Спор. Что это такое? Классификация споров. Цели, формы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 01:53, реферат

Краткое описание

Одно из самых главных качеств каждого человека является его умение жить в современном обществе.

Жизнь в современном обществе предполагает не только наше физическое существование, но и наше умение сосуществовать с другими людьми. Важную роль в процессе социализации играет умение общаться.

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Спор, его цели и подходы 4

Умение слушать в споре 8

Умение убеждать в споре 11

Принципы ведения спора 15

Как победить в споре 17

Заключение 18

Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

русский.docx

— 53.80 Кб (Скачать файл)

     На  процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние 
слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Если оратор в своём выступлении затронет какие-либо чувства – чувство долга и чести, чувство ответственности за порученное дело, чувство товарищества и др., то его речь больше воздействует на нас, мы её лучше запоминаем. Подобрать сильные и убедительные доводы – дело далеко не простое. Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета спора, от общей эрудиции полемиста, его находчивости и сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  ведения спора

 

     Необходимо знать принципы ведения спора, которые позволяют лучше подготовиться к ведению спора; организуют и мобилизуют вас на победу в споре; позволяют логически правильно аргументировать и последовательно отстаивать свою позицию; научат учитывать достоинства и быть терпимым к недостаткам ваших оппонентов; сориентируют вас на использование своих достоинств и преодоление своих недостатков.

     Итак, о каких принципах следует  помнить в процессе дискуссии-спора?

         1. Принцип предварительной подготовки к ведению спора. Подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать, даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые “заготовки”, собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.

         2. Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона тоже имеет право на свое мнение, она тоже стремится к истине. Однако процесс поиска этой истины должен быть корректен с обеих сторон.

         3. Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема имеет несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Развертывая, аргументируя тот или иной подход, мы часто в самом процессе поиска истины допускаем существенные просчеты и ошибки. То же самое свойственно и нашим оппонентам.

         4. Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником.

         5. Принцип “отстранения” в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированный и аргументированный говорит, но и тот, кто, наблюдая со стороны за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом, способен подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры.

         6. Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается.

         7. Принцип поэтапного продвижения к истине. Этот принцип предполагает следующие стадии:

  • вводное информирование. Человек, организующий дискуссию, информирует участников о проблеме, целях и самой ситуации, породившей дискуссию-спор;
  • аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решение проблемы, высказывает и отстаивает свою точку зрения;
  • оппонирование, критические суждения. Каждая из спорящих сторон выступает по отношению к другой в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, отстаивая свою позицию;
  • активное противоборство сторон — продолжение дискуссии, спора, поиск дополнительных аргументов и сторонников, подключение всех желающих принять участие в споре; контраргументация и сопоставление альтернатив;
  • поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки, частичный отход от своей позиции, ее активный пересмотр. Анализируются и сопоставляются все возможные варианты решения проблемы;
  • поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии-спора, отслеживаются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения;
  • завершение спора, обобщение результатов. На этом этапе подводятся итоги спора, резюмируются результаты.

         8. Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого необходимо уважительное отношение к оппоненту.

         9. Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что нельзя ограничиваться только критикой, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы.

      
  
 
 

Как победить в споре

 
          
Для победы в споре нужно в совершенстве владеть полемическим мастерством, нужно много работать над собой, заниматься самообразованием в самом широком смысле этого слова. Ведь полемист должен быть, прежде всего, человеком эрудированным, компетентным. Он должен отличаться высокой общей культурой и разнообразными интересами. Нельзя забывать, что каждый участник дискуссии и полемики несёт ответственность за нравственную атмосферу обсуждения спорной проблемы, плодотворность её решения.

           Действенным средством формирования и совершенствования полемических навыков и умений является активное участие в диспутах, дискуссиях, полемике, деловых играх, практикумах и семинарах. Эти формы обучения имеют интересную и богатую событиями историю. Например, большое значение выступлениям студентов на диспутах придавалось в средневековых университетах. Диспуты должны были приучать школяров защищать приобретённые ими знания от всяких нападений и убеждать других в правильности того, что они сами стали считать истиной.

          Большое значение имеют требования грамматической правильности, предъявляемые к языку речи полемиста. Правила произношения речи не так строги, как требования к литературной работе или к чтению по рукописи. Но большинство слушателей, даже те из них, которые сами допускают грамматические погрешности, не упустят случая отметить наиболее очевидные ошибки в языке оппонента. К тому же вас никогда не оставит чувство неуверенности, пока не будете твердо знать, что ваша речь грамматически правильна. Только полная уверенность в этом отношении даст возможность при произнесении речи сосредоточиться не на словах, а на ее содержании.

           Уроки грамматики не входят в искусство спора, однако следует порекомендовать, чтобы каждый серьезно занимающийся полемист имел собственное стандартное руководство по грамматике, часто в него заглядывал и, не теряя времени, учился избегать неправильностей в построении предложений, применении идиом и т. д.

            Из-за отсутствия точности в языке полемиста, слушатель лишен возможности составить ясные представления об его идеях. Особенно если полемист осмотрителен, располагает необходимыми фактами и стремится каждое свое утверждение донести до сознания оппонентов и слушателей. 
 

Заключение

 

     Из  всего вышесказанного следует, что  спор - это искусство. Человек, который вступает в спор, должен владеть им. Владение этим искусством является важным аспектом нашей деловой жизни.

     Человек должен всегда действовать, основываясь  на логику и мышление, а не на чувства  и эмоции. Спорящий на время должен стать «своей же точкой зрения», он должен на время забыть об окружающих и вести спор, стать его частью. В споре главное сохранять самообладание и не переходить за рамки общепринятых канонов и закона. Но лично я не являюсь сторонницей споров, поскольку вполне ясно сознаю, что они могут привести к нежелательным последствиям и, как таковые, вовсе не безопасны. Вообще лучше всего не вступать в спор и лучшим средством для этого является компромисс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованных источников

 
  1. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство ведения переговоров, разрешения конфликтов.- М.:Прогресс, 1995
  2. Омаров, А. М. Управление: искусство общения. - М.:Феникс, 1983
  3. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.:Просвещение, 1991
  4. Петренко, А.Г. Безопасность в коммуникации делового человека.- М.:Знание, 1994

            5.   Электронный ресурс [режим доступа]: http://sahvatkin.narod.ru/SR/18.htm 
 
 

Информация о работе Спор. Что это такое? Классификация споров. Цели, формы проведения