Средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 02:22, реферат

Краткое описание

Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3


Формирование средневековой европейской культуры.
................................................................................................................................. 3

Влияние религии на средневековую европейскую культуру.
…………………………………………………………………………….……… 8

Наука и образование средневековья.
…………………………………………………………………………………….. 11

Средневековое искусство.
…………………………………………………………………………………… 13


Заключение ……………………………………………………………………... 15


Список использованных источников ……………………………………..……16

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

4. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 

     Искусство Средневековья — период истории  искусства на Западе, длившийся около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на территории Европы, Среднего Востока и Северной Африки.

     Историки  искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти классификации носят условный характер. Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Кроме того, каждый регион в период формирования собственной нации и культуры имел свой особенный стиль, например, англо-саксонское или древнескандинавское искусство.

     Средневековое искусство затронуло разные области  и значительно повлияло на развитие скульптуры, иллюминированных рукописей, витражей, мозаик, на обработку металла  и многие другие отрасли.

     Средневековое искусство возникло из сплава художественного  наследия Римской империи и иконографических традиций ранней христианской церкви. Эти элементы перемешались с «варварским» искусством Северной Европы.

     Средневековое искусство оказало влияние на развитие следующих видов искусства:

  • Витраж
  • Живопись (гравюра, икона, фреска)
  • Керамика (гончарное производство)
  • Книги (иллюминированная рукопись, каллиграфия, манускрипт, минускул, переплет книг)
  • Металлургия (художественная обработка металла)
  • Мозаика
  • Надгробные памятники
  • Реликварии
  • Скульптура (деревянная скульптура, статуя)
  • Резьба по слоновой кости
  • Изделия из стекла
  • Столярное ремесло (мебель)
  • Изготовление печатей
  • Текстиль (ткачество, ковер, гобелен, пигменты, средневековая одежда)
  • Ювелирное искусство
 

     При всем многообразии особенностей средневековых  памятников культуры в них есть общие  черты. С одной стороны сильное  влияние христианства (влияние религии  и церкви пронизывало всю средневековую  культуру Византии и Западной Европы), с другой стороны близость к народному творчеству (народные мастера создавали произведения искусства).

     Церковная догма являлась исходным пунктом  и основой всякого мышления. Это  относится и к искусству. Средневековое  искусство религиозно не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, но и прежде всего потому, что оно формировалось в сфере религиозного мышления. Как церковное, так и светское искусство определялось учением христианства, его отношением к земному миру. Основной идеей учения было то, что земная реальность - это слабое отражение реальности неземной, вечной.

     Поэтому главной задачей искусства становится воплощение божественного начала. Земная реальность обесценивается. Вся система  художественного изображения и  строительства храмов была иерархирована и отвечала представлениям о сотворении мира, это была "Библия для неграмотных" - знакомство с сюжетом святого писания.

     В то же время средневековое искусство  не знало деления на профессиональное и народное. Творцами шедевров искусства  были безымянные мастера, занимавшие в обществе скромное положение ремесленников ("Маленькие люди были великими мастерами"). Искусство средних веков сформировалось на сложной основе. Оно впитало в себя христианство поздней античности, традиции классической древности, элементы культуры варварских племен и в некоторых местах соприкоснулось с Востоком.

     В разное время средневековую культуру оценивали по-разному. До установления буржуазного строя средневековая  культура считалась беспросветным  варварством. Впервые искусство средних веков было открыто писателями-романтиками ("Собор Парижской Богоматери" В.Гюго). После внимательного изучения памятников был сделан вывод, что средневековая культура - этап в общем процессе развития культуры человечества. Никто больше не отрицает высокого мастерства средневековых художников и их достижений в области синтеза искусств, решения монументальных задач, проникновения в духовный мир человека.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В Средние века комплекс представлений  о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» так или иначе был достоянием всех членов общества .

     Мышление  средних веков было преимущественно  теологическим.

     Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.

     Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

     Европейское средневековой общество было очень  религиозно и власть духовенства  над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.

     Массовая  средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она  опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

     «Переводом» мыслей социальной и духовной элиты  на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, представляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.

     Во  времена классического Средневековья  возникает городская культура как  новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую  роль в становлении западной цивилизации  в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

     Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Бахтин  М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 2000.
    2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1999.
    3. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М., 2001.
    4. История западноевропейской литературы. М., 2002.
    5. История мировой культуры (под ред. Драча Г.В.) Ростов/Д., 2000.
    6. История средних веков. М., 1999.
    7. История и культурология /Шишова Н.В. и др./ М. 2000.
    8. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1999.
    9. Культура и искусство средневекового города. М., 1995.
    10. Культурология (под ред. Радугина А.А.). М., 2000.
    11. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М.; Общество "Знание" России, ЦИНО, 1999.
    12. Левандовский А. Карл Великий. М., 1999.
    13. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 2002.
    14. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 2000.

Информация о работе Средневековье