Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление особенностей организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить развитие концертной деятельности и современное состояние шоу-бизнеса в России.
2. Рассмотреть специфику подготовки и проведения концертной программы.
3. Провести анализ концертной деятельности на примере фестиваля «Пикник Афиши», организованного концертным агентством «Мельница».
4. Разработать рекомендации по усовершенствованию организации концертной деятельности на фестивале.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса 5
1.1 Современное состояние отечественного шоу-бизнеса 5
1.2 История развития и классификация концертной деятельности 14
1.3 Особенности подготовки и проведения концертной программы 24
Глава 2. Анализ деятельности концертного агентства «Мельница» 33
2.1 Общая характеристика концертного агентства «Мельница» 33
2.2 Анализ концертной программы фестиваля «Пикник Афиши» 35
2.3 Совершенствование организации концертной деятельности 41

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.doc

— 677.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост).

Таким образом можно составить классификацию концертных программ по разным категориям:

Виды концертного творчества:филармоническое, литературное, эстрадное. Жанры концертного творчества: филармонический (серьезный академический концерт), эстрадный (все остальное).

Разновидности эстрадной концертной программы:

  • сольный концерт одного исполнителя;
  • сборный концерт большого количества исполнителей в разных жанрах;
  • театрализованный с элементами театрализации без драматургии;
  • концерт - спектакль (со всеми драматургическими канонами).18

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим концертам относятся:

  • Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов – вокалистов, инструменталистов, либо хора;
  • Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов – вокалистов или инструменталистов;
  • Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.
  • Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
  • Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов – вокалистов (оперных и камерных), солистов – инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов – концертмейстеров, ансамблей и оркестров.
  • Музыкально – литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
  • Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
  • Концерты – лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

  • Концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;
  • Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;
  • Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
  • Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
  • Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);
  • Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;
  • Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров
  • концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения.

Отметим, что деление концертов на филармонические и эстрадные часто оказывается весьма условным.

По целевому назначению можно выделить концерты: текущие, отчетные,  смотровые,  праздничные,  юбилейные.

По месту проведения: стационарные,  выездные,  гастрольные.

По составу участников:  любительские,  профессиональные, смешанные.

По числу участников: сольные (бенифисы), групповые (полубенифисы), коллективные (одного кружка или коллектива),  сводный.

По составу зрителей: для детей, молодежный,  для ветеранов, для концертной целевой аудитории.

В зависимости от события, к которому приурочен концерт, программа мероприятия может иметь разную направленность и социальный оттенок. В связи с обостренной политической ситуацией в нашей стране, политические партии и оппозиционные лидеры часто устраивают так называемые «концерты-митинги» в поддержку определенных инициатив.  Печальные торжественные даты в нашей стране принято отмечать концертам-реквиемами. Отличительной чертой такого концерта будет соблюдение церемонии, например: концерт в память о жертвах теракта будет сопровождаться минутой молчания. Развитие ток-шоу на телевидении повлияло на появление такого вида концерта как концерт-интервью. Ярким примеров таких концертов являются шоу стенд-ап  комиков.

Концертная деятельность, на настоящий момент, является наиболее обширным сектором российского музыкального бизнеса, оставаясь на протяжении многих лет основным источником доходов музыкантов и авторов. По оценкам экспертов, на 2010 год объём концертного рынка России составлял $ 2,1 млрд19(см. Приложение 1).  «Цифровая революция» последних лет практически разрушила прежнюю систему продаж физических носителей, что отразилось на снижении доходов музыкантов и одновременно привело к интенсификации концертной деятельности (см. Приложение 2). При этом российский рынок давно существовал по данной схеме, в связи с высоким уровнем музыкального пиратства20. Генеральный директор коммуникационного холдинга InterMedia Евгений Сафронов отмечал, что спецификой концертной деятельности является отсутствие лицензирования, что вызывает сложности с подсчётом её объёмов21. По оценкам исследований, вступления поп-артистов составляю половину концертного рынка, далее следуют исполнители в стиле рок - 29,3%, классическая музыка - 9,4%, джаз - 6,3% и разговорный жанр- 5,9%22(см. Приложение 3). Как видно из представленных расчетов, российская публика подтверждает свою репутацию интеллектуалов и ценителей – по количеству концертов в Москве академическая классика и рок суммарно заняли больше половины рынка и победили все остальные жанры. Если добавить к этому поразительно высокую долю джаза и блюза, то станет понятно, что хотя бы в этом вопросе Москва вполне может соревноваться с наиболее просвещенными столицами мира. 23

По оценкам экспертов, в России на 2013 год работают около 4,5 тыс. компаний по организации гастролей. Большинство из них — мелкие компании, в которых занято от 3-х до 6-и человек. Концертных площадок по России около 10 тысяч, при этом половина из них это музеи. Очень большое число занимают маленькие концертные площадки и клубы, рассчитанные на 100—200 человек. Государственный сектор в этом сегменте бизнеса сведён к минимуму и единственной крупной госкомпанией по организации выступлений эксперты называют Московскую государственную филармонию, которая организует большое количество выступлений классических музыкантов по всей стране24.

Основными проблемами концертного бизнеса называют завышенные риски и низкую окупаемость мероприятий, завышенные гонорары исполнителей, высокую стоимость билетов, коррупцию, логистику и несоразмерные расходы на рекламу. В последние годы возросло число гастролей в Россию зарубежных звёзд, хотя их выступления проходят в основном в столицах, в которых сконцентрировано 40—50% всего концертного рынка страны. Наиболее успешными в этом отношении были выступления в 2010 году Rammstein, Metallica и Криса Ри и, особенно, группы U2, на концерт которых в Москве было продано 60 тыс. билетов (см. Приложение 4).

К положительным качествам индустрии относят постоянный и уверенный рост концертного рынка. За последние годы активно развивался сегмент билетных операторов, которых на 2013 год уже более 200.

В 2013 году в ГосДуму РФ был внесён законопроект поправок к «Основам законодательства РФ о культуре», на основании которого предполагается ввести лицензирование концертной деятельности. Проект вызвал критику со стороны представителей концертного рынка, которые негативно рассматривали предложение введения обязательной банковской гарантии на сумму 150 млн. рублей для организаторов мероприятия, называя такую цифру в сегодняшних условиях нереальной.25

Таким образом, проанализировав все вышеуказанные факты преобразования концерта из музыкального термина в новое явление искусства, становится ясно, что каждое историческое событие внесло свой неповторимый вклад, который сегодня преобразовался в неповторимый синтез различных жанров – концерт. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. Естественно, управлять такой многогранной деятельностью под силу только высокопрофессиональным специалистам-менеджерам, которые должны не только и не столько удовлетворить возрастающие запросы публики, но и предвидеть их, четко улавливая конъюнктуру рынка и отслеживая деятельность конкурентов, учитывая в своей работе другие факторы этого рынка.

 

 

1.3 Особенности подготовки  и проведения концертной программы

 

Важную роль в шоу-бизнесе играет то, как организовано производство, какие люди участвуют в разработке и продвижении продукта. реализация шоу-проекта невозможно без разделения функциональных обязанностей конкретных работников и рабочих групп. Поэтому в реализации проектов в сфере шоу-бизнеса принято различать:

1) финансовый блок;

2) организацинно-правовой  блок;

3) творческо-управленческий  блок;

4) PR-блок.

 

Рис. 1. Структура аспектов организации концертной деятельности

 

Финансовый блок включает в себя работу инвесторов и спонсоров, финансового директора, финансового менеджера.

Организационно-правовой блок включает в себя работу исполнительного продюсера, директора группы, менеджера, юриста, а также гастрольного (концертного) директора.26

Персональный менеджер является главным ответственным лицом профессиональной бригады и всецело отвечает за турне. Он решает, когда необходимо турне; он контролирует все сделки, которые заключает агент; он организовывает подготовку к турне и обеспечивает выполнение составленных планов. В его обязанности входит координировать:

  • Перевозки людей и оборудования;
  • Найм и работу персонала;
  • Бронирование гостиниц;
  • Финансовые перечисления;
  • Деятельность промотеров;
  • Решение проблем на местах (отсутствие необходимого оборудования, плохо организованная реклама, плохо продающиеся билеты на определенные концерты, недостаточно усиленная охрана и другое).

Крупные артисты нередко перекладывают эти обязанности на специального концертного менеджера или бухгалтера, но даже в этом случае ответственность несет персональный менеджер.

Агент работает над турне вместе с персональным менеджером. Он заключает контракты с промотерами. На ранней стадии карьеры артиста ему придется уговаривать промотеров заняться проектом. На стадии процветания он выбирает из  промотеров, желающих организовать концерт.

Кроме того, агент и персональный менеджер отвечают за следующие решения:

      1. Маршрут. Составив грамотный маршрут, можно сэкономить огромные деньги. Кроме того, концертные залы часто бывают заняты.
      2. Имидж. В какой степени имидж артиста поддерживается запланированным турне?
      3. Реклама на радио. Нужно не просто выбрать нужную станцию, но еще и предусмотреть, чтобы не получилось конфликта с другими станциями.
      4. Продажа билетов. Продажа билетов в разных ситуациях организовывается по-разному. Иногда билеты начинают продаваться заранее, иногда просто открывают кассы в день концерта, чтобы люди могли прийти, купить билет и сразу попасть на концерт. Нужно выбрать правильное время для продажи билетов (не слишком рано и не слишком поздно) и обратить внимание на то, чтобы дата концерта не совпала с датой концерта другого популярного ансамбля в том же городе.
      5. Цена за билет. Необходимо учесть, на какую аудиторию рассчитана музыка — детям, например, сложнее раздобыть денег на билет, чем взрослым. Выясняя популярность артиста можно прибегнуть к маркетинговому анализу.
      6. Депозиты. В обязанность агентов входит получение депозитов, то есть авансов, выплачиваемых промоутерами.

Промоутер — это человек, который нанимает коллектив на конкретный концерт на конкретном рынке. Как любой предприниматель, промоутер берет на себя весь риск Промоутеры бывают местные (их деятельность распространяется лишь на один город или область), региональные и национальные. Промоутер резервирует концертный зал, аренду оплачивает он даже в том случае, если концерт будет дан на пустой зал, оплачивает рекламу и обеспечивает максимальную эффективность шоу.

Информация о работе Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе