Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:57, автореферат
Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья
Сегодня репертуар многих театров ориентирован на массового зрителя, потребности которого не высоки. «Кассовые» спектакли, обеспечивая театрам относительно «стабильный доход», эстетически не воспитывают зрителей, не способствуют повышению их культуры. Такая ситуация имеет негативные последствия: погоня за «кассовостью», сопровождающаяся эстетической невзыскательностью, в конечном итоге, может привести к потере зрителя. Потерянным окажется, прежде всего, требовательный, избирательный зритель - театрал. Новый же круг подготовленных зрителей не возникнет, так как театр не будет предоставлять своему посетителю возможность эстетически расти с увеличением частоты посещений, накоплением зрительского стажа и опыта. Если рассматривать процесс формирования аудитории в его динамике, то именно от качества спектаклей, художественного потенциала театров зависят, в конечном итоге, возможности и темп превращения новой, неподготовленной аудитории в более подготовленную постоянную.
Репертуар театра, являясь важным фактором формирования зрительской аудитории, должен отвечать всему многообразию запросов зрителей. Речь идет не только о жанрово-тематическом и образно-стилистическом разнообразии репертуарной афиши. Репертуар театра должен представлять собой «лестницу», подъем на следующую ступеньку которой, означает для зрителя возможность эстетического обогащения, более глубокого проникновения в содержание театрального искусства. Иначе говоря, необходима такая дифференциация репертуара, чтобы театр позволял заинтересоваться неподготовленному зрителю и насладиться театралу.
Расширение спектра
социальных функций театра должно отразить
и многообразие мотивов и ожиданий,
побуждающих театральную
В работе последовательно раскрываются пути эстетизации семейного досуга посредством постоянного общения с театральным искусством, искусством кино, избирательным отношением к телеинформации, последовательным включением в мир изобразительного и музыкального искусства.
Особое значение в
параграфе уделено
Алгоритм разработки и реализации программы предполагал последовательное решение ряда взаимосвязанных задач: характеристику проблем и целей организации досуговой деятельности семьи (проблемно-целевой блок); определение ведущих принципов организации досуговой деятельности семьи, позволяющих максимально полно реализовать ее педагогический потенциал; выделение приоритетных направлений и видов художественной деятельности. Содержательный блок программы был выполнен в виде самостоятельных модулей, предполагающих оптимизацию досуга семьи путем ее включения в различные виды и формы социально-культурного и художественного творчества.
В заключении диссертации указано, что на основе анализа, полученных в ходе исследования данных, был раскрыт социально-культурный потенциал российской семьи. Рассмотрены объем и содержание семейного свободного времени, материальные условия культурно-досуговой деятельности, уровень культурной активности семьи, приоритетные формы домашних занятий на досуге. Необходимо отметить, что сегодня не столь важно констатировать значимость формирования культуры досуга, гораздо важнее раскрыть механизм формирования этой культуры; обосновать технологию решения этой задачи, разработать методику выработки умения и навыков досуговой деятельности у разных членов семьи. Исследование привело к необходимости поставить вопрос о досуговой квалификации семьи как качественной характеристике ее соответствия социальным и нравственно-эстетическим требованиям формирующегося общества XXI века.
Таким образом, осуществленные социально-педагогические исследования в основном подтвердили рабочую гипотезу о значительности педагогического ресурса социально-культурной деятельности в процессе оптимизации воспитательных функций современной семьи за счет организации семейного досуга и повышения культуры межличностных отношений между родителями и детьми. Разработанная социально-педагогическая программа подтверждает, что реализация воспитательного потенциала семейного досуга может быть обеспечена на основе: а) системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха; б) целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье; в) включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей.
По теме исследования автором опубликованы:
1. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга. – СПб., 2004. – 86 с.
2. Радуга.//Театр. – 2005, № 5. – С.83-84.
3. Школа для зрителей.//Город.– 2004, № 5 (24). – С.8-12.
4. Педагогическая культурология как методология социально-культурной деятельности российского театра.//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств – 2007, № 1 (17). – С.69-72.
Информация о работе Социально - культурная деятельность как средство оптимизация семейного досуга