Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:00, реферат
Технология культурно-досуговой деятельности – процесс сложный, обладающий определенной спецификой. Сложность и многоплановость этого процесса объясняется тем, что в основе его лежит основная задача – создание культурно-досуговых программ, которые были бы не только интересны, но и полезны, развивали способности личности, кругозор, формировали интеллект, прививали культуру. В связи с этим представляется важным для специалиста не только совершенное знание технологического процесса, но и изучение как традиционных, так и инновационных форм организации культурно-досуговых программ.
Введение 2
Технология культурно-досуговой деятельности,
ее сущность и структура 2
Типовые методики в деятельности учреждений культуры 3
Частные методики в культурно-досуговой
деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) 6
Родовые методы культурно-досуговой деятельности 10
Инновационные технологии в клубных учреждениях 12
Заключение
Список литературы
ПЛАН:
Введение
ее сущность
и структура
деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) 6
Заключение
Список литературы
Введение
Технология культурно-
Технология культурно-
Технология культурно-
- организационная подсистема-
- подсистема методической деятельности (сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.);
- режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ;
-психологическая подсистема
(формальная и неформальная
Стимулом всей системы технологии КДД является цель, задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.
Организация и методика
культурно-досуговой
Культурно-досуговая деятельность является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека, выступает важнейшим средством приобщения людей к культуре, порождает у них потребность в творчестве.
Важнейшими чертами технологии культурно-досуговой деятельности являются: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов.
Структура технологического процесса выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще выражаются в программе.
2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры
В культурно-досуговой деятельности выделяют три составляющих:
1. Информационно-
2. Художественно-
3. Культурно- развлекательная.
Все три типа деятельности имеют как общие структурные компоненты, так и свою специфику в формах, средствах и методах.
Информационно-просветительская
деятельность базируется на современных
информационных технологиях и функционально
обеспечивает наиболее объемные в творческом
отношении художественно-
Информационно-просветительская деятельность не только удовлетворяет потребности человека в получении информации, но и способствует формированию убеждений, которые в процессе усвоения корректируются человеком и становятся его собственностью. Специфику методики информационно-просветительской деятельности определяет тесное взаимодействие содержания с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Она воплощается в формах, несущих знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории и т.п. В таких формах как: устные журналы, чтения, клубные объединения содержание дополняется средствами художественной выразительности. Методика информационно-просветительской деятельности строится с учетом законов восприятия личностью окружающего мира. Ведущим родовым методом информационно-просветительской деятельности является иллюстрирование: предметное, изобразительное, которое позволяет активизировать мышление, вызвать в сознании определенные эмоции, способствует сознательному усвоению материала.
Художественно-публицистическая деятельность отличается от информационно-просветительской тем, что в основе ее методики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного события. Она призвана помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы. Эмоциональное воздействие на слушателей и зрителей достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью. Методике присущи общие черты: полуфункциональности, активности, комплексности, самодеятельности, творчества, инициативы. Специфика методики заключается в:
- возможности применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;
- использовании социально-
- конкретизации художественно-
В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоционально выразительных средств воздействия. Основной вид драматургии – сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов, поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала. Драматургия имеет специфические черты: использование художественного материала из всех видов искусства или поиски оригинального художественного образ; реализация в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую позицию; активный характер драматургии.
В драматургии художественно-публицистических программ необходимо применение метода монтажа, т.к в сценарии программы все разнохарактерные эпизоды необходимо соединить единым композиционно-целостным содержанием.
Основным компонентом технологического воплощения сценария является режиссура. Основным творческим методом – метод театрализации, который применяется совместно с иллюстрированием и игрой.
При подготовке художественно-публицистической
программы создается
Режиссерский замысел апробируется на репетициях, который может видоизменяться. Все изменения режиссер вносит в режиссерскую документацию, которая составляется после утверждения плана. В режиссерский план входят6 монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план, рабочая схема программы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспорта и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности.
Таким образом, методика художественно-публицистической деятельности ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание – восприятие – представление – воображение – переживание.
Культурно- развлекательная
деятельность отличается более динамичным,
активным характером и свободным
типом поведения посетителей
учреждения культуры. Она способна
удовлетворить разнообразные
3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности (массовые, групповые, индивидуальные)
К частным методикам относится методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия.
Массовые формы носят
активный преобразовательный характер,
выступают как необходимая
содержание;
композиция;;
набор средств художественного воздействия;
аудитория и ее расположение в пространстве.
Исходной предпосылкой построения технологического процесса во всех массовых формах КДД является процесс общения.
Подготовительная
Массовые формы КДД
Таким образом, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:
- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
- анализ вида, типа и жанра;
-создание организационно-
- определение содержания, соответствующего цели программы;
- органическое соединение всех
средств и приемов,
- выбор рациональных методов
и приемов организации
К групповым формам относятся: любительские объединения, клубы по интересам, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубные гостиные, музыкальные салоны, деловые игры, аукционы и т.д. Методика подготовки этих форм характеризуется непринужденностью атмосферы общения друг с другом. При подготовке намеченной программы необходимо к ее обсуждению привлекать активистов. При составлении плана необходимо предусмотреть подготовку помещения и интерьера по тематике программы, музыкальное и световое оформление, звуковое обеспечение, транспортное обслуживание, питание. Методика подготовки предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях. Учитываются национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Методика групповой деятельности в любительских объединениях и клубах по интересам строится на: планировании и прогнозировании деятельности участников, развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребностей в общении; привитии навыков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программ. Методика групповых форм обогащается фольклорными играми, например конкурсами кулинаров, песенные и профессиональные конкурсы, мужские состязания в силе и ловкости и т.п.
Информация о работе Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура