Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 01:53, реферат
Одно из самых главных качеств каждого человека является его умение жить в современном обществе.
Жизнь в современном обществе предполагает не только наше физическое существование, но и наше умение сосуществовать с другими людьми. Важную роль в процессе социализации играет умение общаться.
Содержание 2
Введение 3
Спор, его цели и подходы 4
Умение слушать в споре 8
Умение убеждать в споре 11
Принципы ведения спора 15
Как победить в споре 17
Заключение 18
Список использованных источников 19
Различаются
два вида слушания. Одни из них называется
нерефлексивным. Он состоит в умении
внимательно молчать, не вмешиваться
в речь собеседника своими замечаниями.
На первый взгляд такое слушание кажется
пассивным, но оно требует значительного
физического и психологического
напряжения. Нерефлексивное слушание
обычно используется в таких ситуациях
общения, когда один из собеседников
глубоко взволнован, желает высказать
свое
отношение к тому или иному событию, хочет
обсудить наболевшие вопросы, испытывает
трудности в выражении своих проблем.
Однако такое слушание не всегда бывает
уместным, особенно в споре. Ведь молчание
можно принять за знак согласия. Нерефлексивное
слушание порой ошибочно истолковывают
как принятие позиции оппонента. Поэтому
намного честнее сразу прервать собеседника,
открыто высказать свою точку зрения,
чтобы впоследствии избежать недоразумений.
Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые
собеседники не имеют достаточного желания
высказывать собственное мнение, другие,
напротив, ждут активной поддержки, одобрения
своим словам. В таких случаях рекомендуют
применять другой вид слушания – рефлексивный.
Суть его заключается в активном вмешательстве
в речь собеседника, в оказании ему
помощи выразить свои мысли и чувства,
в создании благоприятных условий для
общения, в обеспечении правильного и
точного понимания собеседниками друг
друга. Важно уметь выбрать вид слушания,
наиболее уместный в данной
ситуации общения. Это приводит к положительному
результату [Михеева, Т.Н.Спор//БСЭ.-М.,1952.-Т.40.-
Эффективность слушания определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, интонацию, темп речи, то есть понять язык невербального (вербальный – словесный, устный) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствует об удивлении. Опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Умеющий слушать должен, верно, понимать и интонацию говорящего человека. Интонация представляет собой очень сложное явление. Её составляют изменение тона голоса, длительность звучания предложений, наличие или отсутствие паузы внутри фразы. Тембр и темп речи, а также ударение. Без интонации устная речь невозможна. От неё во многом зависит эмоциональная окраска речи. С помощью интонации можно выразить сомнение, негодование, страх, отвращение, радость, ликование и другие чувства. Поэтому важно правильно пользоваться интонацией во время выступления и уметь по интонации оценить отношение оппонента к обсуждаемым проблемам.
Необходимоё условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Приходилось ли вам анализировать, куда вы смотрите во время разговора, в какую сторону направлен взгляд других участников обсуждения? Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не «пустыми глазами», а внимательно и заинтересованно. Если у собеседника «бегают глаза», создается впечатление, что он говорит неправду, если отводит глаза, кажется что он неискренен, что-то утаивает и т. п. Можно сказать, что глаза слушателя показывают «температуру» разговора.
Когда речь идет об эффективном слушании, то целесообразно обращать внимание и на позу участников общения. Она может выражать желание и не желание слушать оппонента. У вашего собеседника естественная, непринужденная поза. Он корпусом слегка наклонился в вашу сторону, его вид говорит о том, что он весь внимание. Все это создает благоприятные условия для разговора. Напротив, собеседник откинулся назад, отвернулся, малоподвижен, не смотрит на говорящего человека, то есть всем своим видом подчеркивает нежелание обсуждать выдвинутые проблемы.
Таким
образом, мимика, жесты, интонация, взгляд,
поза оппонента могут дать дополнительные
сведения о его внутреннем состоянии,
об отношении к предмету обсуждения, о
его реакции на наши слова, реплики других
участников спора. Все это повышает эффективность
слушания и, следовательно, позволяет
лучше понять суть позиции оппонента.
Поэтому неслучайно один из основных принципов
хорошего слушания звучит так: «Старайся
сконцентрироваться на человеке, который
говорит с тобой; обращай внимание не только
на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты
и позу» [3, с.19].
Эффективность
спора во многом зависит от опоры на логику,
от владения
искусством аргументации. Умение доказывать
свою точку зрения – необходимое
условие культуры спора. Что же представляет
собой доказательство как логическая
операция?
Доказательство, как правило, состоит не из одного, а целого ряда умозаключений, поэтому полемисту необходимо иметь чёткое представление о структуре доказательства. Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов).
Различают
доказательство прямое и косвенное. При
прямом доказательстве тезис обосновывается
аргументами без помощи дополнительных
построений. Косвенное доказательство
предполагает обоснование истинности
тезиса посредством опровержения противоречащего
положения – антитезиса. Из ложности антитезиса
на основании закона
исключенного третьего делается заключение
об истинности тезиса. В споре к прямому
и косвенному доказательствам нередко
прибегают одновременно. В этом случае
полемист обосновывает свой тезис и показывает
несостоятельность антитезиса, т. е. идей
противника.
При
построении логического доказательства
полемисту необходимо знать и соблюдать
правила выдвижения тезиса и аргументов.
Следует иметь в виду, что тезис нужно
чётко сформулировать, он должен оставаться
неизменным в ходе данного доказательства
и не содержать в себе логического противоречия.
В качестве аргументов нужно использовать
истинные положения, причём их истинность
доказывается независимо от тезиса. Кроме
того, нельзя забывать, что аргументы должны
быть достаточными для данного тезиса.
При нарушении этих правил в доказательстве
возникают различные логические ошибки.
Так, наиболее распространённой ошибкой,
совершаемой относительно доказываемого
тезиса, считается «подмена тезиса». Суть
её заключается в том, что доказывается
или опровергается не тот тезис, который
был выдвинут первоначально. Эта ошибка
может быть непроизвольной,
неумышленной. Полемист не замечает, как
от одного тезиса переходит на другой.
Однако в споре нередко приходится сталкиваться
с намеренным искажением тезиса, с приписыванием
ему другого смысла, сужением или расширением
его содержания. К «подмене тезиса» прибегают,
чтобы поставить противника в неловкое
положение, обеспечить себе победу в споре.
Остановимся
на основных ошибках, относящихся к аргументам.
Если тезис обосновывается ложными суждениями,
которые выдаются за истинные, возникает
ошибка, называемая «ложное основание»
или «основное заблуждение». Недобросовестные
спорщики порой ссылаются на несуществующие
документы, якобы опубликованные материалы,
на исследования, которые не проводились,
подтасовывают факты, искажают статистические
данные. Однако эта ошибка может быть и
непреднамеренной, она возникает из-за
недостаточной компетентности полемиста.
Когда в качестве аргумента берётся недоказанное
положение, совершается ошибка «предвосхищение
основания». Это положение не является
заведомо ложным, но оно само нуждается
в доказательстве, которое должно показать
его
истинность. В споре следует опасаться
ошибки, получившей название «порочный
круг»
или «круг в доказательстве». Она состоит
в том, что тезис обосновывается аргументами,
а аргументы выводятся из этого же тезиса.
Обнаружить в рассуждениях ошибку «порочный
круг», особенно если спорщики недостаточно
опытны, не всегда бывает легко, поэтому
порой она остаётся незамеченной и создаётся
впечатление, что выдвинутый тезис доказан.
Логические ошибки, как отмечалось выше, бывают непреднамеренными и намеренными. Ошибки первого рода чаще всего возникают из-за отсутствия у человек логической культуры, навыков ведения публичного спора, вследствие излишней горячности, эмоциональности во время обсуждения. Намеренные ошибки – это сознательно допускаемые полемистом ошибки, это логические уловки, умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода ошибки называют софизмами (греч. sophisma – измышление, хитрость). Известны они были еще в далёкой античности, многие из них описаны Аристотелем в работе «О софистических опровержениях». Цель их – сделать противника уязвимым, привести его в наибольшее затруднение. Следует иметь в виду, что одни логические ошибки распознать легче, другие труднее. Одни ясны каждому, другие остаются незамеченными даже самыми опытными людьми. Логические ошибки в рассуждениях участников спора, независимо от того, какова их причина, являются ли они преднамеренными или ненамеренными, осложняют ведение диалога, мешают поиску истины, принятию правильного решения. Поэтому полемисты должны стараться свести их к минимуму в своей речи, уметь найти логические ошибки в рассуждениях оппонентов, разоблачить логические ухищрения противников.
Применяя доказательство как логическую операцию, полемист не должен забывать о том, что его задача не только доказать выдвинутый тезис, но и убедить оппонента, а также всех присутствующих в его истинности. Полемисту нередко приходиться ещё и переубеждать своего оппонента, так как у того обычно имеется достаточно твёрдое мнение по обсуждаемому вопросу. Доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а убеждать – это создать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.
Практика полемических выступлений показывает, что в споре возникают самые разные ситуации. Полемист логически правильно доказывает выдвинутый тезис, но это не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и не воспринимается. Напротив, убеждают иногда рассуждения, основанные не на доказательстве, а на предрассудках, на неосведомлённости людей в различных вопросах, вере в авторитеты. Большое влияние оказывают красноречие полемиста, пафос его речи, уверенность в голосе, внушительная внешность. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать. Однако полемисту следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительности речи – её доказательность.
Какие
средства используют полемисты, стремясь
доказать правильность выдвинутых утверждений
и убедить в этом оппонентов? Достаточно
весомыми доводами считаются статистические
данные. Они вызывают доверие участников
полемического обсуждения. Не менее убедительными
доводами, чем цифры, считаются примеры
из жизни, которые приводят полемисты
для – подкрепления своей точки зрения.
Чтобы убедить аудиторию в правильности
выдвигаемого тезиса, можно сослаться
на мнения и суждения авторитетных лиц,
привести
цитаты из произведений видных политических,
государственных, общественных деятелей,
известных учёных, писателей.
Однако
в споре нужно разграничивать
факт и мнение. Факт – это действительное,
невымышленное явление, событие, то, что
произошло на самом деле. Мнение – суждение,
выражающее оценку, отношение, взгляд
на что-либо. Факты существуют сами по
себе, независимо от того, как мы их оцениваем
и используем в своих целях. На мнения
влияют социальные установки, личностные
ориентиры, особенности характера, психическое
состояние, уровень подготовки, степень
осведомлённости и многое другое. Мнения
могут быть предвзятыми, необъективными,
ошибочными. Поэтому факты являются более
надёжными аргументами. К мнениям же необходимо
относиться критически, учитывать исторические
и социальные условия, которые оказали
влияние на их формирование. В процессе
доказательства используются также законы
природы и общества,
аксиоматические положения науки, теоретические
обобщения и выводы. Полемисту не следует
забывать, что дело не в количестве приводимых
доводов, а в их качестве. Различают доводы
сильные и слабые. Довод, против которого
легко найти возражение, трудно опровергаемое,
называют слабым. А если оппонент вынужден
согласиться с доводом без каких-либо
уточнений, значит, был использован сильный
довод. Конечно, применение доводов во
многом определяется теми целями, которые
ставит полемист. Желая проверить
истину какой-нибудь мысли, мы выбираем
в пользу её самые сильные с нашей точки
зрения основания. Желая убедить кого-нибудь,
выбираем доводы, которые должны казаться
наиболее убедительными ему. Желая победить
противника, выбираем доводы, которые
более всего могут поставить его в затруднение.
В споре для убеждения слушателей мы приспособляем
выбор доводов не столько к противнику,
сколько к слушателям. Чтобы добиться
своей цели, полемист должен хорошо знать
того, к кому обращены его доводы, и приводить
аргументы
с учётом индивидуальных особенностей
оппонента. Подбирая те или иные доводы,
нужно позаботиться о том, чтобы они воздействовали
не только на разум слушателей, но и на
их чувства.
Информация о работе Спор. Что это такое? Классификация споров. Цели, формы проведения