Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 22:00, реферат
Имя Арнольда Тойнби (1889—1975), английского исследователя философии истории, приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX века. Его труды переведены на многие языки мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами в пространстве и времени.
Введение
Жизненный и творческий путь
Советы-правила личной интеллектуальной работы А. Тойнби
Предмет изучения истории
Происхождение цивилизаций
Классификации цивилизаций
Этапы существования цивилизации
Процесс зарождения цивилизаций (генезис)
Рост цивилизации
Новаторство в истории
Распад цивилизаций
Надлом цивилизации
Пути выхода из кризиса
Архаизм
Футуризм
Заключение
Список литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Культурология
Тема: «Тоинби о закономерностях истории культуры»
Выполнила: студентка 1 курса
заочного факультета
спец.: реклама
Гусинова Елизавета
Санкт - Петербург
2010 г.
Содержание
Введение
Жизненный и творческий путь
Советы-правила личной интеллектуальной работы А. Тойнби
Предмет изучения истории
Происхождение цивилизаций
Классификации цивилизаций
Этапы существования цивилизации
Процесс зарождения цивилизаций (генезис)
Рост цивилизации
Новаторство в истории
Распад цивилизаций
Надлом цивилизации
Пути выхода из кризиса
Архаизм
Футуризм
Заключение
Список литературы
Имя Арнольда Тойнби (1889—1975), английского исследователя философии истории, приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX века. Его труды переведены на многие языки мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами в пространстве и времени.
Идеи А. Тойнби представляют несомненный интерес для современности, ибо удивительно точно воспроизводят тревоги о перспективах развития общества, поиски выхода из кризиса. Главный труд А. Тойнби — 12-томное "Постижение истории". В отечественной историографии его произведение традиционно называлось "Исследование истории", хотя современный перевод — "Постижение истории" — более точен и раскрывает общий смысл его теоретической конструкции.
А теперь несколько штрихов его жизненного и творческого пути.
Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне в 1889 г., в семье с глубокими гуманитарными традициями, что оказало влияние на его научные интересы. Он изучал античную историю в Баллиальском колледже в Оксфорде, в Британской археологической школе в Афинах, участвовал в экспедициях по Греции и островам Эгейского моря. Греко-римская цивилизация казалась ему особенно привлекательной и послужила исходной моделью в его культурологической концепции. В годы первой и второй мировых войн он работал в Информационном департаменте Британского Министерства иностранных дел научным консультантом по проблемам Ближнего Востока. Приобщение к внешней политике значительно расширило его кругозор, в течение тридцати двух лет (1924—1956) он был постоянным автором ежегодных "Обзоров международных отношений" Королевского института международных проблем. Но главным занятием всей его жизни было изучение истории. Он был профессором византийской и греческой истории в Лондонском университете, а с 1925 по 1956 г. — профессором-исследователем по международной истории в Лондонской школе экономики. Свою работу он продолжал до конца дней. Он умер в 1975 г., в возрасте 86 лет.
Несомненный интерес представляют автобиографические заметки А. Тойнби "Пережитое" — уникальный опыт самопознания. События личной жизни, а также обзор тех перемен, которые произошли за этот длительный период XX века, комментарии и авторское отношение к ним составляют основу этой книги. Она является продолжением монографии "Знакомства", изданной в 1967 году, но пока не переведенной на русский язык.
Напряженный труд был для А. Тойнби могучим энергетическим стимулом, не позволяющим расслабиться или хотя бы "слегка опустить вожжи". Не случайно эпиграф к "Пережитому" гласит: "... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера" (Псалтырь, псалом 193, стих 23).
Он дает пять советов людям, занятым интеллектуальным трудом, когда накопление знаний служит собственному творчеству на их основе.
Вот эти правила. Возможно, они пригодятся многим:
Первый совет: "Не спешите. Подумайте, прежде чем начать действовать. Сначала найдите время обдумать вашу тему или проблему в целом".
Второй совет: "Как только почувствовал, что мозг твой созрел для действия, действуй быстро. Слишком долгое выжидание может привести к еще более пагубным последствиям, чем поспешное действие".
Третий совет: "Пишите регулярно, день за днем, выбрав для себя то время суток, когда вам лучше всего пишется. Не ждите, пока вы почувствуете, что вы в соответствующем настроении. Пишите независимо от того, хочется вам сейчас писать или нет. То, что вы пишете, не будучи в настроении, конечно, будет написано не так хорошо, как то, что вы пишете, когда чувствуете себя в наилучшей форме. Вас не удовлетворит ваш первый вариант. Однако в вашей власти переделать его, ибо он наверняка окажется приемлемым, а вы между тем продвинетесь вперед со своей работой. Если же вы поставите целью добиться совершенства, вам придется шлифовать свою работу до конца своей трудовой жизни".
Четвертый совет: «Не теряйте случайно выпавшие вам свободные минуты. Не говорите себе: "Ну, сегодня мне удалось закончить пораньше и, право, не стоит начинать новую работу до завтрашнего утра (или до понедельника). Так что остаток дня (или недели) я могу отдыхать и думать о работе". Однако это ошибочный подход: правильно приниматься за работу не завтра и не на следующей неделе, а немедленно или, как говорят американцы, "прямо сейчас"».
Пятый совет: "Всегда смотри вперед. Устремляй свой взор вперед, словно мотогонщик, стремящийся за горизонт, который мчится навстречу".
А. Тойнби был уверен, что наряду с талантом и дарованиями не меньшее значение имеют настойчивость, самоограничение, целеустремленность и работоспособность. Эти качества он постоянно, в течение всей жизни, развивал в себе.
А. Тойнби — автор более тридцати книг, кроме 12-томного "Исследования истории", сотен научных статей, публицистических выступлений. Его работы отличаются глубоким интересом ко многим проблемам современности. В переписке с историком, востоковедом Н. И. Конрадом он называл себя историческим оптимистом, преисполненным веры в победу разума над силами зла, в предотвращение угрозы атомной войны, в слияние народов во всеохватывающую цивилизацию, единое человеческое сообщество с универсальным государством. Особенно он предостерегал от утраты духовности, пренебрежительного отношения к вере, идеалам и ценностям. А. Тойнби критиковал марксизм за чрезмерность материалистической интерпретации истории, игнорирование личности, ее духовных возможностей. "Марксизм, — считал А. Тойнби, — должен потерпеть поражение потому, что он лишил себя духовной силы".
Центральная тема культурологии А. Тойнби основана на постижении смысла Истории. Он настаивал на рассмотрении истории отдельных цивилизаций как части универсума, в котором оригинальное и самобытное существует наряду со всеобщим, а история предстает в единстве пространства и времени, длительности и непрерывности. Главным деятелем Истории выступает Человек, его способность отвечать на Вызов, делать свой выбор среди возможных альтернатив принятия решений, откликаться на возникающие обстоятельства повседневной жизни.
Подлинный предмет изучения истории — исследование человеческих отношений, ибо процесс исторического развития всегда персонифицирован, в нем действуют люди, наделенные различными стремлениями, мотивами, склонностями, симпатиями и антипатиями, отношениями родства, вражды, господства и повиновения. Такое "сгущение" социальных эмоций нередко игнорировалось историками из-за боязни быть обвиненными в субъективизме. Тойнби возражает против "индустриализации" исторического мышления, ибо обращение с людьми или животными как с неодушевленными предметами может иметь катастрофические последствия. Он сравнивает деятельность историка с диалогом, в котором "живые учатся говорить живое слово о живых".
История культуры разворачивается как драма идей, столкновение мнений, влекущих за собой триумф или поражение, фарс или трагедию. Непрерывность истории нельзя представить в виде скучной, монотонной и однообразной схемы линейного движения, даже если оно идет по относительно восходящему направлению. Напротив, понятие непрерывности истории имеет значение лишь как символический образ, на котором мы вычерчиваем контуры реального многообразия жизни. В вечно бегущем потоке надо увидеть изгибы живых струй, пороги и тихие заводи, вздыбленные гребни волн и мирную гладь отлива, сверкающие кристаллами торосы и причудливые наплывы льда, когда мириадами форм вода застывает в расщелинах ледников. Это поэтическое сравнение подчеркивает сложность труда историка, призванного воспроизвести необычайно разноликую картину реального мира культуры человечества.
И еще одно возражение-предупреждение высказывает А. Тойнби. Он опровергает европоцентризм, обвиняет в ложности концепцию "единства истории" на базе лишь западного общества, предписывающую всем цивилизациям повторение пути развития, пройденного Европой. А. Тойнби сравнивает представление о прямолинейности движения народов с простейшим образом "волшебного бобового стебелька из сказки, который пробил землю и растет вверх, не давая отростков и не ломаясь под тяжестью собственного веса, пока не ударится головой о небосвод". В действительности происходит иное. Даже представители одного и того же вида обществ, оказавшись в одинаковых условиях, совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый Вызов истории. Одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят Вызову, что выходят не только не ослабленными, но даже создают более благоприятные условия для преодоления грядущих испытаний. Есть и такие, кто следует за первопроходцами, как овцы за своим вожаком. Так непросто складывалась судьба цивилизаций в истории, но многое может быть применено и к описанию современной ситуации.
Истоки европоцентризма, который А. Тойнби называет заблуждением историков, он видит в экономической и политической экспансии западной цивилизации, в результате которой около 65 государств оказались членами единой мировой системы. Но если это в некоторой степени допустимо по отношению к экономике и политическим аспектам социальной жизни, то никак не может быть распространено на культуру, которая не только глубже первых двух слоев, но и фундаментальнее. "Вестерниза» затронула, несомненно, первые две сферы, но "культурная карта" по-прежнему остается уникальной и самобытной, считает А. Тойнби. Всемирная история может быть представлена в виде древа, основание которого, его корневую систему составляют так называемые "примитивные" общества. Он называет приблизительно 650 таких обществ. Они ограничены территориально, малочисленны и часто погибали насильственной смертью. При этом он выражает несогласие с теми, кто утверждает, что это "народы, у которых нет истории".
Однако основное внимание А. Тойнби сосредоточено на последующих образованиях, или ветвях древа. Он называет их "локальными цивилизациями". Это устойчивые общности людей, объединенных духовными традициями и территорией проживания. Цивилизации равноценны, их невозможно располагать по шкале "выше - ниже", каждая из них уникальна. Он допускает аналогию в их развитии с движением по улице, где можно обнаружить, что они сосредоточились в одном весьма узком месте, сзади них довольно большое пространство, которое они удачно преодолели, но и впереди достаточно длинный путь, куда еще никто не ступил.
Цивилизации можно разделить по происхождению на "пер7вичные», возникающие непосредственно из примитивных обществ, "вторичные", порождаемые на их основе, и "третичные" — из вторичных. К примеру, из "минойской" цивилизации возникает "эллинская" и затем уже "западнохристианская" и "восточнохристианская". Тем самым обнаруживается родство цивилизаций, которое А. Тойнби называет сыновне-отеческими отношениями.
Приступая к классификации цивилизаций, Тойнби выдвигает два критерия: общность религии и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Он называет двадцать одну цивилизацию. Каждой из них он дает подробное описание. Перечислим выделенные общества в той последовательности, которую предложил автор:
египетское + андское
китайское + минойское + шумерское + майянское
сирийское
индское + хеттское + эллинское
западное
православное христианское + дальневосточное
( в России) (в Корее и Японии)
православное христианское + дальневосточное
(основное) (основное).
иранское
арабское + индуистское
мексиканское
юкатанское
вавилонское
Жизнь цивилизаций весьма продолжительна, они занимают обширные территории, их население многочисленно. Они имеют тенденцию к распространению и поглощению (ассимилизм) других обществ. Судьба названных цивилизаций была неодинаковой, и некоторые остались в виде археологических реликтов, другие мертвы и только семь существуют в XX в.
В настоящее время, утверждает Тойнби, мы можем безошибочно различить наличие, по крайней мере, четырех других живых обществ того же вида, что и западнохристианское:
1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
2) исламское общество, сосредоточенное в аридной (сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены;
3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны;
4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.
Более детальное изучение обнаруживает реликтовые общества, которые можно сгруппировать следующим образом:
Информация о работе Тоинби о закономерностях истории культуры