Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:38, контрольная работа
Фрейд разделяет культуру по тому, как в них осуществляется легализация бессознательного, культуры различаются по тому, как они воплощают в жизнь сексуальные стремления. Западная культура базируется на определенных религиозных нормах, как и восточная. Именно в них воплощается принцип реальности. Западная культура базируется на мужских религиях (отцовских) - иудаизм, христианство, таким образом, сексуальные влечения оказываются под запретом. Восточные культуры базируются на материнских религиях. Отсюда стремление западного бессознательного замаскироваться, и выразиться в другом, не случайно на Западе существует культурное многообразие, в отличии от Востока.
Введение …........................................................................................................... 3
Концепция зарождения культуры ….................................................................. 4
Основы концепции ….......................................................................................... 5
Путь к культуре.................................................................................................... 6
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре ….................................. 7
Культура как регулирующий фактор социальный отношений ….................... 9
Культурный процесс в современном обществе …............................................ 12
Культура и личность …....................................................................................... 13
Заключение …...................................................................................................... 14
ВУ им. Татищева
Контрольная работа по культурологии на тему:
« Теория культуры Зигмунда Фрейда»
Работу выполнила:
Случевская Анастасия
МБЗ-201
Научный руководитель:
Мартыненко Н. К.
Содержание.
Введение …....................
Концепция зарождения
культуры ….............................
Основы концепции
….............................
Путь к культуре...............
Роль красоты,
чистоплотности и порядка в культуре
….............................
Культура как регулирующий фактор социальный отношений ….................... 9
Культурный
процесс в современном обществе
….............................
Культура и
личность ….............................
Заключение
….............................
Введение.
Австрийский врач и психиатр, основоположник психоанализаЗигмунд Фрейд– фигура ключевая во всей современной культуре. В основе воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормам культуры, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов.
Свою культурологическую
концепция Зигмунд Фрейд
В основе психоаналитической концепции
культуры лежит общеметодологический
принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный
Э. Геккелем. В применении к анализу культур
он означает, что в детстве (онтогенез,
индивидуальное развитие) человек в сокращенном
виде проходит через те же стадии развития,
что и в процессе происхождения культуры
человечества (филогенез, родовое развитие
— происхождение). Этот теоретический
принцип был применен 3. Фрейдом в построении
теории культуры, когда он впервые попытался
рассмотреть параллельно детство (вхождение
в культуру) и становление культуры. Правда,
сложный и многообразный мир детства был
сведен лишь к развитию сексуальности
и роли травматических ситуаций, но сам
путь анализа культуры через познание
детства последующим развитием науки
был признан продуктивным. На основании
этого же принципа Фрейд провел параллель
между "психологией первобытных народов"
и "невротиков". Необходимо отметить,
что указанная аналогия не получила однозначной
оценки в антропологии.
Фрейд разделяет культуру по тому, как
в них осуществляется легализация бессознательного,
культуры различаются по тому, как они
воплощают в жизнь сексуальные стремления.
Западная культура базируется на определенных
религиозных нормах, как и восточная. Именно
в них воплощается принцип реальности.
Западная культура базируется на мужских
религиях (отцовских) - иудаизм, христианство,
таким образом, сексуальные влечения оказываются
под запретом. Восточные культуры базируются
на материнских религиях. Отсюда стремление
западного бессознательного замаскироваться,
и выразиться в другом, не случайно на
Западе существует культурное многообразие,
в отличии от Востока. При наличии запрета,
культурные традиции обрекают на себя
на постоянный поиск новых культурных
форм для маскировки бессознательного.
Отсюда надо понимать все творения европейской
культуры, как творение бессознательного.
1. Концепция зарождения культуры.
С чего же начинается культурная история по Фрейду? Для ответа на этот вопрос З. Фрейд первоначально характеризует докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий З. Фрейд описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы - жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями. Но после отцеубийства сыновьями овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровно-родственное объединение). Это явление получило название экзогамии. Она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения.
Впоследствии образ отца был заменен на тотемическое животное, на которое был перенесен запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убивают и поедают. Этот ритуал, включающий и оплакивание жертвенного животного, служил напоминанием о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. Здесь З. Фрейд связывал воедино основные тезисы психоанализа - Эдипов комплекс, вражду к отцу, тайное желание смерти отца, первичную травматическую ситуацию, трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства).
Таким образом
З. Фрейд стремится объяснить
происхождение религии. "Тотемическая
религия произошла, - писал он, - из
сознания вины сыновей, как попытка
успокоить это чувство и
2. Основы концепции.
В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил примеры фобий (боязни) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова, лошадь и т. д.). Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на животное. Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти. Аналогичным образом З. Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства. "Громадное большинство людей, - замечал он, - нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними... Из психологии индивида мы узнали, откуда происходит эта потребность масс. Это тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских дней". Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний. Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида - участника ритуала Фрейд развивал в работах "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927). Обосновывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, - это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными влечениями. В соответствии с этим религия - универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида.
Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида
— участника ритуала Фрейд развивал в работах "Навязчивые действия и
религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927). Обосновывая
близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд
отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение,
интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического
церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, —
это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными
влечениями. В соответствии с этим религия — универсальный невроз
навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии
индивида.
3. Путь к культуре.
Теория о развитии культуры, как защиты от общества и общественных
отношений получила развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». Она
представляет интерес тем, что написана она была довольно поздно в 1930
году, что представляет возможность как можно ближе познакомиться со
взглядами Фрейда.
Повторимся, что Фрейд подчеркивает - «слово «культура» обозначает всю
сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших
животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и
урегулированию отношений
по отдельности характерные черты культуры.
К культуре мы относим все формы деятельности, все ценности, которые
приносят человеку пользу, «подчиняют ему землю», защищают его от
воздействия природы и т. п. Обращаясь к далекому прошлому, мы находим
первые культурные деяния - применение орудий, покорение огня, постройку
жилищ, среди которых особенно выделяется покорение огня. Что касается
других достижений, то с ними человек вступил на путь, по которому он в
дальнейшем шел все время. Фрейд пишет: «Всеми своими орудиями человек
усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или же
раздвигает рамки их применения…жилище - эрзац материнского лона, первого
и, может быть, доныне желанного обиталища, в котором мы пребываем в
безопасности и так хорошо себя чувствуем».
В результате получаем прямое исполнение большинства сказочных
пожеланий: все это человек создал посредством науки и техники,
появившись на земле поначалу как «слабое животное», на земле, «где и ныне
каждый индивид должен являться на свет как беспомощный младенец». Все
это человек должен рассматривать как достижение культуры. С давних времен
человек создавал себе идеальное представление о «всемогуществе и
всезнании», воплощением которых были боги. Им он приписывал все то, что
было ему запрещено. Можно сказать, что боги и были его культурными
идеалами. Теперь он очень близко подошел к достижению этих идеалов, он
сам сделался чуть ли не богом, правда лишь настолько, насколько
человеческий здравый смысл вообще признает эти идеалы достижимыми. В одних
случаях они совершенно неисполнимы, в других - наполовину. Человек стал
«богом на протезах», величественным, когда употребляет все свои
вспомогательные органы, но они с ним не срослись и доставляют ему порой
еще немало хлопот. Однако при всем своем богоподобии современный человек не
чувствует себя счастливым.
4. Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре.
Мы оцениваем культурный уровень страны по тому, как в ней все
обустроено, насколько рационально используется: как обрабатываются
земли, как служат человеку силы природы и каковы средства защиты от их
разрушительного воздействия. В такой стране «укрощены реки, угрожающие
наводнениями, их воды отведены в каналы и по ним доставляются туда, где
они необходимы». Минеральные ресурсы добываются и перерабатываются в
необходимые орудия труда и приспособления. В достатке имеются средства
сообщения. Но мы предъявляем культуре и другие требования. Как бы
отказавшись от первоначально заявленного критерия полезности, мы говорим о
культурности, видя человека интересующегося вещами, которые вовсе не
являются полезными, то есть не приносят прямой материальной пользы. Они
кажутся, скорее, бесполезными, когда парковые насаждения, полезные городу
как игровые площадки и резервуары чистого воздуха, имеют к тому же
цветочные клумбы. Либо, когда квартирные окна украшены цветочными
горшками. Необходимо заметить, что бесполезным, высокую оценку которого
мы ожидаем от культуры, является прекрасное. От культурного человека
требуется почитание красоты - как встречаемой им в природе, так и
созданной его собственными руками. Этим критерии культурности,
установленные обществом, не исчерпываются, нам хочется видеть также
признаки чистоты и порядка. Всякая нечистоплотность кажется несовместимой