Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:02, контрольная работа
Актуальность изучения теории этногенеза очевидна: вопросы развития, взаимоотношения и взаимодействия различных культур всегда представляют интерес для человечества. Такие понятия как «национальная идея», «межнациональные конфликты», «этническая терпимость», «взаимоотношения центра и регионов» встречаются во многих СМИ. При рассмотрении культурно-цивилизационных процессов в современном мире аспекты теории этногенеза могут выступать в качестве идейного источника.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2. Пассионарность как движущая сила этногенеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Фазы этногенеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2. Пассионарность как движущая сила этногенеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Фазы этногенеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список
использованной литературы . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Введение
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева представляет из себя сложную систему, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Основной идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев, но не ограничился их концепцией.
В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение Л.Н. Гумилева - «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности.
Создавая теорию этногенеза, Л.Н.Гумилев выступил не только как историк, но и как географ, этнограф, востоковед, психолог. Он – один из тех, кто понял, что наступил век интеграции наук. Однако, в период «застоя» о работах Л.Н. Гумилева замалчивали, а если и были отзывы, то, в основном, негативные. Так, В. Чивилихин усмотрел в его концепции «русофобско-спекулятивную сущность», Б.Рыбаков назвал ее «самообманом». 1
В последующие годы также явилось немало критиков, но всех их объединяет одно: они ограничиваются критикой частных моментов: никем не сделано попыток опровергнуть теорию в целом.
Как писал Л.Н.Гумилев, вся история человечества состоит из череды изменений. Издавна люди пытались понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки и культуры… Гумилев же рассматривает историю как историю в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом. В этносах творится история, ибо каждый исторический факт - достояние жизни конкретного народа.
Актуальность изучения теории этногенеза очевидна: вопросы развития, взаимоотношения и взаимодействия различных культур всегда представляют интерес для человечества. Такие понятия как «национальная идея», «межнациональные конфликты», «этническая терпимость», «взаимоотношения центра и регионов» встречаются во многих СМИ. При рассмотрении культурно-цивилизационных процессов в современном мире аспекты теории этногенеза могут выступать в качестве идейного источника.
В рамках данной контрольной работы автором
будет изучено понятие «этнос» в трудах
Л.Н. Гумилева, а также рассмотрены закономерности
его возникновения, развития и упадка.
Понятие
«этнос» в трудах Л.Н.Гумилева
Этническая принадлежность обнаруживается в сознании каждого человека, но не является продуктом самого сознания: нельзя сознательно, по договоренности объединиться в этнос. Также нельзя по договоренности сменить этническую принадлежность, как меняют гражданское состояние.
Этнос представляет из себя коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этот коллектив более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям.
Л.Н. Гумилев применил к этносфере общую теорию открытых систем. Этнос по Гумилеву – это не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы.
Этнос – система динамическая. В ней первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В случае этногенеза роль управляющей системы играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формами движения материи.
Этнос тесно связан с вмещающим ландшафтом: ландшафт действует на этнос принудительно, и при его смене этнос вынужден либо исчезнуть, либо выработать новую форму адаптации, что означает смену стереотипа поведения, что в свою очередь свидетельствует о появлении нового субэтноса или даже этноса, если популяция мигрирует за пределы этноландшафтной зоны.
Этническую классификацию Гумилев считает нужным заменить этнической систематикой. Классификация может быть произведена по любому, произвольно взятому признаку (языку, расе, религии, принадлежности к тому или иному государству), в то время как систематика отражает то, что заложено в природе вещей.
Крупнейшей единицей после человечества в целом, является суперэтнос – группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность. В истории известны такие суперэтносы, как Римский мир, Левант, Византия, Западная Европа («Христианский Мир»), Великая Степь, Китай. Большинство этих суперэтносов существует и в настоящее время, хотя и под другими именами. Например, Западная Европа после Реформации стала называться Цивилизованным Миром, который включает сегодня не только народы Западной Европы, но и потомков европейских колонистов и эмигрантов в США, Канаде, Австралии, Южной Африке, народы бывшей Австро-Венгрии. К ней же примыкают поляки и народы Прибалтики.
Важно заметить, что суперэтносы обычно существуют в границах определенной этноландшафтной зоны. Так, Западную Европу от Российского суперэтноса, являющегося генетическим продолжением Православной Руси, отделяет сейчас, как и в средневековье, невидимая ландшафтная граница – нулевая изотерма января. Сибирские охотники и оленеводы (ханты, манси, нганасаны, тунгусы) представляли еще недавно самостоятельный Циркумполярный суперэтнос. Его отделяла от России опять-таки невидимая граница распространения вечной мерзлоты. В настоящее время Циркумполярный этнос практически полностью вошел в российский, однако это вызвано искусственным переводом кочевников на оседлость.
Суперэтнос определяется не размером, а степенью межэтнической близости входящих в него этносов. Хотя этносы, входящие в суперэтнос, связаны между собой экономическим, идеологическим и политическим общением, это отнюдь не исключает военных столкновений между ними. Однако, в отличие от войн на суперэтническом уровне, когда столкновения приводят к истреблению или порабощению (например, контакт европейцев с индейцами Америки), войны внутри суперэтноса ведут лишь к достижению временного преобладания при стремлении к компромиссу (усобицы древнерусских князей).
Принцип этнической структуры можно назвать иерархической соподчиненностью субэтнических групп. Например, карел в деревне Тверской области называет себя карелом, а, приехав в Москву учиться – русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имело значение, а в городе не имеет, так как различия в быту столь ничтожны, что скрадываются. Но если бы это был не карел, а татарин, то он продолжал бы называть себя татарином, так как религиозное различие усугубляло этнографическое несходство с русскими.
Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в свою очередь – из консорций. Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько
поколений. Тогда они становятся конвиксиями – группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Например, первые колонии в Америке создавали консорции англичан, превратившиеся в конвиксии: Новую Англию – пуритане, Пенсильванию – квакеры, Виргинию – роялисты. Из Англии уезжали консорции, не мирившиеся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя соседям - индейцам и французам.
Этнические системы являются одновременно биологически обусловленными сообществами людей, формой приспособления людей к ландшафту, взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам, группами людей со сходным стереотипом поведения, группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю, устойчивыми эволюционирующими системами, иерархическими структурами.
Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами: языковыми, религиозными культурными, юридическими, хотя и могут ими быть.
Л.Н. Гумилев выделял следующие этнические формы:
Итак, согласно Л.Н.Гумилеву, этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.
Пассионарность
как движущая сила этногенеза
Решая вопрос о том, откуда и почему возникают этносы, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).
В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация: у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал «пассионарностью».
По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы:
1) пассионарии;
2) гармоничные особи;
3) субпассионарии.
Пассионарии - это люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две возможные гипотезы появления пассионариев: либо пассионарная особь захватывает больше энергии, чем нормальная, либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели.
Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.
Пассионарность отдельного человека не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие.
Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса ничтожно. Подавляющее большинство этноса - гармоничные особи - люди работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада – крайне важный элемент в этносе: они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.