прежде всего, как источники.
Одним из таких источников является Никоновская летопись, в которой впервые появляется упоминание о Воронеже:
"В год 6685 … Великий князь Всеволод… послал в Рязань гонца, говоря рязанцам: «Выдайте мне врага моего, шурина Глебова, князя Ярополка Ростиславича; если же вы так не сделаете, то пойду на вас с большим войском». Рязанцы, реша между собой, сказали в ответ: «Из-за князей Ростиславичей пришла беда и погибель нашим князьям; пойдем в Воронож и возьмем его». Ибо отбежал князь Ярополк Ростиславич в Воронож и там переходил из города в город, не зная, куда деться от печали и скорби. Пойдя в Воронож, рязанцы схватили его и привели во Владимир к князю Всеволоду Юрьевичу, который приказал взять его у них».
Хочется отметить, что летописец не пояснил, о каком Воронеже он вел речь - реке, городе или целом регионе. Позднее, в XIX в., это породило противоречивые суждения о «летописном Воронеже». Так, например, известный историк России Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) в своей «Истории государства Российского» признавал существование современного ему губернского центра города Воронежа с XII в., тогда как другой русский историк С.М. Соловьев (1820-1879 гг.) в «Истории России с древнейших времен» усомнился в существовании летописного города Воронежа и высказал предположение о том, что в летописи речь шла о реке Воронеж.
Распространение в России книгопечатания было важнейшим фактором развития культуры. Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес - как источник по истории края и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.
Возникнув в России в XVI веке, русское книгопечатание носило чисто церковный характер. Однако позже появляются книги светского содержания: «Азбука» - 1634 г., «Грамматика» - 1648 г.
Постепенно книги становятся все более доступными, их тираж растет, основывается ряд типографий, расширена и усовершенствована книжная торговля. Императрица Екатерина II, проводя политику «просвещенного абсолютизма», проявляет постоянную заботу о развитии книгопечатания. В этот период вкусы среднего читателя были крайне не взыскательны.
Но позже наблюдается заметный спад развития книгопечатания. Это происходит во второй половине 90-х годов XVIII века, когда были запрещены частные типографии, резко сокращен ввоз иностранных книг. Но книгопечатание вновь оживает в первой половине XIX века. Указом Александра I были вновь разрешены частные типографии, ввоз иностранной литературы.
Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX века характеризуется, прежде всего, появлением массовых изданий. Среди разнообразной печатной продукции этого периода особый интерес для краеведа представляют некоторые важнейшие справочные издания по истории России, путеводители, краеведческие сборники.
В наши дни возможны крупные открытия древних, до сих пор неизведанных книг, их можно найти в какой-нибудь неизвестной библиотеке. Такие поиски - первейшая задача историка-краеведа в работе над книгой.
Помимо рукописей и книг к письменным источникам относится и периодическая печать, получившая свое начало еще во времена Петра I. Первая русская печатная газета «Ведомости» была основана царским указом от 15 декабря 1702 года. Петр I требовал помещать в газете известия о военных и политических событиях внутри страны и за ее пределами. По мере распространения грамотности, роста общественного движения газеты становились духовной пищей средних городских слоев населения, а концу XIX века кое - где проникают в деревню, т. е. идет активное развитие газетного дела.
Несколько иначе, нежели история газетного дела, сложилась судьба русских журналов. Уже с XVIII века журналы издавались частными лицами, они служили определенной трибуной общественно-политических и литературных взглядов, в них открывалась душа народа.
Задача историка-краеведа, разыскав старые календари, газеты, журналы, сберечь их. История их еще не рассказана полностью, а она полезна и увлекательна.
2.3 Устные источники
Язык - древнейшая форма общения людей, великий двигатель прогресса. Возникнув на много тысячелетий раньше письменности, язык хранит в себе богатейшие запасы сведений о жизни людей не только в недавнем прошлом, но и в древнейшие археологические эпохи. Для многих славянских народов, письменность которых возникла сравнительно поздно, язык, устная традиция вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры служили основным хранилищем многовекового исторического опыта.
Для систематизации более чем трех тысяч известных науке языков учеными создана особая классификация, основанная на большем или меньшем внутреннем родстве тех или иных языков. Крупнейшей общностью языков считается языковая семья. Таких семей насчитывают около 15-ти. Большинство населения нашей страны говорит на языках индоевропейской семьи. Менее крупными являются языковые ветви, затем следуют языковые группы. В Европе преобладают языки трех ветвей индоевропейской семьи: германской, романской и славянской.
Из ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес для исторического краеведения представляет ономастика (наука о собственных именах) и ее разделы - топонимика и антропонимика.
Информация о работе Смеховая и зрелищная культура русского средневековья