Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:12, реферат
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющиеся и тогда, когда миф утрачивает своё абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь-то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Миф и культура …………………………………………………………………. -
1.1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека …………….. 4
1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание ………………….. 6
1.3. Выражение общечеловеческих ценностей и
социальных норм в мифологии ……………………………………………… 8
2. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями ………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………... 13
Список используемой литературы
Вера – свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из неё выводится всё остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия – ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего. В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии – это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идёт под значительным влиянием религии.
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создаёт для человека «вторую реальность» – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нём составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счёт художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность – эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определённого времени, определённой эпохи.
Слово философия – греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно «любовь к мудрости». «Любовь к мудрости» всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чём состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле – уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно- историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о «пяти веках» человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков – результат творения богов, которые и определяют их смену.
Философский анализ общественной жизни отличается оттого, что содержится в мифах, многим:
Заключение
Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия.
Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял своё абсолютное знание истины. Мир мифа был вне сомнений.
Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то степени это был пример для подражания.
Идеальные герои, жертвуя собой, искали чуда, дабы избавить людей от вековечных бед. И этот их подвиг славили поэты.
Легенды о героях легли в основу эпических сказаний древности. Античная культура венчает богатейшие древние цивилизации. В ней уже возникли черты иного мировоззрения. Научная мысль уже начала разрушать то наивное, полное восторгов и страхов мировосприятие, которое отразилось в мифах, в древних языческих религиях.
Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощённые в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.
Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения.
Список используемой литературы
Информация о работе Соотношение мифологии с другими философскими понятиями